Использование игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.


Использование игр и игровых упражнений с мячом
в работе с детьми младшего
дошкольного возраста.
Воспитатель: Н.В.Черных
МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №27 п. Разумное»
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
В своей повседневной работе, мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей последних трёх лет выявило недостаточное количество обобщающих слов, прилагательных, наречий, глаголов, недостаточную развитость грамматического строя речи.
Ведущий вид деятельности дошкольника - игра, поэтому индивидуальный подход к ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить и говорить.
Одним из эффективных приемов являются игры с мячами различной формы, размера и назначения: массажные, су-джоки, резиновые, пластмассовые и другие.
При организации игровой деятельности с использованием мячей дети не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать усталость, которая проявляется у большинства дошкольников, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию речевого материала по какой-либо лексической теме. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Дидактические игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. Используя разнообразные дидактические игры по развитию речи, результативными являются дидактические игры с мячом.
Использование игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи - это возможность достичь на практике эффективных результатов по обобщению и расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников.
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи в процессе использования дидактических игр с мячом с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом, учить активно, выполнять задания вместе с педагогом;
- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;
- развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное взаимодействие;
-развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;
- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.
Новизной дидактических игр является:
1. Развитие грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо, а для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.
2. Развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.
3. Совершенствуется моторика рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других дидактических играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.
Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым, подготавливая руку ребенка к письму. Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (на прогулке, в режимных моментах). В результате коррекционный материал усваивается прочнее без переутомления.
Практическая значимость: дидактические игры с мячом способствуют развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи. Возможность использования дидактических игр с мячом не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) стимулирует речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры.
Результатом применения этих игр является то, что повышается процент усвоения речевого материала, каждый ребёнок становится активным участником, происходит оптимизация процесса коррекции речевых нарушений и в целом гармонизация развития ребёнка.