Отчет: Владение речью, как средством общения: уровень развития у детей старшего дошкольного возраста связной грамматически правильной монологической и диалогической речи.


Владение речью, как средством общения: уровень развития у детей старшего дошкольного возраста связной грамматически правильной монологической и диалогической речи.
Воспитатель первой квалификационной категории
Подготовительной к школе группы №6
Горбатова С.В.В дошкольном детстве для ребенка важна речь. В этом возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической и диалогической речью. Для этого применяются разные методы и приемы. В процессе обучения мною осуществлялась активная работа по обогащению детской речи. Речевые занятия я тесно связывала с занятиями по ознакомлению с окружающим, разыми видами деятельности: сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценировками и рисованием. Я применяла много наглядного материала, который является средством накопления знаний и источником информации. Мною был обогащен педагогический опыт работы по применению методов и приемов развития связанной монологической и диалогической речи. Были подобраны дидактические игры и упражнения, составлена картотека
Большое значение для монологической и диалогической речи имеет игра, в ходе которой дети используют различные игрушки. В процессе игры я совместно с детьми обращала внимание на внешний вид игрушек, рассматривая их, объясняла игровые действия. Таким образом в процессе игры совершенствовала навыки ведения диалога, подключала элементы собственного творчества и высказывания детей. В ходе игры учила детей отвечать на вопросы, вести диалоги.
Также большое значение для развития связной речи имеет театральная деятельность. Вместе с детьми разыгрывались разные сказки, использую конусные и пальчиковые кукольные театры, куклы «би-ба-бо».
С целью обогащения содержания речи большое внимание я уделала наблюдениям за окружающей действительностью. На прогулках вместе с детьми составляли словесные характеристики.
Вместе с детьми много рассматривали картины, беседовали на интересующие детей темы, в ходе которых я побуждала ребенка к связанному высказыванию и ведению диалога.
Большое место в моей работе по развитию у детей правильной диалогической и монологической речи занимало чтение художественной литературы, где я старалась обогатить детский словарь. В процессе чтения художественной литературы работала над грамматическим строем речи детей. Высокохудожественные произведения детской литературы позволяли мне целенаправленно проводит работу по воспитанию детей и «чувству языка» - монологической, диалогической, грамматической сторонам речи.
Также большое значение я уделяла подбору произведений для пересказа, составления описательного и повествовательного рассказа. Проводились индивидуальные работы в вечернее время. Для помощи использовались разнообразные игровые, словесные, наглядные приемы: опорные картинки и фланелеграф, просмотр диафильмов.
Значимое место занимает художественное творчество. Мною предлагалось детям создать рисунки по собственному выбору на сюжет прочитанного произведения. А также большое внимание уделялось самостоятельному творчеству детей. Изобразительная деятельность и художественная литература имеет большое значение в развитии речи ребенка.
Достаточно времени в своей работе с детьми отвожу для дыхательных, артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики, упражнениям и играм по развитию мелкой моторики, играм на развитие слухового внимание и фонематического слуха.
В работе с родителями много внимания уделяю консультациям по вопросам развития связанной речи у детей, знакомлю с приемами, способствующими становлению монологической речи.