Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста


Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Камышлов, 2017
Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста/ сост. О.В.Иванова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук составлен с учетом ФГОС ДО, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка это игра, Разработка может быть использована воспитаелями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc476835730 \h 4Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов PAGEREF _Toc476835731 \h 6Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами PAGEREF _Toc476835732 \h 9Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры PAGEREF _Toc476835733 \h 10Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры PAGEREF _Toc476835734 \h 11Список литературы PAGEREF _Toc476835735 \h 12
Пояснительная записка“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.
В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:
- Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);
- Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);
- Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);
- Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)
Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов«Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
23952201129030Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой
поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом насебя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательноеприкосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-
назад.
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка -
Это просто многоножка.
«Человечек»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам поиграть.
- Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол- Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
«Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите иопустите кисти (помашите крыльями).)
- Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем илинесколькими пальцами, сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите иопустите кисти.)
«Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести
моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого
пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести
вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг
друга. «Моторчики» могут работать быстро и
медленно.
«Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
right4352290подражать движениям взрослого.
Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.
Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте
стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают
правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться
быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читатьбыстрее).
«Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
40360607052310взрослого.
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная сбольшого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак,начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами«Прячем ручки»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
2489835765810Материалы: платки или коробки.
Предложите детям повторить следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячутруки за спину.)
- Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Детипоказывают руки.)
- Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
- Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки
под платок, в коробку.
Ира «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее владони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует
ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха,
поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем
раздайте им резиновые груши и предложите «сделать
ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшойбумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха
Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры «Платочки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.
Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:
Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?
«Прятки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить
19278602375535определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.
Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:
Кто там прячется от нас?
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!
Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры«Человечки»
2356485746760
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно
определенных движений.
Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые
одеты куколки из шариков для пинг-понга.
Здравствуй, здравствуй, бабушка!
Здравствуй, здравствуй, дедушка!
Приходи, чаек попьем!
Чай попьем, потом споем!

«Клювики»
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно
определенных движений.
Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»
«клюет» бумажные шарики.
Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали:
Это - Гале, это - Нине,
Это – Тане, это – Лине,
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Петруша!
Список литературыПальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maminpapin.ru/palchikovie-igri-v-kartinkax-i-v-stixax/ свободный (дата обращения 19.10.1016)
Пальчиковые игры и упражнения по временам года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-palchikovie-igri-v-kartinkah-482651.html свободный (дата обращения 19.10.2016)
Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-malyshei-ot-1-do-3-let.html свободный (10.10.2016)