Методическая разработка урока по теме «Развитие университетского образования во второй половине XIX века» программы элективного курса «Развитие науки и культуры в XIX в.»


Разработка урока по теме «Развитие университетского образования во второй половине XIX века» программы элективного курса «Развитие науки и культуры в XIX в.»
Тема урока: Развитие университетского образования в первой половине XIX века.
Тип: изучение нового материала.
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о развитии вышего университетского образования в России в первой половине XIX века.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века;
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, объяснять понятия, излагать материал, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и к истории в частности.
Оборудование: компьютер, карточки с источниками, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствую учащихся, проверяю готовность своего рабочего места, прошу школьников проверить готовность своих рабочих мест. Создаю благоприятную для совместной работы атмосферу в классе. Приветствуют учителя, проверяют готовность своих рабочих мест. Настраиваются на работу.
Проверка ранее изученного материала Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с развитием системы образования в XIX веке и перейдем к развитию высшего университетского образования во второй половине XIX века.
Для начала, давайте вспомним, какие уставы были приняты в первой половине XIX века?
Какие изменения произошли в университетах в связи с принятием данных уставов?
Молодцы. Теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Отвечают на вопросы, делают выводы.
.
Изучение нового материала
Домашнее задание
К середине 19 века в Российской империи назрела необходимость проведения изменений в сфере высшего образования. Отставание от Европы в области науки подталкивало к реформированию системы образования и созданию нового университетского устава, который бы заменил предыдущий, принятый в 1835 году.
О создании специальной комиссии для подготовки нового устава мы с вами узнаем посмотрев фильм «150-летие принятия Университетского устава в 1863 году». В ходе просмотра фильма вам нужно будет кратко записать основные моменты, и сделать выводы.
− Итак, ребята. Вы посмотрели фильм, теперь скажите, опираясь на знания пройденной темы, отличался ли устав 1835 года от устава 1863 количеством факультетов, если да, то какими?
− Чем отличился Санкт-Петербургский университет?
− Какие еще изменения вводились с принятием нового устава?
Молодцы, ребята. Кроме того, давая общую оценку уставу 1863 г., необходимо отметить, что им была восстановлена университетская автономия, устав способствовал определенному прогрессу университетов как центров науки и образования; происходит расширение прав профессорской коллегии, улучшение материального положения профессоров, что способствовало включению в их ряды молодежи; кроме того, происходит складывание достаточно стройной системы подготовки университетских кадров; университеты получают права самостоятельного утверждения в ученых степенях. Однако надзор властных структур за университетами в значительной степени сохранился.
А сейчас давайте запишем выводы в тетради.
− Продолжим изучать тему. Уже в 60-х гг. после того, как на пост министра народного просвещения оказывается Д. Толстой, предпринимаются попытки пересмотрения университетского устав 1863 г. Причиной являлось участие студенчества высших учебных заведений в общественной жизни и революционном движении. Таким образом началась работа по созданию нового устава, который был утвержден Александром III в августе 1884 г.
Сейчас я хотела бы чтобы вы поделились на 4 группы. Вам будут предоставлены отрывки из документа, а именно устава 1884 года и 1863 года. Ваша задача заключается в том, что вы должны будете ознакомившись с источниками, зафиксировать отличия устава 1863 года от устава 1884 года в таблице, а затем выступить перед аудиторией. Выберите одного человека, который будет выступать. Первая группа будет составлять сравнительную таблицу о попечителе учебного округа. Вторая группа расскажет нам о ректоре. Третья группа о факультетах, а четвертая об университетском совете.
Итак, ребята, мы с вами изучили новую тему, вы все молодцы, хорошо подготовились.
А теперь запишите домашнее задание. Познакомиться дома с информацией о положении студенчества после принятия устава 1884 года. Какие требования были предъявлены студентам, какие испытания они должны были проходить при поступлении и во время учебы. Несколько учащихся могут подготовить доклады на 5-7 мин. Смотрят фильм, делают записи в тетрадях.
Просмотр видеофильма «150-летие принятия Университетского устава в 1863 году».
− По Уставу 1835 года университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Уставом же 1863 года предусматривалось в состав университета состоит из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского. Для университета Санкт-Петербурга устанавливалось исключение: здесь отсутствовал медицинский факультет, зато полагалось иметь факультет восточных языков.
− Возрастало число штатных профессоров, включались новые дисциплины и в связи с этим наблюдалось открытие новых кафедр. Новый устав вновь вводил выборность профессоров и всех административных должностей, восстановил права Совета профессоров и университетский суд.
− Делают записи в тетради.
Записывают выводы.
Работа с источниками в группах. Выступление учащихся.
Записывают домашнее задание. Определяются с докладчиками, которые будут выступать на следующем занятии.
Подведение итогов урока (рефлексия) Молодцы ребята. Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. А теперь давайте все вместе поставим оценки классу.
Какова результативность работы класса сегодня на уроке?
- Чему я научился на уроке?
(Высказываю своё суждение об уровне достижения учащихся).
Всем спасибо за урок! До Свидания! Высказывают мнение о результативности работы. Оценивают себя и товарищей.