Доклад на тему: «Алдыы-Адыр-Мажалык, Yст??-Адыр-Мажалык – славные и исторические горы» (8 класс)


Анкета-заявка
участника Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО» (2016-2017 учебный год).
Высылается на электронный адрес: rc-tyvamendeleev@mail.ru
Работа представлена на секцию__Культурологическая_ Возрастная группа ___13 лет__
Фамилия, имя, отчество автора (полностью) __Монгуш Найыр Владиславович_____ Название работы ____________ «Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык –
славные и исторические горы»_____________________________________________ День, месяц, год рождения_20.05.2003 г. Место учебы: школа_МБОУ СОШ с. Барлык__-_8_ класс_Барун-Хемчикский кожуун с. Барлык ул. Октябрьская д. 26 _____ полный адрес школы: индекс_668043__ город___________ область___________ село__Барлык_______ телефон школы __8 (394-41) – 21-2-52_____________________ E-mail автора ___ sechek2014@mail.ru ______(обязательно) Мобильный телефон автора ___89233896741____________________________________________________________Фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью) ____Сечек Айланмаа Борбак-ооловна_____________________________________________________________ должность__учитель тувинского языка и литературы_____________________________
Место работы____МБОУ СОШ с. Барлык Барыын-Хемчикского кожууна____________
Мобильный телефон руководителя работы _89293143378_ e-mail _sechek2014@mail.ruФИО руководителя образовательного учреждения ___________Кандит-оол Шончалай Кудус-ооловна_________________________________________________________
Возможность участия на Всероссийском этапе фестиваля ПОДТВЕРЖДАЮ
Подпись директора ОО______________________________________(_____________)М.П.
Дата заполнения___15.02.2017 г.____________
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
___________________________________________________________________________
668043, Республика Тыва, Барун-Хемчикский кожуун, с. Барлык, ул. Октябрьская д. 26
Доклад на тему:
«Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык –
славные и исторические горы»
Выполнил: Монгуш Найыр Владиславович,
ученик 8 класса МБОУ СОШ с. БарлыкРуководитель: Сечек Айланмаа Борбак-ооловна,
учитель родного языка и литературы
Барлык – 2017 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………….
«Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык – ат-алдарлыг, төөгүлүг даглар» ……
Заключение …………………………………………………………………………………….
Приложения № 1. ……………………………………………………………………………...
Введение
Тема: Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык – славные и исторические горы.
Цель данной темы: Горы Алдыы-Адыр-Мажалык, Устуу – Адыр-Мажалык села Барлык Барун-Хемчикского района не были конкретно исследованы. Эти горы имеют свою историю, славу, связанную с историей республики, с нашими предками и эту историю надо передать подрастающему поколению.
Задачи данной работы: просмотреть какие постройки были рядом с историческими и славными горами Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык, кто были строители и какие события происходили.
Вопросы, которые нужно исследовать по поднятым задачам:
- Систематизация гор, окружающих село Барлык;
- Наблюдение и анализ этих гор;
- Познакомиться с исследовательским материалом про эти горы;
- Анализировать материалы из газет и журналов по данной теме;
- Работать с ветеранами – информантами по данным вопросам.
Новизна исследовательской работы в том, чтобы изучить глубоко и подробно историю этих горю.
Объект исследовательской работы: горы Алдыы-Адыр-Мажалык и Yстүү-Адыр-Мажалык.
Работа состоит из введения, очерка, списка использованной литературы и заключения.
«Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык –
славные и исторические горы»
Тыва – это страна гор. Большую часть территории Тувы занимает горы и хребты, а малую часть – речные долины, низины. А самые высокие вершины гор окружают республики со всех сторон.
В Барун-Хемчикском районе много сел и жителей. А село Барлык расположен рядом с районным центром Кызыл-Мажалык, и поэтому имеет хорошие условия для житья и разведения домашнего скота. Саадак-Терек – это первоначальное название села Барлык. О Саадак-Тереке есть даже легенда. И она гласит о том, что во время восстания 60-ти богатырей один воин повесил на дерево свой колчан и там забыл, и отсюда пошло название «Саадак-Терек».
Село Барлык окружен со всех около 22-мя горами. Со стороны поля: Алдыы-Адыр-Мажалык, Yстүү-Адыр-Мажалык, Аглы-Шат, Аптаралыг-Тей, Калбак-Тей, Дагыр-Тей, Алдыы-Чер-Тей, Yстүү-Чер-Тей, Чалбак-Тей, Өртең-Тей, Кара-Тей, Шөлдээ-Мажалык, Бедик-Дөң, Кыскаш-Тей, Кыдыы-Шыраа-Булак, Ортаа-Шыраа-Булак, Чолдак-Шыраа-Булак. Со стороны реки: Кызыл-Тей, Кызыл-Хая, Алдыы-Чук, Yстүү-Чук, Чирик-Аксы. И как мы видим, наши праотцы лбили свою природу, оберегали ее, и, чтобы она оставалась такой же прекрасной, они разными замечательными названиями олитцетворяли. А среди этих гор Алдыы и Yстүү-Адыр-Мажалык, также Кара-Тей – имеют незабываемую историю и славу.
Тувинцы – это кочевой народ. С древних времен они кочевали с одной местности в другую в каждый сезон года: кыштаг, чазаг, чайлаг и кузег.
В настоящее время наши скотоводы кочуют на зимнее стойбище в горах со стороны пастбища, там же они и весну проводят, а со стороны реки – лето и осень встречают и провожают. В настоящее время нету местностей, где бы скотоводы специально гоняли отару осенью и весной.
Так же местные животноводы села, чтобы обозревать свой скот и выгонять на пастбище, давать скоту отдыхать в тени и выбирают Алдыы и Yстүү-Адыр-Мажалык, так как эти горы самое удобное местечко в селе.
Название гор идет от того, что они по своему расположению - нижний и верхний – одинаковые, соседние и параллельные, а мажалык означает, что они посередине поля. Горы расположены параллельно: гору со стороны села Бижиктиг-Хая называют Алдыы (Нижний), а сло стороны нашего села – Yстүү (верхний). Алдыы-Адыр-Мажалык смотрит в сторону Кызыл-Мажалыкка и она похожа на черепаху. Это потому, что гора взывает благословение и мольбу от неба. Эту схожесть заметили работники огорода села.
В честь горы Адыр-Мажалык были названия районный центр Барун-Хемчика, улица, родильный дом и молочная ферма.
В 1939 году между двумя горами был построен ивневый хлев. Во время Великой Отечественной войны именно в этом хлеву принимали скакунов для фронта. В это время в десятидворках местный чиновник указывал, сколько скакунов нужно было сдавать. Занимаясь животноводством, люди собирали мясо, шкуры для шитья одежды фронтовикам и все это они отправляли Кызыл. Там работал человек по имени Чимит. Во время коллективизации ту базу переместили в село Бижиктиг-Хая. По воспоминаниям, отца Хомушку Любовь Доржуевны Хомушку Доржу Боратановича, жившего в селе Барлык с 1924–1981 годах таковы: «Когда приехал из села Алдын-Булак, чтобы отдать в помощь для фронта своего коня, около горы Адыр-Мажалык был ивневый хев (чыраа кажаа)».
Еще одна удивительность – перед дорогой на фронт, солдат строили именно у Адыр-Мажалыка и отсюда провожали их. Это, наверное, своего рода символика, чтобы наши солдаты были стойкими, крепкими как гора; чтобы у них была высоко поднята голова; чтобы они мужественно переносили все тяготы, чтобы защищать свою родину.
С 1980 года была эпидемия бешенства, тогда много домашнего скота полегло. Чтобы сжечь все эти останки недалеко горы Адыр-Мажалык, были вырыты скотомогильники и закрывались на замок. То ли из-за нехватки автомобилей, то ли из-за лени люди села та этом месте сделали свалку и это очень огорчает.
В сороковые годы, когда еще село не было построено, когда еще рядом с горой ничего не было построено, позади Адыр-Мажалыка располагалась детское кладбище. До семидесятых годов, чтобы похоронить маленьких детей, обернув в ткань, по старинным обычаям клали под небольшие скалы, а детей с 10-ти лет, хоронили в землю. Против этого никто не выступал. В настоящее время могильники там же остаются.
В пятидесятые года вокруг Адыр-Мажалыка скотоводы проводили осень, а летом, когда нужно много воды, они кочевали в местечко Кара-Тей. А зимовья у них находились в Алдыы, Yстүү-Дылаан-Кара, Кара-Шаараше и Хөнделеңе. Дети тех животноводов зимой играли и катались с горы на кожанках. В основном жили в этих местах племя Сарыгларов. Тогда люди обрабатывали землю с помощью вола и пасли свой скот.
В шестидесятые годы, когда колхоз распался и строился совхоз, животноводов переселили в зимовья, которые находились далеко от Адыр-Мажалыка. И с этого то времени гора начала опустеть. В данное время остались следы от юрт и навоза. Еще одна характеристика того, что гора стала безлюдной местностью – в районном центре была построена бойня, а останки выбрасывали за горой.
Шагаа - национальный праздник тувинцев и основа игрищ. В 1950-е годы во время праздника и стар и млад, собирались на горе Адыр-Мажалык, чтобы проводить старый год и встретить новый, проводили обряды: мужчины совершали обряды окуривания можжевельника (сан-салыр), также выколачивали одежду и играли. До 1987 года в феврале-месяце члены профкома Мөнгүн-оол Дүдүкпенович, Кертине Сарыгларовна, Елизавета Дүвековна, Базыр-оол Даржаевич, Любовь Доржуевна ставили юрты у горы во время празднования Шагаа. Тогда были даже юрты, покрытые простой тканью. Людей, носивших национальную одежду, было не так уж и много. Только у Сараадаковны пальто выделялось. Проводились соревнования по всем видам тувинских национальных игр.
В 1955 –е годы цемент был, но поступлений от русских земель было маловато из-за чего использовали скалы горы Yстүү-Адыр-Мажалыка для фундамента первых домой улицы Мира.
Гора Үстүү-Адыр-Мажалык выделяется тем, что в ней есть пещера. Ее люди не замечают, так она не свеем видна.
В 1964 году был построен хлев, чтобы растить коров, а учетчиком в то время была Боралдай-оол Сырга Иргитовна. Хлев для лошадей был построен вблизи. А животноводом был, родившийся 1911 году, Хомушку Дарыма Дагдыржапович. Его дом располагался рядом с горой.
В 1964 году самый первый огород располагался позади горы Адыр-Мажалык, где в нынешнее время свалка. У горы почва плодородная и защищенная от ветра, поэтому овощи росли хорошо. Первым агрономом был – Евременко, а последним – Соржу Саара Сулдемовна. А сторожем работал Сарыг-оол Донгакович. Дети рабочих первого огорода до сих пор живут и работают с нами. В то время ежемесячная зарплата составляла 50 рублей. В огороде выращивали все: помидор, турнепс, свёкла, огурец… до первого сентября, чтобы собрать урожай, участвовали и учащиеся. Их делили по звеньям, и у каждого звена был руководитель. Он отмечал всех и за десять рабочих дней в огороде, выделял лучшего среди учеников и награждал. А наградой могли быть деньги либо спортивная одежда. Данный огород проработал в долгое время и в 1970-ом году распался.
В настоящее время от огорода осталась только канавы, с весны 2010-ого года жители села Кызыл-Мажалык и организации сделали там свалку. Жители нашего села крайне возмущены и ведут беседы но том, чтобы уничтожили свалку. А молодежь села даже предлагали оштрафовать каждого суммой на 1000 рублей. И это все означает, что наша молодежь знают, любят и почитают свои исторические и славные горы. С 1978 года под руководством Дожулаа Чыртак-оола Хертековича заново начали выращивать овощи, а в местечке Чер-Тей построили огород. Тут работали корейцы и узбеки.
В 1980-ых годах XIX века, во время перестройки, рядом с Yстүү-Адыр-Мажалык была построена из глиняного кирпича-сырца первая ферма (СБФ), где помещались около 250 коров. У данного хлева земля была прочной и хорошей. В данной ферме работал много мужчин и женщин-доярок. У подножия горы была открыта лаборатория для принятия родов домашнего скота. Держали примерных и специальной породы быков, баранов, жеребцов и кабанов. Первым заведующим был осеменатор Глушин со своей женой, ветеринаром - Чумбуу Бопук Күжүгетовна, а Хомушку Доржу, Хомушку Мөрзекей, Монгуш Данчык, Монгуш Дарган-оол были пастухами.
«Чтобы было долголетие, нужно встречать рассвет и провожать закат» - есть народная мудрость у наших предков. Так же как в это м высказывании, выпускники нашей школы с 1967 по 2005 встречали рассвет на горе Yстүү-Адыр-Мажалык, с развитием времени с учителями и родителями установилась традиция встечать рассвет на горах Шивээлиг-Даг и Кара-Тей. Почему же встречают рассвет? Это потому, чтобы у выпускников была открыта дорога к жизни, чтобы было так же светло, как с рассветом, и не было препятствий.
В 1970-ых годах XX века автозаправочную станцию, располагавшегося у берега Кара-Суг, переместили в близ горы Адыр-Мажалык, чтобы для рыб и животных не было вреда. Сторожем у заправки был Монгуш Дылай Көкович, а заправщицей – Хомушку Сесеңмаа Идээжиевна. В 1992 году станцию для заправки перместили в другое место.
В 1997 году проложили асфальтированную прямую дорогу к селу Эрги-барлык между двумя горами Адыр-Мажалык.
С 1990-ых открыли купальню для овец впереди горы, а в настоящее время животноводы и ветеринары до сих пор пользуются. А купальни для коров находится в селе Бижиктиг-Хая
Молодежь – наше будущее. От них зависит будущее нашей малой родины. Не только молодежь, но и пожилые жители села любят, почитают, охраняют свою Адыр-Мажалык, там они отдыхают, молятся. В зимнее время дети в свое свободное время играют на горе: катаются на санках, лыжах и т.д. А летом – занимаются спортом (гимнастика, кроссы). И вероятно, что подрастающее поколение волнуются за будущее нашего села.
В 1967 годах жил человек по имени Хамза в селе, интеллигент и киномеханик из района Тожу, который встречался с немкой. Перед возвращением на свою родину этот человек написал на горе свое имя. С того времени пошло традиция писать свои имена либо инициалы на Адыр-Мажалыке. Это для того, чтобы друзья были всю жизнь дружны, вспоминали друг друга не только в хорошие времена, но и в трудные и, чтобы спустя много-много лет возвратиться в свое село и увидеть свои надписи. Среди этих имен есть даже надписи тех людей, которые покинули наш мир давно. А надписи влюбленных сердец так же можно там увидеть, так как они тайком на горе устраивают свидания. Есть пары, которые создают семьи. В настоящее время подрастающее поколение делает надписи в виде объявлений, которая свидетельствует о никчемности и ветрености у них.
Заключение
Такие интересные, незабываемые события происходили у гор Ажыр-Мажалык и это все передалось нам от наших отцов и прадедов, и мы должны гордиться и прославлять их. Мы не должны забывать и запятнать это наследие.
Всю эту красоту и особенность этих двух гор мы можем увидеть в не только в прозе, но и в стихах наших тувинских писателей. Например, в произведении С. Сүрүӊ-оола «Көк-көк даглар», Е. Тановой «Даглар» и т. д.
Территорию Тувы 82 % занимают горы, а 18% - ровные и сухие местности. Таким образом, слова писательницы, Светланы Владимировны Козловой, поднимает дух и захватывает человека: «Горы Тувы меня не отпустили».
Действительно, горы поднимает дух человека. Таким образом, мы должны заботиться и уважать их.
И все это подтверждается стихотворением Виктора Шогжаповича Кок-оола:
Тыва чурту – мээң-не чуртум,
Тынып чорда, хостуг чуртум,
Топтап, бодап, сактып кээрге,
Даглыг, шөлдүг чаагай чуртум.
Приложения № 1.
Информанты
1. Ооржак Шагдыр Бүдүпович - 09.09.1933 чылда Шекпээр сумузунга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 79, Барлык суурнуң Береговая кудумчузу бажың 36-да чурттап турар.
2. Ооржак Оочукай Бадан-оолович – 01.01.1933 чылда Кызыл-Мажалыктың Көөп-Кежигге төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 79, Барлык суурнуң Береговая кудумчузу бажың 26-да чурттап турар.
3. Сарыглар Токтак-оол Мунзукович – 28.02.1943 чылда Аксы-Барлык сумузунуң Шивээлиг-Даг оваа баарынга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 69, Барлык суурнуң Малчын кудумчузу бажың 8, квартира 1-де чурттап турар.

4. Сечек Борбак-оол Сарыгларович - 08.07. 1945 чылда Хөнделең сумузунга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 67, Барлык суурнуң Малчын кудумчузу бажың 4, квартира 1-де чурттап турар.
5. Сечек (Девилдей) Клара Кууларовна - 01.09.1948 чылда Таңды кожууннуң Көк-Булуң сумузунга төрүттунген. Амгы үеде назы-хары – 64, Барлык суурнуң Малчын кудумчузу бажың 16-да чурттап турар.
6. Наскыл-оол (Хомушку) Любовь Доржуевна – 18.09.1948 чылда Хөнделең сумузунга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 64, Барлык суурнуң Чүргүй-оол кудумчузу бажың 12, квартира 2-де чурттап турар.
7. Монгуш Кертине Сарыгларовна – 20.02.1944 чылда Хөнделең сумузунга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 68, Барлык суурнуң Чүргүй-оол кудумчузу бажың

8. Ооржак Саарбай Бадан-оолович – 23.03.1942 чылда Кызыл-Мажалык суурга төрүттүнген. Амгы үеде назы-хары – 70, Барлык суурнуң Мира кудумчузу бажың 4, квартира 2-де чурттап турар.