Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога психолога по эмоционально-речевому развитию с использованием ИКТ для дошкольников с ОВЗ Теремок.


Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию эмоционально-речевого развития
«Теремок»
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы и речевого развития у детей старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Задачи:
1.Образовательные:
-расширить словарный запас по теме «Дикие животные»;
-обогащать эмоциональный словарь;
-практиковать в образовании сложных прилагательных; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, правильно употреблять в речи простые предлоги.
2. Развивающие:
-развивать интонационную выразительность речи,
- диалогическую речь;
- эмоционально-выразительные движения, общую и мелкую моторику; - произвольность и самоконтроль, активное внимание, воображение, память, предпосылки логического мышления;
-совершенствовать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
- создать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона;
- воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность.
Оборудование:
Интерактивная доска, маркеры; мультимедийная система, презентация(слайды); ёжик игрушка; кирпичики; шапочки-маски для инсценировки сказки.
Предварительная работа: знакомство с чувствами радости, грусти, злости, страха, удивления, отвращения, с дикими животными и их детёнышами; рассказывание сказки «Теремок». Ход образовательной деятельности
Ритуал приветствия «Здравствуй!»
Педагог-психолог. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес, но для этого нам нужно быть очень дружными.
Встаньте в круг, держась за руки. По очереди тихо пожмите руку соседа и скажите: «Здравствуй, (имя), я рад(а) тебя видеть!». Закройте глаза. Откройте. Вот мы с вами и оказались в лесу. (Слайд «Лес».)
Игры и упражнения.
Игра «Кто в лесу живёт».
Учитель-логопед. Ой, ребята, посмотрите, что это? (Слайд «Теремок»)
Все мы знаем, все мы верим! Покружись, остановись!
Есть на свете чудный терем. К лесу задом, к нам лицом,
Терем, терем, покажись, И окошком и крыльцом.
-Что мы увидели в лесу? (это домик)
-Из какой сказки этот домик? (Из русской – народной сказки «Теремок»)
- В этом домике жили дикие животные. Давайте будем передавать ёжика друг другу из рук в руки и называть ласково животных, которые жили в теремке и которые приходили к нам в гости. (Слайд «Дикие животные»)
Игра «Найди своих».
Педагог-психолог. К животным, которые живут в теремке, приходят в гости их друзья. (Слайд «Звери за столом».) Давайте им поможем узнать друг друга.
Вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животный узнаёт своих: заяц узнаёт зайца, волк узнаёт волка и т.д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных.
Каждый ребёнок из «стаи» показывает двум «Заблудившимся зайчикам» движение, которое не считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся зайчики» должны повторить их за ним. Можно предложить поиграть в медведей, белок, лисичек и т.д.).
Игра «Дразнилки».
Учитель-логопед. Наши звери собираются в теремке и иногда балуются передразнивают друг друга. Давайте тоже с ними поиграем.
Дети произносят фразы и показывают движения.
У зайца длинные уши - он длинноухий.
У лисы длинный хвост – она длинноухая.
У волка острые зубы – он острозубый.
У медведя толстые лапы – он толстолапый.
У мышки тонкие лапы – она тонкопалая.
У зайца короткий хвост – он короткохвостый.
Ритмическое упражнение «Зайчик и баран»
Педагог-психолог. Наш зайчик, чтобы позвать друзей в гости, берёт барабан и начинает стучать. (Слайд Заяц с барабаном.) Давайте покажем, как он это делает. Вставайте в круг в затылок друг к другу. Один из вас отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».
Игра «Кто в теремочке живёт».
Учитель-логопед. Наши звери не сразу стали жить в теремочке все вместе. Они приходили по одному и спрашивали, кто же в теремочке живёт. А делали они это по-разному. Давайте скажем фразу голосом мышки, волка, лисы, медведя: «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?».
Психомышечная тренировка.
Педагог-психолог. У наших зверей в лесу есть семьи, в которых много детёнышей. (Слайд «Медведица».( Мама-медведица собирает всех детёнышей в лесу и играет с ними.
«Игра с шишками». Медведица бросает шишки зверятам. Они ловят их с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Зверята откидывают их в стороны и роняют шишки вдоль тела-лапки отдыхают. Медведица снова кидает шишки. (Повторить игру 2-3 раза).
«Игра с пчёлками». Медведица зовёт золотую пчёлку поиграть со зверятами. (Дети поднимают колени, делая домики). Пчёлка пролетает под домиками (коленями). Медведица говорит: «Летит!», и зверята дружно распрямляют свои лапки, но ловкая пчёлка не попалась. (Повторить игру 2-3 раза).
Игра «Прятки» (Слайд «Звери прячутся»)
Учитель-логопед. Детёныши любят прятаться от медведей, давайте поможем ей их найти.
-Произносим весело:
Зайчонок спрятался под кустиком.
Бельчонок спрятался в дупле.
Волчонок спрятался на пенёчке.
Медвежонок спрятался за деревом.
Ежонок выглядывает из норки.
Мышонок висит над мухомором.
Речь с движениями «На водопой».
Педагог – психолог. Недалеко от теремка есть речка, куда наши дикие животные ходят на водопой. (Слайд «Речка».). Давайте расскажем и покажем, как они это делают.
Как-то днём лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой: друг за другом.
За мамой лосихой топал лосёнок, Идут громко топая.
За мамой лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках.
За мамой ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигают-
За мамой медведицей шёл медвежонок, ся вперёд. Идут вперевалочку.
За мамой белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку.
За мамой зайчихой- косые зайчата, Скачут на выпрямленных ногах.
Волчица вела за собою волчат,- Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг делают движения
Н.В. Нищева языком -«лакают»).
Инсценировка сказки «Теремок» (Слайд Сюжетная картина из сказки «Теремок».Учитель-логопед. Наши звери по вечерам в теремке показывают разные спектакли. Давайте оденем шапочки – маски и тоже поиграем.
Игра «Эмоции зверей». (Слайд «Разные эмоции»).
Педагог-психолог. Когда медведь случайно сломал теремок, все звери расстроились и начали думать, как же им его починить. Давайте покажем, какие они были. Вставайте в круг и, двигаясь друг за другом, покажем печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую мышку, удивлённую лису.
Игра «Добавь красивое слово».
Учитель-логопед. Звери с помощью друзей смогли построить новый теремок, где уместились все дикие животные, которые жили в лесу. И стали жить очень дружно. Давайте поможем им сделать дорожку к теремку. Для этого нужно назвать , кто живёт в лесу, добавляя красивые слова-признаки, и выложить кирпичики для дорожки:
В лесу живёт хитрая лиса.
В лесу живёт злой волк.
В лесу живёт маленькая мышка (Неуклюжий медведь, трусливый заяц, любопытный ёжик) и т.д.
Танцевальная импровизация.
Педагог-психолог. Очень понравился зверям новый теремок. Стали они веселиться , танцевать. (Слайд «Веселье зверей») Давайте и мы потанцуем.
Рефлексия.
Педагог-психолог. Пора возвращаться в детский сад Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Закройте глазки и передайте рукопожатие по кругу, начиная с Юли. Вот мы и вернулись с вами в детский сад.
Учитель-логопед. Что вам запомнилось в сегодняшнем путешествии по сказке? (ответы детей).