Программа Коррекционно-развивающее обучение как адаптивная система для детей с задержкой психического развития



На окружную образовательную выставку
«Инновационная деятельность
как условие реализации Регионального комплексного проекта
модернизации образования»


НОМИНАЦИЯ: Сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.








ПРОГРАММА

« Коррекционно-развивающее обучение
как адаптивная система для детей
с задержкой психического развития»





Автор: Хорошавцева Татьяна Николаевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Бийск Алтайского края














Содержание программы


Пояснительная записка


Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили
Поздно учли
Нет, не рождаются трудными дети –
Просто им вовремя не помогли.

История развития школы свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных социокультурных сдвигов, стимулируя и определяя становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и принципов хозяйствования. При этом интенсивность этих перемен напрямую зависит от того, насколько мобильна, способна к реформированию система образования в соответствии с меняющимися представлениями о личности и об образовании.
Одним из критериев качества образования следует считать создание школой условий для реализации семьей права выбора форм, содержания образования в зависимости от желаний, потребностей и возможностей ребенка.
Человек родился. Хрупкое существо, пришедшее в этот несовершенный мир, еще не может оповестить окружающих о тех неблагоприятных случайностях, которые деформируют росток его жизни, затормаживая физическое и интеллектуальное развитие, искривляя психику, затуманивая сознание – и тем самым, изменяя его судьбу. Какой болью у каждого взрослого отзываются эпитеты, произнесенные как диагноз: проблемный, больной, трудный, дефективный ребенок.
«Отставшими от самих себя» детей делают физические и социальные болезни родителей; влияние экологической среды обитания; образ жизни семьи, создавшей условия ребенку «недоигранного детства»; болезненное любопытство и «зацикленность» общества на деструктивных проявлениях отдельных личностей; введение потребления в ранг наивысшей человеческой ценности; да и жесткость школьной системы вносит не последний вклад.
Начавшая так бурно развиваться система коррекционно-развивающего обучения последние годы стала резко исчезать из учебных планов школ. Дорогостоящее это направление школьной практики. И управленцев, видящих в его «сворачивании» источник экономии бюджетных средств, можно понять. Следует также отметить, что педагогические системы специального коррекционного обучения, коррекционно-развивающего образования не имеют широкой поддержки ни у общественности, ни у родителей. Из 24 обследуемых родителей 12% отказались от оформления ребенка в такие классы. Данные отказы связаны с психологическими мотивами. Родители считают, что на их ребенка «навешивают ярлык» неполноценности. Такой позиции отчасти способствует недостаточное просвещение населения. Практика показала, что при системной работе с родителями в стенах школы лишь около 2% семей остаются равнодушными к судьбе своего ребенка, или проявляют абсолютную пассивность, или агрессивно настаивают на переводе ребенка в традиционный класс.
Современное расслоение общества привело к изменению атмосферы в семьях. Родители и дети живут очень интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий. Возросшие потребности в деньгах заставляют родителей работать еще интенсивнее и еще больше.
Внешние проблемы (нехватка денег, материальные затруднения) чаще сплачивают семью, а ослабляют ее внутренние, с которыми сталкиваются семьи (напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и поступки отдельных членов семьи). Все это приводит к отчуждению между детьми и родителями. Родители меньше интересуются делами детей. Из всего этого вытекает проблема: разрушение отношений между семьей и образовательным учреждением. Необходимость и важность сотрудничества двух этих важнейших составляющих образовательного процесса никогда не ставилась под сомнение, так как эффективность образования во многом зависит от того, как школа взаимодействует с семьей.
Система специального коррекционного обучения может быть реализована в любой общеобразовательной школе, которая определила для себя необходимость действенной помощи ребенку группы риска. Но одного благого решения недостаточно. Необходима кадровая, материальная, методическая и даже медицинская база совершенно иного образовательного процесса.
Всему педагогическому коллективу необходимо быть готовым к долговременным, системным инновационным изменениям образовательного учреждения, так как необходимо признать право ребенка быть таким, каким он родился.
Данная программа является документом, определяющим концептуальные основы и направления деятельности всех членов учебно-воспитательного процесса в школе.


































КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основная концептуальная идея программы заключается в том, чтобы, сохраняя высокий образовательный уровень, признавать различие индивидуальных возможностей обучающихся. Для этого необходимо реализовать следующие положения:
комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков;
вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;
своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития – «предвестников» школьных трудностей, и дальнейшая организация коррекционно-развивающего воспитания и обучения по окончании начальной школы;
максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным условиям (в том числе к условия рынка труда).

Реализация этой концепции предполагает, прежде всего, создание блока консультативно-диагностической службы: городская, служба в образовательном учреждении.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего контингента.
Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития, производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика.
Система коррекционно-развивающего обучения – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития, которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.
Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на малых педагогических советах и консилиумах.
В любой деятельности необходимо четко представлять цель. В системе образования конечная цель – выпускник.
Таким образом, мы должны обеспечить самореализацию генетического, психического и социального потенциала каждого воспитанника, за счет личностного роста.
Однако большой проблемой для учительства являются концептуально-философские принципы коррекционно-развивающей образовательной системы и социокультурное предметное содержание.
Программы и содержание под них, ориентированные на идеал, оторваны от реальных потребностей и возможностей, по крайней мере, этих детей, детей группы риска. Содержание грешит не только перегруженностью, главное, оно слабо ориентированно на актуальные проблемы личности и ее возраста.
Индивидуальный характер обучения входит в противоречие с традиционным характером инспекторского контроля. Разработка содержания персонифицированного контрольного материала – нереальная задача для управления. Она может быть решена лишь на уровне школы, где видят и знают особенности ребенка, учитывают его индивидуальную образовательную парадигму, и то при больших ресурсных затратах педагогов.
Учитель системы коррекционно-развивающего образования проверяется чаще всего по ЗУНовским показателям, что в корне неверно. Отсюда высок уровень тревожности у учителя, работающего в системе КРО, порождаемый:

высоким уровнем ответственности пред детьми, родителями и администрацией;
неопределенностью предполагаемых результатов по времени их получения, по объемным показателям;
зажатостью во временных рамках прохождения программ;
переработкой, определяющейся освоением диагностических, коррекционных технологий; изучением основ практической психологии, социальной педагогики; подготовкой непомерного объема дидактического материала к уроку; большой работой по оформлению материалов информационно-исследовательской базы состояния учащегося и влияния на него проводимых образовательных процессов;
слабым контактом с семьей, которая причину проблем ребенка видит в недостаточности усилий учителя;
отношением коллег как к человеку, работающему там, где никто не хочет работать;
недостаточностью косвенных поощрений, в силу того, что достижения учащихся на олимпиадах, конкурсах, смотрах, не относятся к работе учителей специальных классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к решению проблемы подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми нужны специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии. Особенно важно умение специалистов взаимодействовать друг с другом в работе. Использование широкого спектра психологических и педагогических мероприятий повышает эффективность всего комплекса учебно-воспитательных технологий. Специальным предметом в системе подготовки педагогов должна стать работа с родителями (консультирование по вопросам индивидуальной коррекции развития ребенка, роли семьи в нормализации жизнедеятельности детей, общее педагогическое просвещение родителей).
Усвоение учебного материала можно обеспечить через рационализацию обучения посредством усиления практической направленности изучаемых явлений при опоре на жизненный опыт детей; через развитие познавательной деятельности; через формирование общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных умений при системной урочной и внеурочной деятельности на основе психолого-педагогической диагностики. Важно исключить механический подход, «натаскивание» при сообщении какого-либо объема информации или выполнении какого-то навыка.
Образовательная программа в системе коррекционно-развивающего обучения должна предусматривать следующее:

целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях;
формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей группы риска на начальном этапе их обучения, интересами познавательными;
развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность; фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации;
обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности);
формирование до необходимого уровня и последующего целенаправленного развития учебных умений.

Анализируя сегодняшнее состояние детства, следует отметить наличие угрожающей динамики, вектор которой направлен от ускорения темпов физического созревания к замедлению. В этой связи, с чисто педагогических позиций, к категории детей группы риска относят детей с недостаточными способностями к обучению, что и предопределяет их школьную неуспеваемость.
Причины, которой могут быть представлены самыми различными факторами (Н.Г. Лусканова и И.А. Коробейникова):

соматическая ослабленность ребенка;
недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
нарушение формирования отдельных школьных навыков: дислексия, дисграфия и др.;
двигательные нарушения;
эмоциональные расстройства.

Такие учащиеся склонны к гиперболизации обид, повышенной тревожности, ощущению несостоятельности.
Для сокращения факторов риска, способных стать причиной неуспеваемости необходимо следить за наличием следующих педагогических факторов:
соответствием школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
особенностями темпа учебной работы в гетерогенном классе;
экстенсивность характера учебных нагрузок;
возможностью конфликтного характера отношений в семье, формирующегося на основе учебных неуспехов ребенка.
Таким образом, создание такого образовательного пространства, которое предоставит условия для движения ребенка по ступеням личностно-индивидуального становления, ориентируясь на его психофизиосоматические состояния и интеллектуальные способности.
По итогам начальной школы, при успешной коррекции и сформированной готовности к дальнейшему обучению, дети поступают обычные классы, функционирующие по традиционной системе обучения, или, при необходимости продолжения коррекционной работы, - в классы коррекционно-развивающего обучения.
Проблема создания условий здоровьесберегающего образовательного пространства в школе является первостепенной. По результатам нашего мониторинга мы получили следующие данные: при поступлении в первый класс – условно здоровых детей 27-28%, оканчивают начальную школу – 22%, в одиннадцатом классе только 19% условно здоровых детей. Эти результаты показывают, что доля влияния школы на здоровье детей составляет 9%,и это не только школа, но и семья, и окружающая социально-экологическая ситуация. Таким образом, необходимо осознать, что школа работает с больной популяцией общества.
Анализ проблем детей, определенных психолого-медико-педагогическими консилиумами в классы коррекционно-развивающего обучения, свидетельствуют, что от 25% до 33% имеют разный уровень задержки психического развития; от 58% до 75% еще до поступления в школу приобрели хронические заболевания. Такое психофизическое состояние учащихся СКРО определяет приоритет задач данной системы в такой последовательности:

Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
Создание условий социально-коммуникативной и трудовой адаптации.
Обеспечение выполнения детьми с трудностями в обучении требований федерального образовательного стандарта.

Задачи программы реализуются через совместную работу членов педагогического коллектива, учащихся родителей.
Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований системы коррекционно-развиваюшего обучения, среди них:
Педагогическое наблюдение, экспертная оценка и самооценка педагогов и учащихся;
Тесты и методики для изучения квалиметрических результатов деятельности учителя и ученика.
Программа рассчитана на 9 лет.



























ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ


Создание целостной, общедоступной, адаптивной к особенностям ребенка системы образования, обеспечивающей детям с трудностями в обучении оптимальные педагогические условия для подготовки их к активной, общественно полезной жизни.

ЗАДАЧИ

Создание управляемой и управляющей системы, отражающей функции коррекционно – развивающего обучения;

Создание коллектива единомышленников на основе формирования единой духовно – педагогической культуры;

Координация и укрепление взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, на основе ценностей коррекционно – развивающего обучения;

Достижение стабильного функционирования СКРО как первого инновационно – локального этапа внедрения;

Создание условий и организация функционирования СКРО на второй ступени образовательной школы;

Формирование активной педагогической позиции родителей.





















УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Четкое представление целей, к которым необходимо стремиться всегда и в данный момент, постановка задач, для решения которых уже готов педагогический коллектив, учащиеся и их родители.

Конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет, на год, на четверть, на неделю.

Владение информацией обо всех участниках системы коррекционно-развивающего обучения школы, об уровне их отношений, о физическом, психологическом, умственном уровне развития детей, профессиональном уровне работников школы, культурно-образовательном и нравственном уровне родителей, о степени комфортности всех пребывающих в школе.

Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников системы коррекционно-развивающего обучения школы, с целью коррекции и достижения лучших результатов через проведение диагностических исследований, педагогическое наблюдение, анкетирование, тесты и другое.

Обеспечение психолого-педагогического консультирования и просвещения родителей.

Привлечение системы дополнительного образования для решения определенных коррекционных задач развития обучающихся в системе коррекционно-развивающего обучения.

























МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные исполнители

1
Оформить базовые документы, раскрывающие построение оргструктуры управления, основы организации и содержание работы (приказы, положения об органах управления, штатное расписание, циклограммы и другое)
август
директор, секретарь

2
Создать модель целостной оргструктуры управления школой с внесением в нее подструктур управления системы коррекционно-развивающего обучения школы.
август
заместитель директора

3
Создать коррекционно-развивающую службу школы(КРСШ), включающую в себя:
Административную службу;
Социально - педагогическую службу;
Психологическую службу
Медико - вадеологическую службу
сентябрь
директор

4
Создать психолого – медико - психологический консилиум (ПМПК) в школе
сентябрь
директор

5
Распределить функциональные права и обязанности субъектов управления
сентябрь
директор

6
Разработать механизм взаимодействия субъектов образовательного процесса
август
заместитель директора

7
Спланировать систему дополнительного финансирования для материального стимулирования и развития материальной базы образовательного процесса
август
директор

8
Разработать план комплексных мер инновационного процесса
сентябрь
заместитель директора

9
Организовать переподготовку педагогических кадров
в течение года
методическая
служба школы, АКИПКРО

10
Создать условия получения дополнительного образования для детей, обучающихся в классах системы коррекционно-развивающего обучения.
в течение
года
заместитель директора

11
Обобщить опыт учителей, работающих в системе коррекционно-развивающего обучения
в течение
года
методический совет, школьные методические объединения













ПЛАН РАБОТЫ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ШКОЛЫ





Мероприятия

Сроки исполнения


1
Составление первичной программы индивидуальной работы с учащимися 2-го специального коррекционно-развивающего класса для детей с задержкой психического развития, созданного по итогам прошлого учебного года

август

2
Мониторинг адаптивного периода учащихся пятых классов
сентябрь

3
Обсуждение материалов диагностического наблюдения причин школьной дезадаптации учащихся первых классов




октябрь

4
Разработка индивидуальной программы для учащихся 2-го специального коррекционно-развивающего класса для детей с задержкой психического развития


5
Результат мониторинга работы с детьми, находящимися на продолжительном «Обучении на дому» по состоянию здоровья, разработка индивидуальных программ сопровождения данных детей


6
Обсуждение планов взаимодействия специалистов по работе с детьми, имеющими задержку психического развития



ноябрь

7
Мониторинг эффективности и возможная корректировка программ сопровождения учащихся 3-4 специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития


8
Разработка, корректировка программ индивидуального развития детей с задержкой психического развития:
(Ф.И., класс)


декабрь

9
Мониторинг адаптационного периода учащихся первых и пятых классов


10
Обсуждение итогов работы по социализации
(профориентации) учащихся девятых классов

январь

11
Обсуждение программ индивидуальной коррекции


12
Динамика результативности адаптации учащихся 2-3 специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития


февраль



февраль

13
Коррекция программ индивидуального развития детей с задержкой психического развития


14
Мониторинг адаптационного периода учащихся первых и пятых классов, отставших в данном процессе от своих сверстников


15
Программа коррекции девиантного поведения учащихся, подбор предметно-деятельностного содержания их занятости во второй половине дня



март

16
Динамика результативности коррекционной работы с учащимися 6-7 специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития


17
Динамика результативности коррекционной работы с учащимися 4-х специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития






апрель

18
Планирование модели дальнейшего обучения учащихся 4-х специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития


19
Эффективность самоопределения учащихся 9-х специальных коррекционно-развивающих классов для детей с задержкой психического развития


20
Мониторинг адаптационного периода учащихся 1-х классов, выявление причин дезадаптации, комплектование 2-го специального коррекционно-развивающих класса для детей с задержкой психического развития


21
Академическая успешность как результат коррекционной работы с детьми группы риска



май

22
Обсуждение предложений на педагогический совет о переводе учащихся из программы в программу (при дифференцированной системе образовательного пространства школы)


23
Анализ материалов тестирования по вопросам школьной зрелости будущих первоклассников





































ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание системы коррекционно-развивающего обучения в школе, способствующей социальной защищенности, возможности взросления, получения образования, приобретения опыта для начала самостоятельной жизни в обществе детей группы риска.

Создание необходимых условий эффективности образовательного процесса, для детей испытывающих затруднения в обучении.

Разработка индивидуальных программ развития ребенка, ее реализация и коррекция.

Организация консультативно-просветительской деятельности коррекционно-развивающей службы школы (КРСШ).

Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий (занятия ЛФК, оздоровительный летний отдых социально незащищенных детей).

Создание информационного банка возникающих проблем.

Укрепление конструктивной связи школы с семьей в интересах развития ребенка.

Укрепление материальной базы (уголок релаксации, зоны творческих занятий, игровой зоны, приобретение дидактического материала, обеспечивающего учебный процесс).

Обеспечение содержания дополнительно образования как важнейшего механизма конструктивных поисков среды успешности и самореализации личности.

И как конечный результат: учащийся коррекционно-развивающего обучения, выпускник девятого класса, выполнивший стандарт требований к знаниям и умениям обучающихся, успешно прошедший итоговую аттестацию, получает документ установленного образца и кроме того, имеющий силы и интеллектуальные ориентиры, позволяющие ему понять окружающий мир и выработать ответственное и привычное поведение.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва, 1998г.
Беличева С.А., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. Москва2003г.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.
Москва, Просвещение, 1998г.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Под редакцией Г.Ф. Кумариной, Москва, АСАДЕМА, 2001г.
Обучение в коррекционных классах (пособие для учителей).
Под редакцией Г.Ф. Кумариной, 2000г.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление адаптивной школой: проблемы и
перспективы.
Архангельск, 2005г.
7. Щербо И.Н. Коррекционно-развивающая служба школы.
Москва, Новая школа, 1997 г.



































ПОЛОЖЕНИЕ О КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СЛУЖБЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Примерное положение о коррекционно-развивающей службе образовательного
учреждения регулирует деятельность коррекционно-развивающей службы как модуля
организационной структуры управления школой.
Коррекционно-развивающая служба школы (в дальнейшем КРСШ) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которой направлена на создание условий адаптации учебного учреждения к возрастным и индивидуальным особенностям, уровню актуального развития, состояния соматического и нервно-психического здоровья детей группы риска.
В связи с межведомственным характером деятельности школьной КРСШ на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются льготы и права соответствующих ведомств.
КРСШ в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», решениями Министерства Образования Российской Федерации, соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов, положением о классах коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, положением о психолого-медико-педагогической службе.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРСШ
2.1.Целью организации КРСШ является создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные педагогические условия образования для детей с трудностями в обучении в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем
актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
2.2.Главными принципами деятельности субъектов КРСШ являются:
Профессионализм;
Коллегиальность принятия решений;
Партнерство в осуществлении задач;
Демократизм, равноправие статусного положения субъектов;
Ответственность.
2.3. В задачи КРСШ входят частные задачи служб, выделенных в самостоятельные
подструктуры.
2.3.1.АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА, субъектами которой являются, председатель
координационного совета школы, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе системы коррекционно-развивающего обучения, заместитель директора по
методической работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе,
заместитель директора по воспитательной работе, председатель попечительского совета.
2.3.2. На них возложены координирующие и контролирующие функции.
Данная служба должна решать следующие задачи:
Разработка концепции развития системы коррекционно-развивающего обучения;
Формирование совместно с другими службами плана работы;
Осуществление подбора кадров;
Координация всех субъектов образовательного пространства системы коррекционно-развивающего обучения;
Создание условий профессионального роста учителя и специалистов;
Осуществление контроля;
Осуществление мероприятий по укреплению материальной базы;
Обобщение и распространение опыта в данной сфере деятельности школы.
2.3.3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА включает в себя следующих
субъектов: учителей, социального педагога, классных руководителей, педагогов
дополнительного образования, логопеда, родителей.
2.3.4. Данная служба решает следующие задачи:
Создание условий образовательного процесса;
Диагностика трудностей школьной адаптации;
Разработка программы индивидуального развития и создание условий ее реализации и коррекции;
Обеспечение содержания дополнительного образования;
Осуществление профессионального обучения, содействие в трудоустройстве;
Исследование микросреды ребенка;
Осуществление связи с семьей.
2.3.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
Она включает в себя психологическую диагностику, профилактику, психологическую
коррекцию, работу по развитию личности, психологическое консультирование и психо-
логическое просвещение.
МЕДИКО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, имея в своей деятельности валеологические функции, работает совместно с учителями физической культуры, школьным фельдшером, техническим персоналом, работниками питания, создавая условия здорового образа жизни.
Поэтому целесообразно их объединить следующими задачами. Это:
Диагностика соматического состояния детей группы риска;
Создание санитарно-гигиенических, валеологических условий всей образовательной системы;
Проведение профилактических работ (фитотерапия, витаминизация, закаливание, организация ЛФК, плавание и др.);
Отслеживание влияния учебных нагрузок на физическое состояние учащихся;
Принятие конструктивного участия в разработке индивидуальной программы коррекции и развития ребенка;
Организация питания.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРСШ.
3.1. КРСШ создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы.
3.2. Деятельность КРСШ осуществляется в соответствии с планом работы и решениями
ПМПК.
3.3. Председателем КРСШ является заместитель директора по учебно-воспитательной работе системы коррекционно-развивающего обучения.
3.4. Заседания проводятся ежемесячно.
3.5. В КРСШ ведется следующая документация:
Планы работы;
Протоколы заседаний;
Отчеты служб;
Анализ состояния проблем образовательного процесса системы коррекционно-развивающего обучения;
Смета расходов на содержание и развитие системы коррекционно-развивающего обучения;
Бланки социального состава классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития;
Бланки информации о динамике соматического состояния детей классов коррекционно-развивающего обучения;
Бланки наблюдения за классами коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития;
Классные журналы;
Журналы Групп продленного дня;
Журналы внеклассной работы;
Статистическая отчетность
План внутришкольного контроля.

4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КРСШ

4.1. Заседание проходит в соответствии с планом работы или по предложению ПМПк.
4.2. Для удобства и организации в циклограмме работы школы определяется один
постоянный день для плановых заседаний.
4.3. Ведение заседания и его подготовка определяется специалистом ведущей проблемы.
4.4. Каждое плановое заседание начинается с отчета о выполнении решений предыдущих
заседаний.































Утверждено:
«___» __________ ________ г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения Психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве её низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями.
ПМПС представляет систему, состоящую из трёх уровней:
психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
психолого-медико-педагогической комиссии города;
краевой психолого-медико-педагогической комиссии, являющейся главным методическим учреждения службы.
ПМПк в образовательном учреждении является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей особыми образовательными потребностями.
ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участие в работе консилиума.
ПМПк в своей деятельности руководствуется законами. Законом РФ «Об образовании»,постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, постановлениями комитета администрации края по образованию, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребёнка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
В задачи ПМПк образовательного учреждения входят:
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка;
разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
составление оптимальной для развития учащегося образовательного учреждения программы индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения;
отслеживание динамики в психофизическом развитии ребёнка;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении; решение вопроса о создании в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка: осуществление индивидуального подхода в рамках определённого образовательного предмета, перевод в специальный (компенсирующий, коррекционно-развивающий и т.д.) класс;
определение путей интеграции ребёнка в классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умения ми и знаниями, перспективное планирование с ним коррекционно- развивающей работы, оценку её эффективности;
организация взаимодействия между специалистами образовательного учреждения, воспитателями детского дошкольного учреждения и педагогическим коллективом школы, участвующими в работе с ребёнком;
направление ребёнка на ПМПк более высокого уровня при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.
3 . ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВ ПМПк
ПМПк создается в образовательном учреждении приказом директора образовательного учреждения.
Общее руководство ПМПк возлагается на директора образовательного учреждения.
ПМПк работает во взаимодействии со структурными вышестоящими подразделениями ПМПС, с органами управления образования и здравоохранения.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников образовательного учреждения, педагога класса, воспитателя детского дошкольного учреждения, в котором он находится или обучается.
Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны соблюдать конфиденциальность заключения.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк как индивидуально, так и коллегиально.
ПМПк имеет право затребовать следующие документы:
свидетельство о рождении ребёнка;
личное дело;
выписку из истории развития ребёнка с заключениями врачей: невропатолога сурдолога, офтальмолога, ортопеда, психоневролога, педиатра (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребёнка);
психолого-педагогическую характеристику;
письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка;
протоколы обследования.
3.8. Результаты обследования вносятся в карту обследования ребёнка, отражается в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, коррекции недостатков в развитии, лечению, социальной адаптации(индивидуальной программы реабилитации);

3.9 В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют
ребёнка на ПМПК следующего уровня: городскую или краевую.
3.10 В ПМПк ведётся следующая документация:
Журнал предварительной записи детей на ПМПк;
Журнал регистрации архива консилиума;
Архив консилиума;
Карта развития ребёнка (психосоматическая карта развития ребёнка);
График плановых консилиумов;
Индивидуальные программы социально-психологического сопровождения;
Списки детей, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк.
Вся перечисленная документация является конфиденциальной и хранится у председателя Консилиума.
Все специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях ,проходивших обследование на ПМПк.
Архив консилиума хранится в течение пяти лет после выхода ребёнка из образовательного учреждения в специально оборудованном месте и выдаётся членам Консилиума, о чём в журнале регистрации архива Консилиума делается запись.
ПМПк имеет постоянный состав: председатель ПМПк (зам. директора по учебно- воспитательной работе), педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, врач-педиатр, (по необходимости - врач-психоневролог), учителя с большим опытом работы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, воспитатели, которые работают с ребёнком, представленным на ПМПк. При отсутствии специалистов, они привлекаются к работе консилиума на договорной основе.
Дети, отправленные на обследование на ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под постоянным наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образовательном учреждении.


ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк

Периодичность ПМПк определяется для каждого ребёнка отдельно в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, но не реже одного раза в четверть. ПМПк осуществляет анализ состава, количества динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
Деятельность консилиумов ориентирована на решении наследующих задач:
Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии;
Выработка согласованных решений по определению коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
Динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
4.3. Председатель Консилиума составляет список специалистов, участвующих в
Консилиуме.
4.4. В период с момента получения вопроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребёнка, с учетом его возрастных и психофизических особенностей.
Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования, разрабатывает рекомендации и заполняет Карту развития ребёнка.
Все специалисты, ведущие непосредственную работу с ребёнком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения Консилиума, представить председателю Карту развития ребёнка.
ПМПк проводится под руководством председателя Консилиума, а в его отсутствии - заместителем председателя консилиума (психологом).
Председатель Консилиума имеет право в разовом порядке назначить временного председателя данного Консилиума из числа высококвалифицированных специалистов ПМПк.
Специалисты докладывают свои заключения по ребенку, после чего оформляется протокол Консилиума. Каждый специалист, участвующий в коррекционно- развивающей и консультационной работе, в устной форме, в устной форме даёт своё заключение о ребёнке. Последовательность устанавливает председатель.
Протокол Консилиума оформляют не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается всеми его специалистами, участвующими в Консилиуме.
На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребёнка. Составляется заключение
Консилиума и разрабатывается индивидуальная программа коррекционно – развиваю-
щей работы с ребёнком.
Рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы, утверждённые Консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребёнком.
При направлении ребёнка в муниципальную ПМПк заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, вкладывается в личное дело ребёнка и предоставляется на ПМПк.


































КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА,


РЕКОМЕНДУЕМОГО ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ


НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ





































АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Дата обследования______________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка ______________________________________Возраст _____________

Беременность: по счету _____течение_________________________________________
(токсикоз 1 половины, тяжесть)
(токсикоз 2 половины, тяжесть)
Угроза прерывания беременности_________________________________________________
(да, нет)
Срок прерывания беременности __________________________________________________
Роды: по счету ________срок ________________________________________________
(в срок, запоздалые)
наркоз ______________________________________быстрые, стремительные, длительные
(да, нет) (нужное подчеркнуть)
самостоятельные _____________________со стимуляцией___________________________
(да, нет) (да, нет)
вакуум экстракция____________________ выдавливание ____________________________
(да, нет) (да, нет)
Вес ребенка _____Длина ребенка ______Оценка по шкале АПГАРа ___________________
Раннее развитие: ______ своевременное, опережающее, с задержкой ______________
(нужное подчеркнуть)
Особенности раннего развития от рождения до 1 года _______________________________
_____________________________________________________________________________
Речевое развитие: первые слова ______________________________________простая фраза_______________________________________________________________________
(2-3 слова)
развернутая фраза______________________________________________________________
С какого возраста определил себя как «Я»_________________________________________
Наблюдение невропатолога: обращались к невропатологу________________________
(если «да», то в каком возрасте)
Причина обращения____________________________________________________________
Диагноз_______________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
Травмы____________________________________________________________
Операции__________________________________________________________
Ушибы____________________________________________________________
Другие заболевания__________________________________________________
______________________________________________________________________
Дополнительные сведения о раннем возрасте:_________________________________
______________________________________________________________________________
(посещал ясли – если «да», то с какого возраста)
______________________________________________________________________________
Детские дошкольные учреждения:
С какого возраста пошел в детский сад ____________________________________________
Характеристика дошкольного учреждения _________________________________________
(обычное, с усложненной программой, логопедическое и т.д.)
Особенности адаптации к дошкольному учреждению________________________________
(усвоение программы, взаимоотношения со сверстниками:
______________________________________________________________________________
равнодушие, конфликты, взаимопонимание, агрессия и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Болезни (ОРВИ, дискинезии, головные боли и др.) __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
когда начались проблемы и с чем они связаны__________________________________________
__________________________________________________________________________________
Поведение в дошкольном учреждении_________________________________________________
Любимые занятия дома (чтение, телевизор, конструирование, рукоделие, настольные игры, рисование, куклы, компьютер и т.п.)___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения с друзьями__________________________________________________________________________
(сколько друзей, как часто они меняются и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения с воспитателями _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(равнодушие, конфликты, взаимопонимание, агрессия и др.)
__________________________________________________________________________________
Поведение в семье:_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
особенности взаимоотношений с другими детьми в семье________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поведение ребенка в домашней обстановке: подвижен, хаотичен, легко возбудим,
агрессивен, вялый, угрюмый и другое ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Страхи ___________________________________________________________________________
(какие именно)
__________________________________________________________________________________

Чрезвычайные ситуации в семье (развод родителей, смерть близких, пожар, разбойные нападения) ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Реакция ребенка на эти ситуации _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовность к школе:
Познавательная деятельность________________________________________________________
(навыки чтения, письма и счета)
_________________________________________________________________________________
Мотивационная готовность _________________________________________________________
(желание идти в школу, понимание изменения своего статуса и т. д.)
Дополнительные сведения о дошкольном возрасте:________________________________



Особенности школьного возраста: _____________________________________________
С какого возраста пошел в школу___________________________________________________
Характеристика школы ___________________________________________________________
(обычная, с усложненной программой, специальная, речевая и т. д.)
________________________________________________________________________________
Особенности адаптации к школе_____________________________________________________
( усвоение программы, взаимоотношения со сверстниками и т. п.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Болезни__________________________________________________________________________
(ОРВИ, дискинезии, головные боли и др.)
_________________________________________________________________________________
Когда начались проблемы и с чем они связаны_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень успеваемости на сегодняшний день ___________________________________________
_________________________________________________________________________________
(хорошая, средняя, низкая)
Дублировал ли обучение____________________________________________________________
(указать класс, причину)
Перечислите любимые школьные предметы___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите нелюбимые предметы___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Любимые занятия дома_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(чтение, телевизор, рукоделие, рисование, настольные игры, компьютер и т. д.)
Отношения с учителями____________________________________________________________
(равнодушие, конфликты, взаимопонимание, агрессия и др.)
Отношения с друзьями_____________________________________________________________
(сколько друзей, как часто они меняются и т.д.)
Отношения к оценкам______________________________________________________________
(безразличие, спокойная заинтересованность, сильно переживает)
Обучается ли в каком-либо специальном классе ________________, если «да», то укажите
(да, нет)
специализацию ___________________________________________________________________
Дополнительные сведения о школьном периоде жизни
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Краткая история настоящей проблемы (когда возникла, чем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись специалиста_____________________________



























ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(1-я часть)

Фамилия, имя ребенка_________________________________возраст___________________
Школа № _______________________________Класс (группа)_________________________

Общие впечатления о ребенке _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка
Сведения и себе и о своей семье______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знания и представления об окружающем______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний и навыков требованиям программы)

Математика _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика ошибок_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Чтение ___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Характерные ошибки чтения ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Письмо _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Ошибки письменной речи __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности устной речи __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности ____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заключение и рекомендации по обучению _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата обследования ___________________________Подпись педагога ________________



























ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
(2-я часть)

Фамилия, имя ребёнка_______________________________Возраст_______________________

Педагог-воспитатель______________________________________________________________

Внешний вид. Отношение родителей (неопрятность ребёнка, внимание родителей внешнему виду и одежде ребёнка; ребёнка забирают из сада/ школы-интерната одни из последних; родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребёнку; родители не интересуются жизнью группы/класса, потребностями детского сада/ школы-интерната)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение в группе/ классе (воспитание ребёнком требований воспитателя, выполнение правил распорядка жизни группы/ класса; проявления неуверенности, боязливости, плаксивости без видимых причин; проявления двигательной и речевой расторможенности; необходимость в контроле и многократном повторении требований взрослого)_____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра и общение с детьми и взрослыми (предпочитает играть в одиночестве, конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит, не умеет поддержать игру, плачет, очень ждёт родителей, малоконтактен с взрослыми)________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие (внятность речи; наличие нарушения звукопроизношения; бедность словарного запаса; наличие аграмматизмов; наличие выраженных трудностей при пересказе)_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность; потребность в постоянном контроле педагога; наличие трудностей овладения необходимым объёмом знаний, неусидчивость, неумение доводить начатое до конца, часто мешает педагогу на занятиях)_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темповые характеристики деятельности (неравномерность темпа работы на занятиях; частая сонливость и вялость в течении дня; работает медленно и невнимательно; темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково)___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие ( недостаточно развит физически; быстро устаёт, истощается, становится вялым или , наоборот, расторможенным; часто болеющий ребёнок, болеет более 7-ми раз в год; плохо ест; беспокойно спит или трудно засыпает)__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моторное развитие: плохо развита мелкая моторика рук; нарушение общей координации, неуклюжесть, медлительность в движениях; предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дополнительные особенности развития ребёнка (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
































ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Ф.и.о. ученика__________________________________________________возраст_____________
Школа № __________________________________класс(группа)__________________________
Жалобы родителей Жалобы педагогов
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________

Особенности поведения, общения, привычки и интересы_________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентирвки ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моторная ловкость_________________________________________________________________
Ведущая:Рука_______________нога______________ухо_______________глаз________________
Характеристики деятельности:
Мотивация__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
критичность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
работоспособность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
темп деятельности__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
особенности внимания______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
особенности памяти________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
качественная характеристика речи____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
характеристики интеллектуального развития___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка____________


Характерные ошибки:
при письме__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
при чтении___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
при счёте_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение школьного психолога
(уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата________________ Ф.И.О. школьного психолога____________________________



























ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ф.и. ребёнка _____________________________дата рождения____________________________
Школа (д/сад)____________________________класс_____________________________________
Краткий анамнез раннего речевого развития _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика_________________________________________________________
Артикуляционный аппарат________________________________________________________
Устная речь:
Общее звучание речи______________________________________________________
Понимание речи____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Активный словарь__________________________________________________________________
Грамматический строй речи_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Слоговая структура речи____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Звукопроизношение_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез___________________________________
__________________________________________________________________________________
Связная речь_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)________________________ __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Письменная речь:
Чтение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата обследования ____________________ Подпись специалиста____________


























СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка _____________________________________пол____________
Состав семьи_____________________________________________________________
(перечислите всех членов семьи)
Фамилия, имя, отчество матери (опекуна)_____________________________________
Возраст _________________Образование _______________________________________
Профессия__________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время ________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби __________________________________________________
(отдельно укажите вредные привычки)
___________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество отца (опекуна) ______________________________________
Возраст _________________Образование ______________________________________
Профессия _________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время _______________________________________________
Привычки, увлечения, хобби _________________________________________________
(отдельно укажите вредные привычки)
___________________________________________________________________________
С кем проживает ребенок __________________________________________________
(родители, приёмные родители, мачеха, отчим, бабушки, дедушки и т.п.)
Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:___________________________________________________________________
Другие дети в семье: Имя __________________________Возраст_________________
(укажите фамилию, если она другая)
Имя _________________________Возраст________
(укажите фамилию, если она другая)
Имя __________________________ Возраст_________
(укажите фамилию, если она другая)
Имя ___________________________Возраст_________
(укажите фамилию, если она другая)
Имя __________________________ Возраст_________
(укажите фамилию, если она другая)
Имя _________________________ Возраст_________
(укажите фамилию, если она другая)
Жилищные условия семьи:_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия жизни ребенка ___________________________________________________
(отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное
___________________________________________________________________________
спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
Если родители в разводе:
Сколько лет было ребенку, когда родители развелись________________________
С кем из родителей остался ребенок _______________________________________
Как ребенок отнесся к разводу ___________________________________________
__________________________________________________________________________
Поддерживает ли ребенок отношения с родителями, не живущими с ним после развода, каковы эти отношения ___________________________________________

Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ___________________
___________________________________________________________________________
(отец, мать, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, соседи)
Кто из взрослых:
Помогает делать домашнее задание_______________________
Сидит с ребенком в случае болезни_______________________
Провожает и встречает из школы_________________________
Гуляет с ребенком_____________________________________
Разбирает конфликты___________________________________
Что-либо другое _______________________________________
Материальное положение семьи ____________________________________________
(если считаете возможным укажите доход Вашей семьи
___________________________________________________________________________
крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т.п.)
Кто из членов семьи является основным источником доходов ___________________
___________________________________________________________________________
(мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи)
Дополнительные источники доходов_________________________________________
(если считаете возможным, укажите дополнительные возможности
___________________________________________________________________________ семьи: приусадебное хозяйство, дополнительный заработок и т.п.)
Дополнительные сведения о ребенке и его семье, которые Вы можете сообщить:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________


Социальная часть карты заполняется со слов ____________________________________
___________________________________________________________________________
(одного из родителей, одного из прародителей, педагогов и т.п.)



Дата заполнения _____________________Подпись специалиста____________________
(специальность)










13 EMBED Word.Document.8 \s 1415ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

Ф.И.О. ребёнка __________________________________________________________

Клинический диагноз_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-педагогическое заключение _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы ребёнка ____________________________________________
________________________________________________________________________

Цель программы _________________________________________________________
________________________________________________________________________

Сроки реализации________________________________________________________

Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание и рекомендуемые формы работы ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогноз развития ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315