Учебный план для детей с ОВЗ в сельской общеобразовательной школе



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель отраслевого органаи введено в действие приказом
местной администрации «Отделот 28.08.2014 г. №30/1
образования и по делам молодёжи
администрации МОУ «Советскиймуниципальный район»
__________________ В.П.Иванов ______________ И.Г.КамаеваУчебный план
Муниципального образовательного учреждения
«Солнечная средняя общеобразовательная школа» (для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья)
на 2014/2015 учебный год
п. Солнечный
Советского района
Республики Марий Эл
2014
Учебный план
МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа»
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) являются
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации (II вариант), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования (предпрофильная и профильная подготовка обучающихся), утвержденный приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 23 сентября 2004 г. № 324 (в ред. приказа Министерства образования Республики Марий Эл от 30 августа 2011 г. №1002, от 16 августа 2012 г. №1133)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Устав школы
Учебный план соответствует требованиям, предъявляемым к учебно-воспитательному процессу п.2.92 СанПин 2.4.2-2821-10.
Учебный план обсужден на заседаниях межпредметных кафедр в январе 2014 года и принят на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 25августа 2014 года). Учебный план введён в действие приказом по школе № 30/1 от 28.08.2014.
Учебный план - нормативный акт, определяющий максимальный объем учебной нагрузки, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально-регионального и школьного компонента.
В соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении продолжительность учебного года на втором уровне общего образования составляет 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех обучающихся школы.
2 ступень (5- 9 общеобразовательные классы)
Режим работы – пятидневная учебная неделя
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные области Классы
Учебные предметы 5 6 7 8 9
Компонент Российской Федерации
Филология Русский язык 6 6 4 3 2
Литература 2 2 2 2 3
Математика Математика 5 5 - - -
Алгебра - - 3 3 3
Геометрия - - 2 2 2
Обществознание История 2 2 2 2 2
Обществознание - 1 1 1 1
Естествознание География - 1 2 2 2
Природоведение 2 - - - -
Биология - 1 2 2 2
Искусство Изобразительное искусство 2 2 2 1 1
Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 2
Обеспечение безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности - - - 1 -
Трудовая подготовка Профессионально-трудовое обучение. Домоводство. 2 2 2 1 -
Компонент Республики Марий Эл
Марийский (государственный) язык 2 2 2 2 2
История и культура народов Марий Эл 1 1 1 1 1
Компонент образовательного учреждения
Филология Русский язык - - - 1 1
Литература 1 - - - -
Обеспечение безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности - - 1 - 1
Естествознание География - 1 - - -
Компонент образовательного учреждения
(коррекционные технологии на групповых и индивидуальных занятиях)
Психологический практикум - - 1 2 2
Социально-бытовое ориентирование - - 1 2 2
Профориентационная подготовка - - - - 1
Развивающие занятия с использованием дистанционных технологий 1 1 1 1 2
Основы здоровьесбережения1 1 1 1 1
ИТОГО 29 30 32 33 33
Трудовая практика
Дней - 6 10 12 12
Часов - 18 30 36 36
Учебный план предусматривает пятилетний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения общего образования и трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей осуществляется в соответствии с Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций Республиканской психолого - медико-педагогической комиссии (РПМПК), и заявления родителей (законных представителей).
Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида с корректировкой в соответствии с образовательными целями и организационно-педагогическими возможностями образовательного учреждения (наличием квалифицированных кадров, достаточной материально-технической базы образовательного учреждения и т.д.).
В целях сохранения единого образовательного пространства образовательного учреждения необходимо осуществлять интеграцию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду (проведение совместных воспитательных, спортивных мероприятий, кружковой работы, досуговой деятельности, организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и др.).
В V-IX классах осуществляется обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Профили трудового обучения определяются образовательным учреждением с учетом территориальных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения обучения в группах начального профессионального образования.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых соответствует особенностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Задача коррекции имеющихся специфических нарушений осуществляется при изучении основных учебных предметов на психологических практикумах и на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Образовательная область «Филология» представлена предметами «Русский язык» и «Литература». «Русский язык» обеспечивает условия овладения навыками культуры общения в бытовой, учебной сферах. Программное содержание предмета «Литература» позволяет осуществить работу по активизации речи, преодолению системного недоразвития речи, возникшего на фоне снижения интеллектуальных функций.
Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой, элементами алгебры и геометрии.
Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена профессионально-трудовым обучением. Профиль трудового обучения «Для дома, для семьи (домоводство)» выбран с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и представляет из себя комбинирование различных профилей.
Область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7, 8, 9 классах, который реализует широкие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Таким образом, учебный предмет стал непрерывным. Интеграция курса изобразительного искусства и компьютерной графики даёт возможность выбора использования различных художественных приёмов на уроках с применением компьютерных технологий.
Компонент Республики Марий Эл представлен учебным предметом «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю в 5-9 классах) и учебным предметом «История и культура народов Марий Эл» (1 час в неделю в 5-9 классах).
Часы школьного компонента используются на усиление предметов федерального компонента - на предмет «Русский язык» (по 1 часу - в 8, 9 классах) и «Литература» (1 час в 5 классе) в связи с необходимостью развития навыков устной и письменной речи обучающихся; усиление предмета естественно-научного цикла «География» в 6 классе, так как программа рассчитана на 68 часов; а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
В V-IX классах предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия, на которые по расписанию отводят часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Учитывая, что на базе школы функционирует кабинет информационных технологий, в V-IX классах проводятся развивающие занятия с использованием дистанционных технологий. В таком случае, решается задача компьютерной грамотности обучающихся и восполнения дефицита квалифицированных педагогических кадров (дефектолога, логопеда и т.д.)
Коррекционные занятия «Основы здоровьесбережения» посвящены формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и элементам лечебной физкультуры в соответствии с рекомендациями врача.
В конце и (или) в течение учебного года обучающиеся с ОВЗ проходят трудовую практику. Накопительная почасовая система практики позволяет выбирать интересующие направления с учётом психофизических возможностей и особенностей здоровья.
ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Направления
трудовой практики Часов в неделю Часов за год
Тепличное дело 1(сентябрь, март-май) 18
Комнатное цветоводство 1 34
Сборка и ремонт мебели 1 34
Библиотечное дело 1 34
итого 120
Учебный план согласован с выборным органом первичной профсоюзной организацией (протокол №1 от 27.08.2014).
Директор И. Камаева