Статья Ребенок с ОВЗ в общеобразовательной школе


Особенный ребенок в школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ганди Мохандас Карамчанд

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов.
«Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов)
Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватный возраст воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»
Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, что получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений.
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью создать общий настрой и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью мы относимся как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.
По мнению педагогов школы, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов.
Я впервые столкнулась в работе с ребенком, у которого был диагноз ДЦП в 2011 году. Девочка пришла к нам в школу дошкольника «Мозайка».
В 2012-2013 учебном году я взяла класс норму, в котором вместе со всеми детьми обучается ребенок инвалид с ДЦП. У нее есть справка об индивидуальном обучении, но по просьбе родителей была создана безбарьерная среда для общего развития и социализации ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому. И они помогают, например, достать или сложить принадлежности в портфель, сдать тетрадь, помочь в столовой. Девочка посещает вместе с классом такие уроки как музыка, ИЗО и технология, бывает на праздниках и экскурсиях вместе с классом. Обучение проходит по одной программе с другими детьми и это обучение успешно. Вначале обучения я столкнулась с проблемами в координации движений: девочке трудно было держать правильно ручку и карандаш и тем более чертить по линейке. С трудом давались первые «палочки» и овалы, но у нее было огромное желание учиться и она сейчас пишет под диктовку, владеет навыком списывания, читает и пересказывает. Индивидуально преподаются уроки: русский язык, чтение, математика и окружающий мир. Ребенок занимается с охотой, старается, не хочет отставать от других детей класса. Присутствуя на уроках со всеми детьми, активно включается в работу, отвечает на вопросы адресованные классу, выполняет задания, но темп работы (письменно) у нее ниже в связи с заболеванием.
С детьми индивидуально занимаются такие специалисты как психолог, логопед.
С этими ребятами проходят занятия и по дистанционной системе обучения – 2 часа в неделю. Занятия в этой форме нравятся детям и способствуют развитию памяти, внимания, общему кругозору.
Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно.
Администрацией школы в первую очередь в кабинет были закуплены парты с регулируемым уровнем наклона столешницы. Стены коридора на первом этаже, где занимаются дети с ДЦП, оснащены держателями. Есть приспособления и в туалетах. Вход в школу оснащён пандусом, по которому дети заходят и выходят из школы. По школе дети передвигаются с помощью специальных ходунков. Пользуются ими на переменах и когда ходят со своим классом в столовую.
Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности и образовательную и во внеклассную. При этом мы формируем у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. 
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.  Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.  Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.
Большое внимание уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. 
Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. 
Мы считаем, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим. 
Дети отнеслись к девочке сначала напряжённо, затем с любопытством, но очень скоро подружились и стали за ней присматривать, играть. Для нас было очень важно научить ребят с детства воспринимать мир реальным, где каждый человек, каким бы он ни был, - прежде всего личность. Воспитание милосердия, искренности, отзывчивости, ценности доброты важнее всех учебных планов.
В течении всего времени ребенок адаптировался в коллективе школы, вырабатывает навыки познавательной деятельности, самостоятельности и даже активности. Пытается петь, рисовать.
Мы понимаем, что не все относятся положительно к тому, что рядом с ними находится ребёнок – инвалид. Отношение здоровых людей к инвалидам – важнейший социально – психологический факт интеграции.












15