Статья по теме Экологическое воспитание за рубежом


Минабутдинова Индира Мухтаровна,
учитель английского языка первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №1 им.Р.Фахретдина» г.АльметьевскаОсобенности экологического воспитания за рубежом
Цель экологического воспитания заключается в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде; системы знаний о природе и гуманном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района проживания с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности).
Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений.
В рамках реформирования экологического образования необходимо изучение зарубежного опыта с целью возможности его использования для совершенствования отечественной системы образования. Английский писатель Джон Голсуорси сказал: «Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет». Сегодня экологическое образование - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой организации.
Возрастание роли семьи в современной западной модели образования является одной из ведущих тенденций развития европейской экологической педагогики. Различные объединения – группы семейного воспитания, ассоциации родителей, женские союзы, учреждения социально-культурной анимации – строят свою работу таким образом, чтобы, начиная с дошкольного возраста, окружающая среда благоприятным образом воздействовала на развитие ребенка.
Так, например, Маннергеймская Лига защиты детей в Финляндии объединяет родителей, врачей, педагогов. Она заботится о преобразовании городской среды с учетом интересов детей. Работа отделений Лиги носит столь действенный характер, что местные власти в проводимой ими экологической политике вынуждены постоянно принимать в расчет интересы детей. В случае необходимости Лига устраивает экологические акции, формируя общественное мнение и оказывая, таким образом, влияние на правительство.
Однако не следует забывать, что молодые люди Англии, Голландии, Голландии, Германии и некоторых других европейских стран плохо представляют жизнь за городом: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Анализ европейского опыта показывает, что предметом серьезных научных исследований становится непосредственное общение ребенка с природой. Соответственно, стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают, как пахнет трава, и что под пеньками есть специфическая жизнь насекомых и простейших. Здесь упор идет больше на прочувствование и ощущение.
Характерным моментом для современной европейской экологической педагогики является усиление эмоционально-чувственной составляющей, возрастание значения духовной, эстетической ценности природы.
В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия (Hysterical preservation). Например, во Франции тенденция в экологическом образовании выражена в движении «Народ и культура». Оно заключается в создании культурных обществ, новых театров, музеев, реставрации памятников архитектуры, сохранении чистоты и развитии национального языка – все это в контексте экологической культуры. В стране популярны Центры каникул и досуга. Они охватывают своим вниманием детей от 4 до 18 лет, обеспечивают культурное, нравственное и физическое развитие молодежи. Разнообразный спектр досуговых мероприятий – туризм, маршруты с ночевками под открытым небом вводят детей в мир природы, помогают почувствовать свою сопричастность всему естественному, живому.
Экологическое образование в Канаде является важной частью образовательной системы, которая делает особый акцент на науку, технологию, общество и окружающую среду, под которой понимается как природа в целом, так и среда рабочего места. Это требование также ставит во главу угла ценность человеческой жизни. Министерство образования в Онтарио ввело новую программу, включающую такие предметы как наука и технология, для начальной и средней школы. Очень важно, чтобы ученики рассматривали науку и технологию в более широком контексте, чтобы они учились соотносить свои научные и технологические знания с миром вне школы. Например, ученики 9 класса получают задание изучить методы хранения химических веществ в Канаде и последствия их неправильного хранения на здоровье человека и сохранность окружающей среды, так как к защите окружающей среды в Канаде уделяется серьезное внимание. Канадское правительство ввело жесткие стандарты на загрязнители воды, почвы и воздуха, поэтому Канада является одним из лидеров в области защиты окружающей среды.
Особенность экологического образования, например, в США – это существование научных лабораторий на базе университетов, которые тесно сотрудничают со школами, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь, привлечение студентов и школьников к исследованиям и современным достижениям в экологической науке. В Нидерландах же разработаны специальные экологические программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия на охране окружающей среды не только школьников и студентов, но и в целом населения – потребителей, производителей, политиков, государственных служащих, исследователей, которые направлены на улучшение экологической обстановки.
Зарубежная практика разнообразных форм реализации экологического образования расширяет диапазон инновационных подходов в совершенствовании отечественной системы образования.
Литература:
М.Е Вайндорф-Сысоева. Педагогика. 2005
А.К. Шульженко. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах.// Экологическое образование. 2005.- №2