Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ: проектная деятельность как инновационная технология в работе с детьми с недостатками слуха.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Кафедра специальной педагогики и психологии
Центр дополнительного образования
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Внедрение инновационных технологий
в обучение и воспитание детей с ОВЗ:
проектная деятельность как инновационная технология
в работе с детьми с недостатками слуха.
Выполнила: Окунева Надежда Николаевна, старший воспитатель МКС(К)ОУ школы-интерната № 65
Проверили: канд. психол. наук, доцент Медведева Е.Ю.
канд. психол. наук, доцент Ольхина Е.А.
Нижний Новгород
2015
Оглавление

Введение …………………………………………………………….…3
Глава 1. Проектная деятельность как инновационная
технология в обучении и воспитании детей
с недостатками слуха.…………………………………………….…..5
Метод проектов и его место в современном
образовательном пространстве………………………………………….......5
Особенности развития детей с недостатками
слуха …………………………............................................................................9
Метод проектов как средство ключевых компетентностей
учащихся с недостатками слуха…………………………………….……..11
Глава 2. Организация проектной деятельности детей
с недостатками слуха в условиях школы-интерната II вида…..13
Особенности обучения и воспитания с недостатками слуха………13
Условия и средства развития проектного мышления
в условиях школы - интерната II вида……………………………………..15
Социальный проект. Технология реализации в условиях
школы – интерната II вида……………………………………………….…16
Алгоритм организации проектной деятельности
в рамках объединения дополнительного образования
«Окно в мир: экология»……………………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………..19
Литература ………………………………………………………………......20
Приложение…………………………………………………………………..21
Введение.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у воспитанников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем продолжает является социализация детей с ОВЗ, т.е. приобретение различных компетенций, позволяющих ребенку с нарушениями здоровья комфортно чувствовать себя в социуме и реализовать себя как личность, как члена общества. В современном мире с громадными информационными нагрузками, технологиями уверенно будет чувствовать себя человек, который не только вооружен определенным объемом знаний, но который владеет методами работы с информацией, способами познания, умеет их применять для решения встающих перед ним проблем, получения положительного результата деятельности.
Следовательно, современная система образования должна предоставить учащимся условия для размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Эти вопросы в течение многих лет у нас в стране и за рубежом плодотворно решаются через проектную деятельность.
Проектная деятельность относится к категории инновационных, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность данной технологии в том, что она имеет широкую область применения на всех ступенях образования и во всех сферах жизни.
Коррекционные учебные организации своей особенностью имеют некоторую обособленность в силу специфики обучения и воспитания. Но сейчас становится все больше возможностей приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае с недостатками слуха, к окружающему социуму. И самая благоприятная сфера для этого – детское творчество.  Но, прежде чем реализовать себя в творчестве, ребенку необходимо овладеть алгоритмом деятельности. Проектная деятельность в этом плане наиболее продуктивный вид работы по формированию УУД и умения применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Всякий метод плох, если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность»[ ].
Для создания условий достижения положительных результатов проектной деятельности детей с недостатками слуха необходимо максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интеллектуальное и нравственное развитие их личности, двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств. Формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, решая жизненные задачи, возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.
Цель данной работы:   на основе анализа материалов по заявленной теме обобщить систему работы по организации проектной деятельности учащихся с недостатками слуха в условиях школы-интерната II вида.
Задачи:
- ознакомиться с теоретическими и методическими основами организации проектной деятельности школьников с ОВЗ;
- проанализировать содержание темы в свете ФГОС;
- представить систему организации проектной деятельности в школе – интернате II вида.
Проектная деятельность как инновационная технология в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.
Метод проектов и его место в современном образовательном пространстве.
Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности.
Сущность проектной деятельности.
Е.С. Полат даёт такое определение методу проектов в современном понимании: “…метод, предполагающий “определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. К инновационным технологиям проектную деятельность можно отнести как одну из наиболее эффективных по работе с информацией с привлечением компьютерных и других информационных технологий. тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
-интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
-формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Существуют различные подходы к понятию метода проекта: − способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; − совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов:
Для реализации данной инновационной методики необходимо наличие проблемы. Проблема должна быть реальной и иметь значение для самого ученика, который прикладывает в процессе ее решения уже имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог в этом случае является куратором: может подсказать источники информации, а так же и обозначить и помочь сформулировать саму проблему. Проектный метод ориентируя обучающихся на самостоятельную работу, позволяет отойти от авторитарности в обучении, что характерно для работы с детьми с недостатками слуха, где большую часть организации процесса учитель берет на себя. При использовании проектного метода ученики не только получают готовый набор знаний, алгоритм действий, но и научаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач в реальной жизни.
Требования к использованию метода проектов.
наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
познавательная, практическая значимость ожидаемых результатов;
структурирование основной части проекта;
самостоятельная деятельность воспитанников;
использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий(алгоритм действий).
Критерии оценки результатов работы над проектом.
владение способами познавательной деятельности:
умение использовать различные источники информации, методы исследования;
умение анализировать, классифицировать, выделять главное;
умение работать в коллективе, принимать чужое мнение;
умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие;
умение корректировать свои действия при получении дополнительной информации;
В результате разработки и проведения проекта обучающиеся овладевают следующими универсальными учебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными).
1.Мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
2.Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.
3.Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.
4.Поисковые: находить информацию в специальной литературе и интернет-ресурсах, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.
5. Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее в печатном и электронном виде.
Формирование умений проектной деятельности происходит как в процессе выполнения проектов, а также на специальных занятиях, консультациях, индивидуальных занятиях.
Цели и задачи проектной деятельности.
Основная цель организации проектной деятельности в школе: интеллектуальное и нравственное развитие личности через формирование критического и творческого мышления и формирование в сознании воспитанника информационной картины мира.
Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации[ ].
Классификация проектов:
По содержанию:
1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.  2. Исследовательский проект напоминает небольшое научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. 4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Проектный продукт - альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролики. 5. Ролевой проект. Это игровые ситуации, где участники проекта выбирают себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений.
По характеру контактов.
внутриклассными; 
внутришкольными;
 региональными (в пределах одной страны);
международными.
 По форме организации
индивидуальные;
групповые. 
По продолжительности
• Мини-проекты могут укладываться в одно занятие или часть. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Сбор информации, изготовление продукта и подготовка презентации выполняется во внеклассной деятельности. 1 занятие: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2 занятие: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3 и 4 занятия: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка. • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Проектная неделя, по мнению многих авторов, считается оптимальной формой организации проектной работы. • Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально и выполняется во внеурочное время. 
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).2. Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты). 3. Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения). 4.Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач). 
Особенности развития детей с недостатками слуха.
Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков) позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходе специального обучения. Особое место в этом обучении занимает работа по формированию речи. В сурдопедагогике определены условия умственного воспитания: овладение системой научных знаний, умений и навыков, постепенное их расширение и углубление; овладение речью параллельно с овладением знаниями основ наук, интенсивное развитие речи учащихся в ходе всего обучения; опора на житейский опыт учащихся и максимальное его расширение; включение предметно-практической деятельности в учебный процесс, усиление его связи с практикой жизни и деятельности школьников; расширение умственного кругозора учащихся и развитие их познавательных интересов и способностей.
В ходе целенаправленного учебно-воспитательного процесса происходит развитие детей с недостатками слуха, формируются интеллектуальные качества личности, культура умственного труда.
В структуру умственной воспитанности личности входят: умственная развитость (знания, навыки, умения, готовность к репродуктивной и творческой деятельности, самоорганизация), социально значимые мотивы интеллектуальной деятельности и личностные качества, интенсифицирующие умственную деятельность (познавательная активность, самостоятельность и др.).
Важными задачами умственного воспитания детей с нарушенным слухом являются:
– формирование фонда знаний и совершенствование их качества;
– развитие и коррекция способов умственной деятельности;
– воспитание интеллектуальных качеств личности;
– формирование культуры умственного труда.
В процессе умственного воспитания формируются эмоционально-ценностные отношения, усваиваются мировоззренческие знания и умение ими пользоваться в знакомых и нестандартных ситуациях. Продвижение в умственном развитии глухих и слабослышащих детей в значительной мере обусловлено уровнем их речевой подготовки, успешностью овладения языком слов, реализацией речевых и слуховых возможностей. Чем выше уровень овладения языком, тем благоприятнее условия для формирования фонда знаний и совершенствования их качества. Знания усваиваются постепенно и не всегда сразу становятся полноценными.
К числу качеств полноценных знаний личности относят полноту, глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, осознанность и прочность.
У детей с нарушенным слухом с трудом формируется оперативность знаний. Формирование оперативности знаний связано в значительной мере с усвоением правил, предписании, алгоритмов, дающих ориентиры для определения действий и их последовательности. Труднее и медленнее формируется система понятий. Поэтому необходимо приучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, к использованию иерархической системы обозначений, последовательно преодолевая трудности, обусловленные недостаточным развитием их речи.
Умственное воспитание детей с нарушенным слухом призвано формировать содержательные (личностный смысл учения, действенность, самостоятельность возникновения, уровень осознания мотива) и динамические характеристики мотивов (устойчивость, модальность, сила, выраженность, быстрота возникновения). Воспитание направлено на преодоление узости познавательных интересов детей с нарушенным слухом, обеспечение перехода от ситуативного, эпизодического интереса к стойкому, личностному (П. Г. Морозова).
Метод проектов как средство ключевых компетентностей
учащихся с недостатками слуха.
ФГОСами второго поколения предусмотрена система заданий направленная на развитие УУД в школе. Речь идёт о специальных заданиях, направленных на формирование компетенций, т. к. формирование УУД происходит на каждом уроке, занятии.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Проективная (или проектная) деятельность способствует эффективному формированию ключевых компетентностей, которые формируются в процессе проектирования из осмысленных жизненно важных умственных и практических действий:
-умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
-умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
-умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
-умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
- умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;
- формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация оснащение и т. п.);
-умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
-умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
- умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
- умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
-умение оценивать проекты, выполненные другими;
-умение понимать критерии оценивания проектов;
-умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
-умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности;
Организация проектной деятельности детей
с недостатками слуха в условиях школы-интерната II вида.
Особенности обучения и воспитания с недостатками слуха.
Процесс организованной деятельности глухих и слабослышащих строится с учетом их физических и психических особенностей. Она строго дозируется, чтобы не вызвать переутомления детей. Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха, важно помнить об обучении школьников тому или иному виду деятельности (показ образца поведения, подражание ему, оказание помощи детям в планировании и организации деятельности). Разъяснение и контроль педагога в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая ее, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.
Наибольшую трудность представляет мотивация деятельности. Глухим и слабослышащим детям понятнее конкретная личная цель деятельности, социальные же мотивы деятельности без специального воздействия педагога не формируются. В условиях специальной школы формирование коллектива несколько затруднено. Речевое недоразвитие ограничивает контакты воспитанников между собой, они более изолированы от своих сверстников. Труднее устанавливается и контакт с педагогом. В сурдопедагогике особое внимание уделяется общению учителя со своими учениками, общению, построенному на доверии, взаимопонимании, уважении личности и мнения ученика, взаимной требовательности. Требовательность – это тоже проявление уважения к ребенку.
Важно единство воспитательных воздействий школы и семьи. Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помогает родителям найти правильный тон взаимоотношений со своими детьми, направить усилия на закрепление успехов школы в воспитании учащихся. Особенности развития глухих школьников младшего школьного возраста требуют опоры воспитателей на конкретный пример, образец поведения, широкое использование наглядности. С их помощью обогащается житейский опыт учащихся, приобретаются и осмысливаются знания, формируются умения. Работа по развитию речи способствует формированию нравственных понятий.
Слышащие дети подросткового возраста нуждаются в предоставлении им большей самостоятельности. Их знания и социальный опыт обогащаются в процессе активного участия в общественной работе. Социальные связи подростков с окружающим миром расширяются. Педагог учитывает их возросший интеллектуальный уровень, их готовность к активной деятельности. В работе с глухими юношами и девушками требуется учитывать их образованность, социальную зрелость. Они не терпят грубого вмешательства в свой духовный мир, дорожат самостоятельностью и независимостью.
Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагога обязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуального плана работы с воспитанником.

Условия и средства развития проектного мышления
в условиях школы - интерната II вида.
Проектный метод в школе рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Проектная деятельность усиливает межпредметные связи сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование учащимися вместе с учителем окружающей жизни, т.е. формирование жизненных компетенций. Проектирование — это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, включающий в себя постановку проблемы, целеполагание и планирование деятельности, поиск и обработку информации, изготовление продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках устной, письменной или информационно-коммуникативной презентации. Овладение комплексом таких действий очень важно для глухих и слабослышащих учащихся, т.к. учит детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Метод проектов имеет ряд преимуществ при организации в специальной коррекционной школе II вида:
-возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, основываясь на реальных жизненных проблемах;
-позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения дидактики, психологии, частных методик;
-обеспечивает успешное усвоение учебного материала и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
-проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
-позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов;
- способствует накоплению активного речевого словаря и использование его в речевой среде слышащего общества.
Социальный проект. Технология реализации в условиях школы – интерната II вида.
Требования, предъявляемые к содержанию современного образования, предполагают овладение обучающимися компетенциями, позволяющими адаптироваться в социуме и самореализоваться в жизни. В этом плане наиболее эффективная форма проектной деятельности – социальный проект.
В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с воспитанниками этапы реализации проекта.
Технология проектной деятельности используется в современной школе как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В процессе внеурочной воспитательной работы, в процессе дополнительного образования приемлема разработка различных видов проектов: исследовательского, творческого, игрового, информационного, практико - ориентированного, социального.
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая решения. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем, деятельностно - практического расширения знаний об обществе. Проектный коллектив учащихся, действующий с целью совершенствования социальной действительности, помогает приобрести навыки коммуникации, способность общественного действия, реализовать потребность творческого саморазвития. Одна из разновидностей социального проекта – школьный социальный проект, направленный на улучшение условий школьной жизнедеятельности, школьного микроклимата.
Использование проектной деятельности в работе с детьми с недостатками слуха возможно в различных сферах обучения и воспитания. Приведем пример проектной деятельности экологической направленности в школе – интернате № 65 г. Нижнего Новгорода.
Алгоритм организации проектной деятельности в рамках объединения дополнительного образования «Окно в мир: экология».
I этап - определение круга проблем, которые могут быть решены в ходе проектной деятельности, выбор наиболее значимой на данный момент. Мы делаем это можно в процессе социологических опросов, запросов участников образовательного процесса. Актив кружка определяет границы заявленной деятельности и формулируют тему проекта. Например, благоустройство пришкольного участка «Школьный двор - цветущая планета».
II этап – анализ целесообразности проекта. Определяется, для каких социальных групп осуществляется проект, в какой мере они будут участвовать в проекте, предполагаемую пользу от него.
III этап – этап целеполагания. Для чего реализуется проект? Каков его ожидаемые результаты? Формулируется реалистичная цель проекта и разрабатываются критерии оценки результатов.
IV этап – выдвижение гипотезы, идеи проекта. Здесь особое место отводится наглядности, образу проекта, т.к. слабослышащим детям легче зрительно представить цель, к которой они стремятся. Составляются эскизы, планы местности с внесенными изменениями.
V этап - постановка задач. Они делят цель на конкретные части, т.к. деятельность детей с недостатками слуха должна быть четко дозирована. Выделяются основные направления решения задач: работа с литературой и интернет-ресурсами, работа с социумом, практическая деятельность по воплощению проекта. На этом же этапе коллектив делится на творческие, проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами деятельности. Комплектация групп основывается на возможностях и уровне развития учащихся: кто-то подбирает материал, кто-то выполняет практические работы по благоустройству, кто-то дотовит презентацию и защиту работы.
VI этап – определение ресурсов для разработки и реализации проекта. Определяется, кто поможет в проектной деятельности, какая литература необходима, источники материального обеспечения, социальных партнёров, обязательно включая родителей. В рассматриваемом случае определение объемов работы по обработке почвы, покупка семян, выращивание рассады, посадка и уход за растениями.
VII этап – этап разработки механизма и плана реализации проекта. По результатам планирования деятельности представляется в виде таблицы план проекта с указанием содержания деятельности, сроков, исполнителей и обсуждается в группах. Обязательно проводится словарная работа для пополнения речевого словаря и понимания предстоящей деятельности. Осоюое место уделяется здесь профориентационной работе, что знакомит детей с различными видами профессий и создает внутреннюю мотивацию деятельности.
VIII этап – непосредственная работа над проектом. Проект собирается в единое целое, происходит коррекция планов, обсуждение промежуточных результатов. Важным моментом является оформление результатов проектной деятельности. Для этого формируется проектная папка (портфолио проекта) в которую входят: паспорт проекта(Приложение № 1), планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к презентациям (сценарий), представленные в виде творческой работы(Приложение № 2), другие рабочие материалы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
IX этап - презентация проекта с целью его рекламы, экспертной оценки. Презентация представляется на открытых уроках в рамках Недели Окружающей среды, а так же на конкурсах проектных работ различных уровней(Областной конкурс «Экогород. Экодом»(2014 -3 место), областной конкурс экологических проектов «Экологическая мозаика»(2014 – 1 место), областная конференция по экологии(2015 – 3 место) и Международной детско-юношеской экологической Ассамблее в рамках Форума «Великие реки». Электронная презентация выкладывается на школьном сайте и других профильных интернет – ресурсах.
Этот этап наиболее важен для детей с недостатками слуха, т. к. это подготовка выступления и само выступление перед слышащей и хорошо говорящей аудиторией. Участники проекта имеют возможность видеть результаты своей работы, представлять ее, свободно ориентируясь в теме. Очень важно подготовить презентацию так, чтобы обучающийся расценивал ее как ситуацию успеха, праздника.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим. 
X этап – внутренняя и внешняя оценка проекта. Анализ и самоанализ – важнейшая составная проектной деятельности. Важно определить критерии результативности проекта, проанализировать количественные и качественные характеристики отдельных его сторон (динамика роста, востребованность, динамика уровня развития, уровень социальной адаптации, полученные навыки и т.д.). На этом этапе предлагаются идеи по продолжению работы или выбор других тем будущих проектов. Например, «Оформление игровой комнаты: зеленый уголок».
Заключение.
В современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к объему и уровню знаний выпускников, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных сфер знаний. В педагогической практике множество технологий, позволяющих сформировать ключевые компетенции в рамках ФГОС. Проектная деятельность сейчас приобретает все большее значение, т.к. органично и эффективно представляет материал для различных социальных проектов. Социальные проекты, в свою очередь, -благотворное поле для развития жизненных компетенций, включая личностный, социальный компоненты(развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладение навыками коммуникации, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, дифференциация и осмысление адекватно возрасту картины мира, своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей). Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся с недостатками слуха, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с особыми возможностями здоровья приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». /Л. Выготский/.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф.. История педагогики.
Москва,-"Просвещение"- 1982
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с. 
Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В.. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся слабослышащих и позднооглохших школьников.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения// Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6.
http:// distant.ioso.ru/Е. С. Полат. Метод проектов.
http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"


Приложение № 1
Методический паспорт учебного проекта № 1.
Название проекта «Школьный двор – цветущая планета»
Фамилия, имя и отчество разработчика(ов) проекта Прапорщикова Анна(11б)
Оксаковская Оксана(11а)
Название ОУ МКС(К)ОУ школа-интернат № 65
Год разработки 2013-14
Опыт использования в нескольких классах и с несколькими группами детей
Проблемная ситуация МКС(К)оу школа-интернат № 65 расположена в центре города, вблизи крупной городской магистрали пр. Гагарина. Часть детей, обучающихся в школе, проживают в интернате 5 дней в неделю.
Проблема проекта Экологические и эстетические условия пребывания детей на пришкольной территории неудовлетворительное: декоративная растительность практически и уход за ней отсутствуют, место для игр и отдыха детей не оборудовано.
Цель проекта Преобразование малопродуктивной школьной территории в полноценную искусственную экологическую систему за счет создания близких качественных биологических сообществ по законам ландшафтного дизайна, не привлекая больших материальных ресурсов.
Задачи проекта Планировка и декоративное оформление прилегающей к школе территории;
Активизация практической деятельности по благоустройству пришкольной территории среди учащихся и их родителей;
Привлечение к финансированию проекта различных партнеров.
Форма организации детей индивидуальная работа;
парная работа;
групповая работа
Ведущая деятельность поисковый;
конструирующий;
творческий.
Сфера применения результатов экологический;
экономический
Используемые технологии практико-деятельностный;
мультимедиа.
Форма продуктов проектной деятельности мультимедийная презентация; групповой отчет проектантов
Методический паспорт учебного проекта № 2.
Название проекта «Озеленение игровой комнаты: зеленый уголок»
Фамилия, имя и отчество разработчика(ов) проекта Белоусова Анастасия (8 кл)
Леус Виктория(8 кл)
Лузина Ольга(7а кл)
Название ОУ МКС(К)ОУ школа-интернат № 65
Год разработки 2013-14
Опыт использования в нескольких классах и с несколькими группами детей
Проблемная ситуация Воспитанники школы-интерната находятся в помещении школы с понедельника по пятницу. Условия
Проблема проекта Помещение игровой комнаты не соответствует требованиям;
Требует перепланировки, ремонта. Эстетические функции помещения также не соответствуют требованиям.
Цель проекта Создать в игровой комнате школы-интерната «зеленый уголок» из растений, очищающих воздух, для оздоровления, декорирования, озеленения и обучения.
Задачи проекта Подобрать растения, влияющие на изменение состава воздуха и его очистку;
Создать планировку интерьера «зеленого уголка»;
Воплотить проект на практике, используя минимальные затраты.
Форма организации детей индивидуальная работа;
парная работа;
групповая работа
Ведущая деятельность поисковый;
конструирующий;
творческий.
Сфера применения результатов экологический;
экономический
Используемые технологии практико-деятельностный;
мультимедиа.
Форма продуктов проектной деятельности мультимедийная презентация; групповой отчет проектантов