Конспект урока Сложение и вычитание чисел на координатном луче


Конспект урока "Сложение и вычитание чисел на координатном луче"
Учитель математики
МБОУ СОШ №70 г. Липецка
Хохлова Наталья Александровна
Предмет: математика.
Класс: 5.
Тема: Сложение чисел на координатном луче.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока.
Образовательные:   изучение алгоритма сложения чисел на координатном луче, проверка усвоения учебного материала по темам «Натуральные числа и шкалы» при выполнении теста.
Развивающие:          развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике, развитие умения давать объективную самооценку.
Воспитательные:   воспитание уважительного отношения к одноклассникам, формирование самостоятельности, развития эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха.
Оборудование:        компьютер, мультимедийный проектор и экран
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.
Учащиеся знают:            
определение натурального числа и действия с натуральными числами;
обозначение чисел на координатном луче;
свойства сложения;
перевод одних единиц в другие;
умеют:
выполнять действия с натуральными числами;
сравнивать натуральные числа;
переводить одни единицы в другие;
различать истинные и ложные утверждения;
выделять главное, делать обобщения.
находить закономерность;
решать логические задачи.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
План урока с хронометражем.
№ Содержание урока Время
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Организационный момент
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала  
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Изучение нового материала
Организация самостоятельной работы с последующей самопроверкой.    
Организация коллективной работы.
Подведение итогов.
Этап информации о домашнем задании. 1 мин.
2 мин.
10 мин.
7 мин.
10 мин.
4 мин.
8 мин.
1 мин.
2 мин.
1. Орг. момент
2. Подготовка к основному  этапу  усвоения  учебного материала  
Вступительное слово учителя.
- В июле 2005 года исполнилось 140 лет с момента первого издания сказки Чарльза Лютвиджа Доджсона. Правда, это имя мало кому что говорит, а вот псевдоним математика из Оксфорда – Льюис Кэролл – известен многим. Когда-то Кэролл написал: «В отчаянной попытке придумать что-то новое, я отправил героиню, названную по имени Алисы Лиддел – дочери моего коллеги по колледжу – вниз по кроличьей норе, совершенно не думая о том, что случится потом». Но вот мы перелистнули последнюю страницу – сказка окончена, но нам так не хочется её покидать. Поэтому мы вместе с вами сейчас напишем её продолжение. А отправится наша Алиса в мир знакомых нам всем понятий – страну математики. (слайд 1)
Итак, тишина! Говорю только я!
За сказочной сверстницей следом
Фантазия нас поведёт в те края,
Где наш распорядок неведом.
Страна математики станет страною чудес!
Что значится в нашем названье,
Поход продолжается, след не исчез,
И сказка становится явью!
  - А сопровождать нас весь урок будут высказывания известных людей, которые собирает «Чеширский кот». (слайд 2)
❧ «Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.»                                        М. Цветаева (слайд 3)
- Сегодня мы будем работать в двух тетрадях: в обычных тетрадях запишите число, классную работу и отложите в сторону; а в специально подготовленных для сегодняшнего урока тетрадях запишите своё имя и фамилию, заполните лист настроения. (слайд 4)
3. Проверка домашнего задания.
- Помогите Алисе попасть снова в страну чудес, для этого выполните тест.
Тест выполняется в специальных тетрадях на 2 варианта. (см. приложение)
Далее проводится самопроверка с выставлением оценки, ответы и нормы оценки на экране (слайд 5).
Заполняется лист настроения.
4. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
❧ «То, чем в прежние эпохи занимались зрелые умы учёных мужей, в более поздние времена стало доступно пониманию мальчишек».                     Гегель (слайд 6)
- Алиса встретилась с Королевой и та начала задавать ей вопросы, давайте и мы ответим на эти вопросы (слайд 7).
А) Учитель пишет на доске число 24 и задаёт быстро вопросы:
Что вы можете сказать об этом числе?
Назовите одно число большее 24.
Назовите одно число меньшее 24.
Представьте 24 в виде суммы двух равных слагаемых.
Представьте 24 в виде суммы двух неравных слагаемых.
Представьте 24 в виде суммы трех слагаемых.
Представьте 24 в виде произведения.
Представьте 24 в виде частного.
Представьте 24 в виде разности.
Назовите дополнение числа 24 до 50, 100, 1000.
- Хорошо, сказала Королева и дала разрешение Алисе идти дальше.
Б) Встреча с Синей Гусеницей (слайд 8)
- Разгадай закономерность, назови ещё два числа:
2, 4, 6, 8, …
1, 10, 100, 1000, …
1, 3, 5, 7, …
1, 2, 4, 8, …
1, 4, 7, 10, …
3, 6, 5, 12, 7, 18, …
❧ «В этой сказке нет порядка: Что ни слово – то загадка!»        Б. Заходер (слайд 9)
В) Задача Чеширского кота:
Два мартовских зайца выпивают литр чая за полчаса. Сколько чаю выпьют 6 мартовских зайцев за то же время?
Ответ: 3 литра.
- Так куда же пойдёт дальше Алиса? (Ответ: на Безумное чаепитие.)
Г) Безумное чаепитие.
- Алиса встретилась с Болванщиком, Мартовским зайцем и Мышью – Соней. Они сидели за столом и пили чай.
- Занято! Занято! Мест нет! – закричали они.
- Глупости, места сколько угодно! – возразила Алиса.
- Ты не сядешь с нами, пока не отгадаешь наши задачи!
- Задавайте ваши задачи.
Задача Болванщика:
Я хочу угостить друзей круглым пирогом. Какое наибольшее число кусков можно получить, сделав 3 разреза? (слайд 10)
Задача Мартовского зайца:
Я ставлю на стол 6 стаканов. В 3 наливаю чай, 3 оставляю пустым. Как сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, но в руки можно взять только один стакан и только один раз. (слайд 11)
❧ «Чтобы решить задачу, смотрите на неё, пока решение не придёт в голову».
Задача Сони:
На 3 банках с вареньем рассеянная хозяйка сделала надписи, как показано на рисунке. Мы хотим клубничное варенье. В какой оно банке, если известно, что все надписи перепутаны? (слайд 12)
- Попили они чайку, задремали. А чтобы мы не задремали, давайте сделаем физкультминутку.
ФИЗПАУЗА
5. Изучение нового материала
❧ «Изучите азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее».               И.П. Павлов (слайд 13)
- Мартовский заяц спросил девочку: «А умеешь ли ты, Алиса, работать с координатным лучом?»
- Вспомним и мы, как построить координатный луч (фронтальный опрос).
- Изобразите координатный луч. Подумайте, как сложить числа 5 и 3 на координатном луче. (3 человека выходят к доске и аргументируют свое построение).
- Какова же тема нашего урока? (формулируют дети).
- Запишите тему урока в обычной тетради, изобразите числовой луч и выполните пример 5+3=8 на координатном луче.
- В специальных тетрадях на готовых лучах выполняют действие 3+6=9. (слайд 14)
- Вспомним переместительное свойство сложения (формулируют дети), изобразим пример, иллюстрирующий это свойство на координатном луче. 4+5=5+4 (слайд 15)
- Выполните самостоятельно 3+6=6+3 (слайд 15)
- Вспомним сочетательные свойства сложения (формулируют дети), изобразим пример, иллюстрирующий это свойство на координатном луче. 3+(8+6)=(3+8)+6 (слайд 16)
- Выполните самостоятельно 2+(4+3)=(2+4)+3 (слайд 16).
По одному человеку на задание выходят к доске.
- Выполните самостоятельно 9+0=0+9=9 (слайд 17).
6. Организация самостоятельной работы с последующей самопроверкой.   
- От всех переживаний у Алисы плохо сделалось с сердцем. Ей необходимо сделать кардиограмму.
Самостоятельная работа (с последующей проверкой) на логику.
Истинное высказывание – рисуем отрезок, ложное – всплеск (2 ученика за доску).
«Кардиограмма»
Уравнение – это равенство, содержащее переменную.
Число 4 находится на координатном луче правее числа 7.
В одной тонне – 100 центнеров.
Делимое – это число, которое делится на данное без остатка.
Знаками неравенств являются: больше, меньше и равно.
Луч – это часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца.Дети работают в обычных тетрадях.
7.  Организация коллективной работы.
❧ «Всякая задача кажется очень простой после того, как вам её растолкуют».
Шерлок Холмс        (слайд 18).
- Шалтай – Болтай сидел на заборе, если мы не поможем Алисе решить задачи, то он может оттуда свалиться. (слайд 19)
Работа с учебником №184, 185, 186.
8. Подведение итогов.
Мы с вами мечтали и были герои вокруг,
Но кончилась сказка и всё изменяется вдруг!
Алису узнали – иль стала другою она?
В стране математики правила Сказка сама!
Ах, эта Сказка сдружила нас!
Её мы встретим ещё не раз!
Решим задачу, найдём ответ!
И снова Сказка нам даст совет.
Выставление оценок с комментарием, обсуждение результатов занятия.
9. Этап информации о домашнем задании.
Письмо от Алисы в специальных тетрадях (слайд 21)