Программа студии сценической речи и актерского мастерства На базе МАОУ «СОШ №112» для учащихся 3-5 классов


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №112»
_______________О.Н.Домовитова«____»_______________ 20______ г.
Программа студии сценической речи и актерского мастерства
На базе МАОУ «СОШ №112» для учащихся 3-5 классов
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…
Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства
Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихсяЗадачи:
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Организационные условия реализации программы
Программа составлена на 68 часов ( 2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 9-13 лет. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
принцип коллективизма ( способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
групповые
игровые
индивидуальное и проблемное обучение
педагогика сотрудничества

Реализации этих технологий помогают следующие формы:
Теоретические и практические занятия
Индивидуальные, групповые, коллективные
Театральные игры
Беседы
Тренинги
Экскурсии в театр
Спектакли
Праздники
Методы:
Репродуктивный
Иллюстративный
Проблемный
Эвристический
Наблюдение
Упражнение
Поощрение
Объяснение
Личный пример
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Материально-техническое обеспечение
Музыкальный центр
Музыкальная фонотека
МД и СД– диски
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
Элементы костюмов для создания образов
Сценический грим
Ожидаемые результаты
К концу года занятий обучающиеся:
Имеют понятие:
О театре и его видах
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеют:
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретают навыки:
Общения с партнером
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества
 
Учебно-тематический план
№ п/пДата Кол-во час. Содержание
1 1 Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности
2 1 Основы театральной культуры (6 часов)
3 1 Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства
4 1 Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»
5 1 Оформление и технические средства сцены
6 1 Культура поведения на сцене и в зрительном зале
7 1 Экскурсия в театр
Культура и техника речи ( 14 часов)
8 1 Работа над упражнениями, развивающими грудной, головной резонаторы. Упражнения «Дышим правильно», «Паровоз», «Мычание». Вибрационный массаж.
9 1 Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице»
10 1 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игра «Сочини анонимку!
11 1 Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку»
12 1 Работа над дикцией. Игры «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву»
13 1 Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»
14 1 Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму»
15 1 Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»
16 1 Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»
17 1 Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик»
18 1 Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни»
19 1 Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры»
20 1 Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели»
21 1 Работа над образом. Игра «Войди в образ».
Ритмопластика ( 10 часов)
22 1 Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение» и др.
23 1 Совершенствование осанки и походки. Ритмические игры «Я правильно двигаюсь» и др.
24 1 Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»
25 1 Пластические упражнения «Производственная гимнастика», «Бодибилдинг» и др.
26 1 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало» и др.
27 1 Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества». Пластические игры.
28 1 Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»
29 1 Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ» и др.
30 1 Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители» и др.
31 1 Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости . Пластические игры.
Театральная игра ( 37 часов)
32 1 Знакомство со сценарием музыкально-литературной композиции «Цветы и порох» (по мотивам литературных поэтических и прозаический материалов о войне) Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
33 1 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки.
34 1 Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
35 1 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.
36 1 Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
37 1 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
38 1 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
39 1 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
40 1 Индивидуальная подготовка главных исполнителей
41 1 Подбор музыки. Разучивание песен и танцев
42 1 Коллективное изготовление декораций, костюмов.
43 1 Отработка сцены №1 композиции.
44 1 Отработка сцены №2 композиции.
45 1 Отработка сцены №3 композиции.
46 1 Отработка сцены №4 композиции.
47-48 2 Отработка сцены №5 композиции.
49-50 2 Отработка сцены №6 композиции.
51-52 2 Отработка сцены №7 композиции
53-54 2 Отработка сцены №8 композиции.
55-56 2 Репетиция композиции
57-61 5 Генеральная репетиция. Оформление сцены.
62-65 4 Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления
66-67 2 Премьера спектакля
68 1 Праздник первого спектакля. Анализ выступления.
Использованная литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.