Открытый урок в 5 классе на тему Представление натуральных чисел на координатном луче


ОТКРЫТЫЙ УРОК
5 КЛАСС
НА ТЕМУ
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ НА КООРДИНАТНОМ ЛУЧЕ»


Тема урока: «Представление натуральных чисел на координатном луче»
Математика – царица наук, арифметика – царица математики.
К.Ф.Гаусс
Цель урока: Создать условия для формирования представлений у учащихся о размещении чисел на координатном луче.
Планируемые результаты.
Предметные: Знать понятие луча, координатного луча, единичного отрезка.
Уметь отмечать на координатном луче точки, соответствующие натуральным числам, сравнивать числа с помощью координатного луча, называть число соответствующее заданной точке, выбирать единичный отрезок.
Метапредметные: Участие в диалоге; отражение в письменной форме своих решений; критически оценивать полученный ответ; определять общую цель и пути её достижения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: Мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.
Тип урока: Применение и совершенствование знаний. Практикум.
Наглядность и оборудование: учебник, рабочие тетради учащихся, опорный конспект урока, чертежные инструменты.
Ход урока
I этап. Организационный.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на плодотворную работу.
Вступительное слово учителя.
II этап. Проверка домашнего задания.
Проверить домашнее задание, заданное по учебнику, сверить ответы.
Ответить на вопросы учащихся, возникшие в результате выполнения домашнего задания.
III этап. Формулирование цели и задач урока.
Учитель сообщает учащимся о том, что числа удобно представлять точками на прямой. Для этого задают луч. Если начало луча (точку О) принять за начало отсчета, а какой-нибудь другой точке этого луча поставить в соответствие число 1, то получится координатный луч. Отрезок от этой точки до начала луча называют единичным отрезком. Координатный луч, как правило, мы будем чертить с лева на право, выходящим из точки О в направлении, отмеченном стрелкой, и отметить отрезок, длину которого принимают за единицу – единичный отрезок.
IV этап. Актуализация знаний и умений учащихся.
Устные упражнения.
Уменьшаемое 40, а вычитаемое 6. Найдите разность.
Чему равно уменьшаемое, если разность равна 17, а вычитаемое 8?
Найдите вычитаемое, если уменьшаемое 13, а разность 5.
Сколько сантиметров в 3дм, в 4м, в 5дм 7см?
Нина отметила 4 различные точки и провела все отрезки, концами которых являются отмеченные точки. Сколько отрезков у неё получилось?
V этап. Усвоение и восприятие нового материала.
План изучения темы.
Понятие координатного луча.
Начало отсчета – начало луча.
Единичный отрезок.
Координата точки.
Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча.
Размещение натуральных чисел на координатном луче. (Важно помнить, что: из двух натуральных чисел больше то, которое на координатном луче находится правее.)
Пример.
Изобразить координатный луч ОР и отметить на нем точки: А(3); В(5); С(6); D(11); F(9); М(4); N(8).
(Единичный отрезок взять равный 1см)
Предложить учащимся самим придумать и отметить точку с некоторой координатой.
VI этап. Усвоение нового материала.
Решение упражнений.
Работа с учебником: рассмотреть примеры в учебнике.
Совместно у доски и индивидуально на местах (задание из учебника).
Индивидуальные задания на карточках.
Дополнительные упражнения.
Физкультминутка.
Физкультминутку можно провести в форме игры: два ученика держат веревку с узелками. Начало веревки (узелок) – это начало луча, расстояние между узелками – единичный отрезок. Две команды, у каждой команды карточки А(5)
. Каждый ученик должен найти свой узелок на веревочке, соответствующий числу – координате точки на карточке. Команды выступают по очереди. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени.
VII этап. Домашнее задание.
Устно: изучение параграфа и выполнение устных упражнений.
Письменно: выполнение письменных упражнений из учебника.
Дополнительные задания (для тех, кто хочет знать больше).
VIII этап Подведение итогов урока.
Вопросы учащимся.
Какой отрезок называют единичным?
Как построить координатный луч?
Как сравнивают натуральные числа при помощи координатного луча?
Какой этап урока запомнился и понравился больше всего.
В чем испытывали затруднение
На втором уроке для закрепления материала по теме: «Представление натуральных чисел на координатном луче» можно провести математический диктант.
Математический диктант. Координатный луч.
Вариант 1
Начертить координатный луч (единичный отрезок равен 1см) и обозначить на нем точки, соответствующие числам: 3, 5, 7.
Точке А на координатном луче соответствует число 7, это записывают так … .Если точка С на координатном луче лежит между точками А(4) и В(6), то она имеет координату … , выраженную натуральным числом.
Начертите координатный луч (можно дать листок на котором уже начерчен координатный луч и указан единичный отрезок) и отметьте на нем точку М, удаленную от точки К(10), на три единичных отрезка. Сколько возможно случаев?
Дана точка D(12), а точка С(17). Какая точка лежит правее?
На координатном луче большее число расположено … .Если точка R имеет координату 2, а точка Р – координату 8, то какую координату имеет точка Т – середина отрезка RP? Вариант 2
Начертить координатный луч (единичный отрезок равен 1см) и обозначить на нем точки, соответствующие числам: 4,6,8.
Точке В на координатном луче соответствует число 5, это записывают так … .Если точка М на координатном луче лежит между точками К(9) и N(11), то она имеет координату … , выраженную натуральным числом.
Начертите координатный луч (можно дать листок на котором уже начерчен координатный луч и указан единичный отрезок) и отметьте на нем точку B, удаленную от точки C(4), на два единичных отрезка. Сколько возможно случаев?
Дана точка F(11), а точка E(19). Какая точка лежит левее?
На координатном луче меньшее число расположено … .Если точка С имеет координату 4, а точка D – координату 10, то какую координату имеет точка S – середина отрезка CD?
Урок окончен!