Программа тематической смены в городском оздоровительном лагере


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 87»
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ № 87
___________/Смирнова Н.В. /

Программа
деятельности летнего городского
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Солнышко»

Тематическая смена:
«Царство Весёлых Каникул»
Срок реализации: 28 июня-23 июля 2012 г
Участники программы: дети от 6,5 -15 лет

Составитель: зам.начальника лагеря « Солнышко»,
учитель начальных классов,
Дмитрук Алёна Валерьевна
Екатеринбург
2012
Оглавление
Информационная карта 3
Пояснительная записка. 4
Концепция программы 6
Принципы программы 7
Объективные факторы работы лагеря 9
Этапы реализации программы 10
Механизм реализации программы 11
Методическое сопровождение программы 14
Основное содержание программы 16
План мероприятий программы «Царство весёлых каникул»
Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания «Солнышко» 18
21
Условия реализации программы 22
Ожидаемые результаты 25
Критерии эффективности реализации программы 27
Список литературы 28
Приложения 29
Информационная карта
Полное название программы «Царство весёлых каникул»
Цель Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
Тип лагеря С дневным пребыванием
Направления деятельности Физкультурно - оздоровительное, нравственное, содержательно – досуговое,
гражданско- патриотическое.
Краткое содержание Игра « Царство весёлых каникул» развивается в течение 18 дней, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности. Каждый отряд-сказочное королевство участвуя в соревнованиях и конкурсах за победу получают цветные кирпичики для строительства своего сказочного замка. Каждый житель королевства может заработать и пополнить казну королевтства «царскими монетами»
Ожидаемые результаты Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
Личностный рост участников смены.
Автор программы Зам.начальника лагеря Дмитрук А.В
Адрес организации Ул.Ферганская, 22
Участники программы Воспитатели (учителя), дети, физрук, педагог-психолог, мед.работникКоличество детей, участников программы 120 человек
Тип смены 2 смена (санаторная)
Сроки проведения С 28 июня по 23 июля 2012 г.
Количество смен 1
Имеющийся опыт реализации программы Данная программа была апробирована в 2008 году, внесены изменения.
Финансовое обеспечение программы Средства:
-ГУРО ФСС по РХ;
-Муниципальный бюджет;
-Благотворительные взносы родителей.
Особая информация и примечания. В программе обобщен и представлен на качественно новом уровне многолетний опыт работы коллектива летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» по организации летнего отдыха детей.
Пояснительная записка.Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Царство весёлых каникул». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Разрабатывая программу работы городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Царство Весёлых Каникул», мы закладываем в основу его деятельности два ключевых понятия: оздоровление и развитие.
Истинное оздоровление невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без разнообразной творческой деятельности, дающей возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей, при условии благоприятного экологического окружения.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
спортивно-оздоровительное,
содержательно-досуговое,
нравственное,
гражданско-патриотическое.
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
Создавать условия для организованного отдыха детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование лагеря «Солнышко» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих, профилактике простудных заболеваний, закаливанию.
2012 год объявлен годом Российской истории. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков «Царство весёлых каникул» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Радужное творчество».
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Методологические принципы
детерминизма
развития
системности
дополнительностиНеразрывной взаимосвязи ребенка и социальной среды

Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии – купание в бассейне, занятия ЛФК, закаливание, кислородные коктейли. Использование методики Базарного и дыхательной гимнастики Стрельниковой.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Царство весёлых каникул»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Царство весёлых каникул»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Царство весёлых каникул»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Игровая легенда
«Царство Весёлых Каникул» открыто в оздоровительном лагере школы.
Участники игры: Дети, воспитатели, администрация лагеря, , педагог-психолог, муз.работник,
инструктор по физвоспитанию
Каждый отряд – это жители одного из королевств Царства, разных сказочных замков. Эти замки имеют свои названия, герб, флаг. Жители придумывают свои костюмы, подбирают песни.
Население Царства живёт по законам принятым на общем собрании (вече).
Верховным правителем Царства является начальник лагеря,
Премьер-министром – заместитель начальника лагеря
Феи( совет мудрейших) - воспитатели
Кабинет министров – командиры отрядов.
Жители совершают разнообразные путешествия по своему сказочному государству. Каждый житель Царства за активное участие в лагерных и отрядных делах будет награждаться «Царской монетой» . Этими «монетами» жители пополняют казну своего замка.
В ходе путешествия проводятся различные конкурсы и соревнования. За победу отряд награждается «кирпичиком» для построения сказочного замка. Цвет «кирпичиков » разный:
красный – спортивные достижения;
жёлтый – творчество и оформление;
синий – интеллектуальные достижения;
зелёный – трудовые успехи.
По окончании путешествия замок должен быть построен
Кроме этого, будут подведены итоги пополнения казны своего замка: побеждает тот, кто наберёт большее количество «царских монет». Победители награждаются грамотами и призами.
Настроение, самочувствие, впечатление от каждого дня жители будут отражать в Волшебном зеркальце настроений.
3128010-279400
Игра развивается в течение 18 дней, т.е. во все периоды смены, каждый И3 которых имеет свои особенности.
Конечно, что-либо может и не сработать. За долгие 18 дней наше Царство может столкнуться с различными неожиданностями. Каждый житель Царства должен соблюдать Законы и Заповеди:
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
использование методики Базарного;
применение дыхательной гимнастики Стрельниковой;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
посещение бассейна;
кислородные коктейли;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
экспедиции;
работа спортивных секций;
подвижные игры;
работа инструктора по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
экскурсии с библиотеки города;
конкурсы;
викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
посещение городского музея;
беседы;
игровая программа «Россия-держава великая!», посвящённая победе в войне 1812 г.
экскурсия в воинскую часть;
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
экскурсии в Ботанический сад;
беседы о нравственности;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа педагога-психолога;
диагностика;
тестирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Оздоровительная программа «Здоровье»
Подпрограммы:
«Школа толерантности»;
«Зеленый мир»;
«Патриотическое воспитание школьников»;
«Воспитание нравственных качеств личности»;
«Я - гражданин России»
Документы в помощь воспитателям, родителям.
Распорядок дня
Время Вид деятельности
8.30-9.00 Сбор детей. Утренняя зарядка.
9.00-9.15 Утренняя линейка
9.15-10.00 Завтрак
10.00-12.00 Работа отрядов по плану ВР
12.00-13.00 Оздоровительные мероприятия
13.00-14.00 Обед
14.00- 14.30 Свободное время
14.30-15.30 Дневной сон
15.30-16.00 Свободное время
16.00-16.30 Полдник
16.30-18.00 Работа отрядов по плану ВР
18.00 Уход детей домой
Основное содержание программы
5098415-620395
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Провести витаминизацию питания детей.
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
аттракционы;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
водные процедуры;
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики Стрельниковой;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
использование оздоровительной методики Н. Базарного;
посещение бассейна;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, театра; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека; Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Альтернативного провождения времени
Свободного времени
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень отряда;
Уровень организации досуга в группах по интересам;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
Игровая программа «Россия-держава великая!»
экскурсия по городу;
беседа «Символика Российской Федерации»;
дискуссия «Природа моего края»;
спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Кладоискатели»;
посещение краеведческого музея;
конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
«Богатырские забавы», конкурсно-развлекательная программа
экологический КВН
Содержание программы
Дата Название мероприятий
28.06.12 Открытие сезона: Добро пожаловать в Царство Весёлых Каникул.
1. Большая «царская» игра-путешествие по станциям «Эстафета знакомств.
» ( 1-5 отряд)
2.Театрализованное открытие смены «Здравствуй ,лагерь - сказка!» ( 1-5 отряд)
3. Игры в «королевствах» на знакомство: «Снежный ком», «Расскажи про своего соседа» ( 1-5 отряд)
4. Коллективное планирование отрядных дел «Сказочное вече».
Жили-были в нашем Царстве…
( выбор названия отряда, эмблемы, оформление отрядных уголков) ( 1-5 отряд)
5. Игры на свежем воздухе
Вводный инструктаж по ПБ и ТБ
29.06.12 1. Малые Олимпийские игры. Открытие. Соревнования
2. Музыкальный час .
3. Игра «Поле чудес»
4. Работа в отрядах-«королевствах» по плану
5. Бассейн, ЛФК
Инструктаж на тему: «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«В гостях у сказки»- игровая программа;
Игры на свежем воздухе
02.07.12 1. Экскурсия в Ботанический сад
2. Художественный конкурс «Летняя открытка»
3. «Ритм», «Найди платок» (подвижные игры на свежем воздухе)
4. Бассейн, ЛФК
5. Игровая программа по правилам дорожного движения «Весёлый лабиринт »
6. Малые Олимпийские игры. Соревнования
.Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов»
03.07.12 1. Театр «Щелкунчик» «Сказка о царе Салтане» -2 отр.
2. Центр «Профилактика» «Азбука здоровья»- 3. 4 отр.
3. Мероприятие «Шиш-шип-шоу»-5 отр4. Игры на сплочение коллектива: «Почта», «Привет»\
5. Мини-футбол - 1 отрИнструктаж на тему: «Правила пожарной безопасности»
Игры на свежем воздухе
04.07.12 1.Мероприятие – представление отрядов «Будем знакомы»
2. Игровая дискотека
3. Беседы на тему: «Правила поведения на улице, в гостях»
4. Бассейн, ЛФК
5. Конкурс рисунков на асфальте
Игры на свежем воздухе
05.07.12 1. Викторина-конкурс по противопожарной безопасности.
2.Театр «Щелкунчик» «Сказка о царе Салтане» - 3,4 отр.
3. Музей истории Екатеринбурга «Тайны и легенды Екатеринбурга» - 5 отр.
3.Оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки: «Веревочка», «Качели».
06.07.12 1. Центр «Профилактика» «Формула здоровья»- 5 отр2.Музей кукол( экскурсия + спектакль) «Семь ролей одной куклы» -1 отр.
3. Игры на свежем воздухе: «Ревущий мотор», «Разведчик» (развитие координации)
4. Малые Олимпийские игры. Соревнования
5. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
6. Бассейн, ЛФК
7.Спортивная игра «Кладоискатель»
09.07.12 1. Музей изобразительных искусств: « Нитяные истории»-3 отр,»В поисках уральских сокровищ»-4 отр.
2. Дыхательная гимнастика «Певец»
3. Игры на развитие внимания: «Искра», «Тишина»
4. Бассейн, ЛФК
5. Малые Олимпийские игры. Соревнования
Игры на свежем воздухе
10.07.12 1. Центр «Профилактика» «Азбука здоровья»-1,2 отр2.Малые Олимпийские игры. Соревнования
3.Путешествие по любимым сказкам. «Во дворике сказок»
4.Упражнения на коррекцию плоскостопия
Игры на свежем воздухе
5.«Сказочный карнавал» 11.07.12 1. Программа «Россия-держава великая» 1-5 отр2. Бассейн, ЛФК
3.Экскурсия в лесопарк «В гостях у Берендея».
4.Дыхательная гимнастика «Сова»
5.«Узнавай и удивляйся» - познавательный час
12.07.12 1.Посещение городского зоопарка 1-5 отр.
2.Игра «Королевская охота»
3. Беседа на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
13.07.12 1. Творческий конкурс «Минута славы».
2.Беседа «Поговорим о наших зубах»
3.Игры на свежем воздухе
4.Конкурс на лучший букет
5.Эстафета «Дорожные знаки»
6.«Босохождение»
16.07.12 1. Музей истории Екатеринбурга «Истории игрушек»-2 отр.
2. Спортивная пантомима
3. Танцевально-двигательные игры «Танец огня», «Воздушный бал», «Подари движение»
4.День мальчиков«Богатыри земли русской» - конкурс
5. Бассейн, ЛФК
17.07.12 1. Спортивный турнир по боулингу в ТРЦ»Алатырь» - 4,5 отр.
Игровая зона-3 отр.
2 Малые Олимпийские игры. Закрытие
3. Спортивные эстафеты на свежем воздухе: «Кенгуру», «На болоте», «Алфавит»
18.07.12 1. Центр народного творчества «Гамаюн» игра-путешествие «Нитяные истории»-5 отр.
2. Развлекательная игра «Здоров будешь – все добудешь»
3. Конкурс любимых стихотворений о лете.
4. Бассейн, ЛФК
5.Игры на свежем воздухе Игра с прыжками, скакалками. Конкурсная программа «Самая-самая»
6.День девочек «Праздник бантиков»
7.Конкурс стенгазет «Наше королевство»
19.07.12 1. Мероприятие «Правила дорожного движения»
2. Спектакль «Алёнушка и солдат» 1-5 отр.
3.Игра «Музыкальный калейдоскоп»
4.Музыкальная дискотека.
5.Минутка здоровья «Хорошая осанка»
20.07.12 1. Народные игры и забавы «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
2. Интеллектуальная игра «Самый, самый»
3.Игры- соревнования на свежем воздухе: «Гномы», «Поиск клада» и др.
4.Бассейн, ЛФК
5.Конкурс инсценированной сказки Сказочный калейдоскоп.
23.07.12 Закрытие сезона в ГОЛ «Солнышко»
1.Праздник закрытия смены «Сказочный финал».
2.Игровая программа «Город мастеров»( Выставка детских творческих работ «Город Мастеров»
3. Прощальная дискотека.

Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания
«Солнышко»
№ п/пМероприятие Сроки Ответственные
1. Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
совещание при директоре школы
собрание методических объединений классных руководителей.
совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время Апрель Директор, зам. дир по УВР
2. Определение направлений и форм организации каникулярного времени. Апрель Директор, зам. дир по УВР
3. Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
Удовлетворенность работой лагерной смены. Апрель-май
Май
Май
Май
Май
Педагог-психолог, социальный педагог
Начальник лагеря, зам.начальника по ВР
Начальник лагеря, зам.начальника по ВР
Начальник лагеря, зам.начальника по ВР
Начальник лагеря, зам.начальника по ВР
4. Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. Апрель-май
Май
Май Директор, зам. по ВР, начальник лагеря
Начальник лагеря
Начальник лагеря
5. Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация питания в городском оздоровительном лагере. Май- Июнь
Начальник лагеря, зам.начальника по ВР
6. Проведение лагерной смены 28 июня по 23 июля Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия
Конституция РФ
Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.
Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МБОУ СОШ № 87
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
большой спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты-спальные комнаты для мальчиков и девочек;
игровая комната;
комната психологической разгрузки;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Кадровые условия.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

п/пФ.И.О. Должность Вид
деятельности
1. Смирнова Н.В. Директор МБОУ СОШ № 87 Ответственная за организацию
летнего отдыха детей МБОУ СОШ № 87
2. Поморцева И.Ю. Начальник лагеря « Солнышко» Куратор летнего отдыха детей МБОУ СОШ № 87
3. Дмитрук А.В. Заместитель начальника лагеря повоспитательной работе Куратор воспитательной
работы лагеря
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
педагог-психолог,
руководитель ФВ;
музыкальный работник
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
№ п/пФ. и. о. Должность Квалификация Стаж работы в лагере
1. Поморцева И.ЮНачальник лагеря 1 категория 6 лет
2. Дмитрук А.В. Зам.начальника 1 категория 15 лет
3. Неугодникова Е.А. Инструктор по ФВ 2 категория 5 лет
4. Тишкевич Г.В. Педагог-психолог Высшая категория 5 лет
5. Андюк Л.Н. воспитатель Высшая категория 6 лет
6. Миханкова Е. В. воспитатель 1 категория 7 лет
7. Щипанова В.И. воспитатель 1 категория 15 лет
8. Чудиновских Е.Б. воспитатель Высшая категория 15 лет
9. Панкратова Н.Р. воспитатель 1 категория 10 лет
10. Арасланова И.Ю. воспитатель 2 категория 2 года
11. Мальцева О.И. воспитатель 2 категория 6 лет
12. Пылина Т.И. воспитатель 1 категория 15 лет
13. Глазырина О.Г. воспитатель 1 категория 15 лет
14. Белоусова Ю.В. воспитатель 1 категория 3 года
15. Шестакова И.А. воспитатель 1 категория 4 года
16. Шамина Т.А. воспитатель 1 категория 5 лет
17. Сорокобаткина Л.В. воспитатель 1 категория 3 года
18. Васильева А.В. воспитатель 1 категория 6 лет
Медицинский работник: 1 человек;
Работники кухни: 3 человека;
Технический персонал: 2 человека.
4. Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
самоуправление в отряде и в лагере.
Финансовое обеспечение
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Система контроля за реализацией программы
№ п/пМероприятие Срок проведения Ответственные
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. Апрель Начальник лагеря
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены Педагог-психолог
3. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение смены Зам.начальника лагеря, отрядные воспитатели
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Педагог-психолог.
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. В течение смены Педагог-психолог. Зам.начальника лагеря, отрядные воспитатели
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Ожидаемые результаты
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
Личностный рост участников смены.
Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Лидерские способности.
Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
Умение общения с взрослыми.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Радость, эмоциональное удовлетворение
Высокую активность ребят
Проявление лидерских качеств
Взрослые ожидают
Воспитание чувства ответственности
Сохранение и укрепление здоровья
Осознания малой и большой Родины
Расширение кругозора и проявление творческих способностей
Что ожидают дети?
Самовыражение
Приключения
Дружба
Новые знакомства
Яркий отдых
Открытие нового

Критерии эффективности реализации программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Анкета
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Что ты рассказываешь дома о лагере?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Список литературы
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000. – 386с.
Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.
Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.
Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги и портфолио. /авт.-сот. Н.В. Комлева. – Волгоград: Учитель, - 2009. -154с.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристических вожаков. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. - Н. Новгород, изд-во «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
Новаторов В.Е. Маркетинг личности:формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков. - Волгоград: Учитель, 2009.- 303 с.
Иллюстрированный определитель растений Пермского края./ С.А. Овеснов, Е.Г. Ефимов, Т.В. Козьминых и др./ Под ре. д.б.н. С.А. Овеснова. – Перм.: Книжный мир, 2007. – 743с.
Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.: АРКТИ, 2005. – 112с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / ав. Сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. – 208с.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении – СПб.: Каро, 2005. -96с.
Тыртышная М.А. Все лучшее – впереди… Ростов н/ Дону: Феникс, 2006.- 285с.
Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Поход выходного дня. – М.: Профиздат, 1985. – 80с.
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144с.
Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М., 2001.
Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 64с.