Технологическая карта урока по математике по теме Представление натуральных чисел на координатном луче

Технологическая карта урока
Представление натуральных чисел на координатном луче




ФИО (полностью)
Степанова Галина Павловна


Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым




Должность
Учитель математики


Предмет
математика


Класс
5


Тема и номер урока в теме
Представление натуральных чисел на координатном луче Урок №1


Автор учебника
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.


Цель урока: создать условия для формирования понятие координатного луча, координаты точки, умения строить координатный луч, изображать натуральные числа на координатном луче, отмечать точки соответствующие данным числам
1) образовательные: сформировать умения изображать натуральные числа на координатном луче
2) развивающие: развивать мыслительные навыки, умения использовать знания в учебной деятельности,способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
3) воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе, уважительного отношения к выступлениям своих одноклассников, способствовать выработке положительных мотивов обучения, поощрять самостоятельность и инициативу

10.Тип урока: Урок изучения нового материала.
11. Методы обучения: работа у доски, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование: линейка, доска, мел, презентация
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат и уровень усвоения
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей

Включаются в деловой ритм урока.
Слушают учителя




Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
1. Выполнить устно: определите верно или неверно следующее высказывание:
а) Две точки можно соединить двумя отрезками.
б) В одном сантиметре 10 дециметров.
в) Прямая не имеет концов.
г) Точка разбивает прямую на два луча.
д) Лучи АМ и AN
е) В одной тонне 100 кг.

Учащиеся принимают участие в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Обучающие записывают в тетрадях число, классная работа, оставляя место для записи темы урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Вопрос: ранее нами изучена тема натуральные числа, как можно изобразить натуральное число? (Записать цифрами на бумаге).
Проблемная ситуация: Как вы думаете, существует ли какое либо еще представление натурального числа? Попробуем выяснить это, выполнив следующее задание:
1.Начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см В конце первого отрезка поставьте число 1 и т.д.
2.Опишите рисунок, который у вас получился.( луч и на нем отмечены натуральные числа).Следовательно, какой еще способ существует изображения натуральных чисел
Сформулируйте тему урока. И запишите ее в тетрадь
Обучающие записывают в тетрадях число, классная работа, оставляя место для записи темы урока.
Выполняют в тетрадях задание №1.

Отвечают устно на вопрос задания №2
Пытаются сформулировать тему урока, сопоставив изображенный рисунок и записи на нем.

Записывают тему урока в тетрадь



Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Представление натуральных чисел на координатном луче»
Итак, задание, которое вы выполнили, помогло выяснить каким образом натуральные числа еще можно представить.
Обратим внимание на наш рисунок. Изображен луч, имеющий начало и еще есть отрезки длиной 1см, 2см, и т.д. Из всех отрезков выделим отрезок, длина которого равна единице. Именно такой отрезок называется единичным.
На уроке мы познакомимся также и с другими новыми понятиями
Знания усваиваются лучше, когда они добываются самостоятельно.
Выполните задание:
1.Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.
2.На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.
21
9
27
3
0
24
15
12
6
18

а
р
а
о
к
т
и
д
о
н

Итак, появляется новое понятие – «координата».
Открытие нового: Слышали ли вы фразу: «Оставьте свои координаты»? Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Числа) Итак, координата связана с числом, а еще с чем? К примеру адрес – это место расположения чего – либо (дом, квартира), в рамках города, страны, мира это место всего лишь точкой. И, следовательно, понятия координата, число и точка можно соединить.
Задание: Начертите луч с началом О – это начальная точка и соответствует числу 0. Отметьте единичный отрезок равный 2 клеткам. Изобразите точку и соответствующее ей число 1 таким образом можно отметить и другие числа.
Обратите внимание, что каждой точке соответствует число, это число и есть координата точки и показывает расстояние, на которое она удалена от начала луча. Точки обозначают заглавными латинскими буквами. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А равная 3. Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним. Подведем итог. Мы выяснили, что натуральные числа можно представлять на луче, имеющем единичный отрезок, направление, а также на этом луче можно отмечать точки с координатами. И добавим, что этот луч еще называют координатным. На нем можно изобразить любое натуральное число, а вам известно, что натуральных чисел бесконечное множество. Конечно, по понятной вам причине изобразить можем только первые несколько чисел
К тому, что мы узнали сейчас, добавим еще одно правило. Выясним как сравнить числа с помощью координатного луча. Какое из чисел больше 7 или 9?. Представьте расположение этих чисел на координатном луче и попробуйте сформулировать правило сравнения

Учащиеся слушают объяснение учителя








Строят координатный луч. Ставят буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово.











Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один работает у доски











Под руководством учителя учащиеся изображают точку А(3) и делают запись


Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
Формулируют правило

Имеют представление о координатном луче, об изображении натуральных чисел на координатном луче, о координатах точки , умеют сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча
умеют проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвовать в диалоге.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.



5.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для обучающей самостоятельной работы по новому материалу.
1.На доске начерчен луч с началом в точке О.
Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.)
Почему? (Не выбран единичный отрезок.)
Как обозначается единичный отрезок?
Почему он так называется?
Как понимать запись: В(3)?
Как называется число 3?
Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)
2. Решить упражнение № 394, 396





Учащиеся устно отвечают на вопросы








Выполняют письменно задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление причины допущенных ошибок
Вариант I
Вариант II

1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3).
1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1).



Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия(подведение итогов урока).
Зафиксировать новое содержание урока, организация рефлексии, самооценки учебной деятельности учащихся
Назовите ключевые слова урока.
Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените работу класса на уроке.
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся высказывают свои мнения.


Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке.


8. Информа-ция о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: п. 2.4., №395, 397, 398

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание
































Рисунок 1Рисунок 2 Заголовок 115