Методические рекомендации Наблюдение за птицами.


Наблюдение за птицами.Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы.
Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представление, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений, а для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.
Наблюдение в младшей группе - это первое восприятие птицы, ее внешних особенностей, позволяющих выделить ее среди других животных.
Дети, рассматривая части тела (голову, хвост и т.д.), узнают разные функции этих органов, а затем и их взаимодействие.
Воспитатель знакомит детей с 2-3 птицами с типичным строением (канарейка, снегирь, воробей).
Знания о птицах закрепляются в дидактических и подвижных играх, в которых дети имитируют движения и звуки птиц.
В средней группе во время наблюдений идет детальное рассмотрение всех ее внешних особенностей. Новая птица сравнивается со знакомой, это помогает уточнить и закрепить имеющиеся знания и заметить отличительные признаки нового пернатого жильца. Дети выясняют, сколько у птицы крыльев и пр. Уточняют функции всех частей тела
В этой группе продолжается расширение представлений об условиях жизни птиц.
Организуя наблюдения в разные сезоны и в разную погоду, воспитатель должен учить детей устанавливать связи между погодой и поведением птиц.
В старшей группе продолжается уточнение представлений о внешнем строении птицы, о функционировании отдельных органов, обеспечивающих животному быструю и легкую ориентировку в окружающей обстановке, что в конечном итоге связано с его выживанием.
В старшей группе нужно систематически вести наблюдения за птицами на участке детского сада и в ближайшем природном окружении. Дети должны не только узнавать знакомых птиц в «лицо», но и накапливать знания об их повадках, поведении, которое меняется в связи с сезонными изменениями среды обитания.
В подготовительной группе знания детей не только расширяются, но и усложняются; детей подводят к обобщению: птицы - наземно- воздушные животные, приспособлены летать по воздуху, питаться в светлое время дня (кроме сов) тем, что есть на земле и воздухе (семенами растений, насекомыми и др. мелкими животными). Им необходимо светлое время дня, воздушное пространство, разнообразные корма, в весенне-летний период - гнезда для потомства.
В этой группе нужно показать роль птиц в природе и жизни человека многогранно: уничтожают вредных насекомых и их личинок, грызунов; помогают распространять семена растений, имеют промысловое значение (мясо, пух, перо), оживляют сады и леса своим бодрым видом, веселым пением; создают у людей хорошее настроение. Для решения этой задачи детей нужно познакомить с отдельными представителями птиц, живущих в лесах (дятел, клест, снегирь); болотах и на побережьях водоемов (цапля, аист, журавль, гусь, утка); на открытых пространствах, добывающих корм в воздухе (ласточка, стриж); с хищными (сова, филин, орел).Дети 7-го года жизни могут под руководством воспитателя в течение всего холодного периода подкармливать птиц, наблюдать и фиксировать результаты в календаре.
У детей создается полная картина о жизни птиц по трем направлениям: птицы - живые существа; о связи птиц со средой обитания; природа единое целое - птицы часть природы.
В каждой возрастной группе мы знакомим детей с птицами в течение круглого года, птица является наиболее доступным объектом изучения и экологического воспитания детей. У детей быстро формируется психологический контакт с птицами, т.к. они привлекательные, подвижные, их активное поведение соответствует любознательному характеру ребенка. Птица является обязательным участником почти любой цепи питания в природе, она оказывает влияние на жизнь человека. На примере птиц удобно показать детям взаимозависимости в природе. Красота птиц, их голоса вызывают положительное и эмоциональное отношение к ним.