Тема урока. «Описание природы. Понятие «пейзаж» в литературном произведении. Подготовка к сочинению-описанию зимней природы».

Урок русского языка в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
МКОУ "СОШ № 9" г. Аши
Челябинской области Гайсарова М.Г.
Тема урока. «Описание природы. Понятие «пейзаж» в литературном произведении. Подготовка к сочинению-описанию зимней природы».

Цели урока:
дать учащимся понятие пейзажной зарисовки, закрепить и углубить представления о пейзаже в художественном стиле речи; научить школьников писать сочинение-описание пейзажа; продолжить формирование навыков анализа художественного 
текста, в т.ч. сравнительного анализа; развитие устной и письменной речи учащихся, исследовательских навыков, творческого воображения; активизация познавательной активности школьников, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, групповые технологии, игровые технологии.
Оборудование: репродукции картин, музыкальные фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», стихотворения русских поэтов о зиме.
Список использованной к уроку литературы:
1. А.С.Пушкин «Зимнее утро».
2. В.Брюсов «Первый снег».
3. А.Майков «Зима, зима! Мороз трещит».
4. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».
5. И.Никитин «Встреча зимы».
6. С.А.Есенин «Пороша».
7. И.А.Бунин «Утро в лесу».
8. В.Боков «Зимняя картина».

План урока.

1. Организационный момент.
2. Слово учителя с элементами беседы «Волшебница Речь».
3. Повторение стилей речи, типов текста.
4. Работа с художественным текстом.
5. Беседа с классом с последующей записью учащимися опорных выражений.
6. Вывод учителя.
7. Работа с опорой (запись опорных выражений).
8. Самостоятельная работа учащихся.
9. Прослушивание и редактирование вариантов пейзажных зарисовок.
10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя с элементами беседы.
Сегодня у нас урок развития речи, а значит, мы сегодня в гостях у Волшебницы Речи. Конечно, мы каждый день встречаемся с этой волшебницей, но обычно не замечаем тех чудес, которые она может творить.
Проблемный вопрос с целью активизации мыслительной деятельности учащихся: Почему же я всё-таки называю речь Волшебницей? Давайте вспомним волшебницу из сказок, сказов, например, Хозяйку Медной горы. Какие чудеса она могла совершать? (Превращать в ящерку, менять платья по волшебству и т.д.).
Итак: любая волшебница способна к превращениям. А Волшебница Речь всегда ли одинакова? Нет! Это зависит от той ситуации, в которой мы используем речь.
Повторение стилей речи, типов текста. (Задание классу на определение стилей речи и типов текста).
Стили речи.
Живо сообщим (в разговорном стиле);
-точно сформулируем (научном стиле);
-красиво, образно изложим (в художественном стиле).
В зависимости от сферы употребления и языковых средств различают разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой стили.
Типы текста.
Но не только этим исчерпывается возможность Волшебницы Речи к перевоплощениям.
- Если нам нужно о чём-либо рассказать, изложить, как развивались события, то какой тип текста мы используем? (Повествование).
-А если мы словами рисуем какую-либо картину? (Это описание).- А если нам нужно доказать свою точку зрения, свою позицию? (Рассуждение).
ВЫВОД: Теперь мы действительно убедились, что Речь – настоящая Волшебница, но свои чудеса она раскрывает не всем и не сразу.
Кто-то неграмотно, сбивчиво отвечает правило, а кто-то пишет сочинения, допуская бесконечные повторы и речевые ошибки. Можно ли сказать,что такие ребята дружат с Волшебницей Речью? Конечно же - нет! Свои секреты Волшебница Речь открывает только тем, кто по-настоящему хочет этого.
Проблемный вопрос:
-У кого же учиться мастерству речи? Кто из людей, по-вашему, по-настоящему дружит с Волшебницей Речью? Кому она открывает свои таланты? (Писатели и поэты).
Работа с художественным текстом.
Учитель читает стихотворение И.Бунина «Утро в лесу», затем следует фронтальная беседа с классом.
- Что описывает Бунин? Какова тема его описания?
- Где находится в момент описания автор? Откуда видит картину?
- Чтобы нарисовать картину зимней природы, слова какой части речи чаще использует автор? (прилагательные-эпитеты).
- Какие краски мы увидели бы на полотне бунинского пейзажа? (Устное словесное рисование - развитие устной речи школьников. Активизация мыслительной деятельности школьников).
-Какова основная мысль описания? (Показать, как преобразился лес за ночь).
- Ребята, кто из вас догадался, с какими строчками перекликается бунинский пейзаж?
Описание природы.
Учитель. Сегодня мы будем учиться описывать зимнюю природу. Посмотрите на репродукции и фотографии (на доске). Что они изображают?
- Как в живописи называются картины, изображающие природу? (Пейзаж).
- А что называется пейзажем в художественном произведении?
- Художник рисует красками, а писатели – словами. Что же отличает описание от других тиров речи?
5.Беседа с классом с последующей записью опорных выражений.
1. Мороз и солнце; день чудесный! Глубокие свежие снега, снег лежит великолепными коврами, блестя на солнце, удивительно нежное небо.
Учитель. Конечно, прозаические описания природы впечатляют нас, но несравненно большее впечатление производят стихи.
- Что отличает стихи от прозы? (Рифма, ритм, музыкальность). Но не только это. Нередко ритм и рифма есть, но настоящим стихотворением то или иное произведение не назовёшь! Стихотворение обязательно должно воздействовать на душу читателя, создавая определённое настроение. В этом смысле стихи очень напоминают музыку. ( Звучит музыкальный фрагмент из «Щелкунчика»).
-Какие языковые выразительные средства используют поэты, чтобы создать определённое настроение, тронуть душу читателя? Какое настроение передаётся этой музыкой? (Радость, ликование, торжество красоты).
- Такие же чувства охватывают нас, когда после долгих грязных осенних дней, наконец, выпадает снег.
Учащийся читает стихотворение В.Брюсова «Первый снег» наизусть (опережающее индивидуальное задание).
Задание классу поискового характера – развитие исследовательских навыков: найти языковые средства, использованные автором для передачи настроения от первого снега (метафоры: целый мир из серебра, берёзки в жемчугах).
Учащийся читает стихотворение И.Никитина «Встреча зимы» наизусть(опережающее индивидуальное задание).
Задание классу: Сравните начало стихотворения и его конец. Какими чувствами они проникнуты? Как мы называем противоположность в литературном произведении? (Антитеза). Как изображает И.Никитин лес? Зиму? Деревья? Как называется такой приём? (Олицетворение).
Опорные записи в тетради: снег как белый пушок, снег лежит полотном, чёрные кудри леса, алмазы на ветках берёз.
Учащийся читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит» наизусть (опережающее индивидуальное задание).
Прослушивание музыкального фрагмента из «Щелкунчика» (создание благоприятного психологического климата).
Вопросы классу на выявление эмоционального восприятия музыкального отрывка.
-Какой показалась вам музыка? (Волшебная, сказочная, чудесная).
Учитель. Переходим к следующему этапу нашей работы.
Учащийся читает стихотворение С.Есенина «Пороша» наизусть (опережающее индивидуальное задание).
Задание классу: провести сопоставительный анализ текстов двух последних стихотворений: развитие способностей самостоятельно находить и использовать необходимую информацию при составлении текста, активизация мыслительной деятельности учащихся).
–Чем похожи эти стихотворения? (В них зима изображается как волшебница, заколдовавшая лес, природу).
Задание классу: подумайте, как можно развить эту тему? Как сумела зима сделать лес неподвижным? (В сказках есть волшебные предметы: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. А у зимы – волшебный снежный ковёр, снежная бахрома, шаль, косынка).
Задание классу: определите в художественных отрывках и запишите как можно больше языковых средств, использованных поэтами для описания зимнего леса.
Проверка задания, определение победителя в игре «Кто больше?» - активизация познавательной активности школьников, развитие их мышления, повышение эффективности учебного материала).
Учащийся читает стихотворение В.Бокова «Зимняя картина» наизусть(опережающее индивидуальное задание).
Задание классу: наблюдения за действиями зимы (лепит, вяжет, шьёт).
Запись учащимися опорных слов и словосочетаний: зима-кружевница, белит полотно, лепит фигуры из снега.
Чтение учителем стихотворения Л.Татьяничевой «Подари мне алмазную зиму».
Задание классу: выписать в тетради эпитеты и метафоры из стихотворения (алмазная зима, оснежённый простор, блестящая парча).
6. Учитель.
Мы рассмотрели и проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок, которые помогут вам при описании зимнего пейзажа.
7. Запись в тетрадях порядка работы над сочинением.
1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки?
3.Какие чувства вы хотите выразить ею?
4.Какие художественные средства языка вы используете в своей работе?

8. Самостоятельная работа учащихся в 5 группах по созданию набросков к творческой работе (сочинение-описание зимней природы) – 7-10 минут. - развитие умственной активности учащихся, обогащение знаниями, повышение активности).

9. Прослушивание и редактирование вариантов пейзажных зарисовок.

10. Домашнее задание: написать сочинение, используя произведения русских поэтов о зиме (тему учащиеся формулируют самостоятельно. Возможные темы: «Танец снежинок», «Идёт волшебница-зима» и др.).