ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОПНИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



ПРИНЯТО
совещании при директоре
«Копнинская НОШ»

протокол № ____________
от «_________» ______________

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______Н.А.Турунцева


ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»































КОПНИНО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана данная программа.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Драгоценной россыпью светятся солнечным блеском окон домов, чистой улыбкой встречают тебя миллионы цветов на клумбах... И все это - твоя родимая сторонка.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Мы живем в селе. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены– 18 дней (июнь).
Общее число участников за смену – 19 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7–10 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в одном отряде.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛАГЕРЯ.

Цель: Воспитание сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.
Задачи:
1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.
2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.
3. Индивидуальная работа с детьми инвалидами и из «трудных» семей.
4. Повышение спортивного мастерства.
5. Интеллектуальное развитие.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
 
        Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.
"В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Забавные кладоискатели», «Следствие ведут знатоки», «Ярмарка рекордов», «Малая универсиада», презентация любознательных «Хочу все знать», «Музыкальный марафон», а также открытие и закрытие лагеря. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало изучение опасностей, угрожающих школьнику и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь в экстремальных ситуациях.
Мероприятия в «Школе безопасности»:
«Минутка здоровья», где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и применяют на практике дыхательные упражнения, упражнения для улучшения осанки, профилактики плоскостопия и близорукости, заботиться о здоровье зубов, глаз, чистоте рук и тела, содержать в чистоте одежду.
«В гостях у дедушки Берендея», «На лесной полянке». На этих занятиях дети изучают правила поведения в природе, учатся различать съедобные ягоды и грибы, различать по голосу птиц, узнают о лекарственных травах, учатся добывать пищу и воду в лесу
«Велородео». Это соревнования, в ходе которых дети показывают мастерство вождения велосипеда, знание правил дорожного движения, умение оказывать первую медицинскую помощь.
Экскурсия в ПЧ-60, где дети знакомятся с первичными средствами тушения пожара.
.
Используя образовательные технологии, различные знания и умения в таких предметах как : физкультура, математика, русский язык, окружающий мир, наш край были разработаны новые праздники. А именно :
физкультура и окружающий мир («Минутка здоровья», игры по правилам дорожного движения);
физкультура и наш край («Ярмарка рекордов», праздник: «Малая универсиада»» );
физическая культура и русский язык (праздник в сельской библиотеке «Нет ничего сильнее слова»)
физическая культура и математика( «День вопросов и ответов»);
национальные традиции (изучение игры «Борьба за красное знамя») Цель- возрождения народных игр.
Технология дифференцированного обучения - индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, стала важнейшим требованием в обучении. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры
При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся используя дифференцированный подход.

Исходя из выше сказанного, школьный лагерь работает по направлениям:

Спортивно–оздоровительное направление:
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий
Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; ;закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно);воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малая универсиада», «День Нептуна», «День народных игр», «Велородео», «Ярмарка рекордов».
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с ФАПом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», конкурс рисунков «Курить – здоровью вредить», «Путешествие Колобка»( посещение социальной пекарни ВОПОО «Милосердие и порядок» г.Владимира). Ежедневно ведется «Журнал здоровья».
Гражданско- патриотическое направление:
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Средства: Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям, старшему поколению – ветеранам ВОИ и труда: День памяти и скорби, Дне России, конкурсной программе «Я люблю тебя, Россия», заочном путешествии по г.Мурому и г.Коврову –городу воинской славы, посещение владимирской патриотической общественной организации «Милосердие и порядок», театрализованном представлении «Нет худа без добра» )
Эколого- туристическое направление
Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.
Средства: прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; а так же школа безопасности «В гостях у дедушки Берендея», «На лесной полянке» и туристические походы.
Досуговое направление
Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.
Средства: торжественное открытие смены, презентация любознательных «Хочу все знать», викторина «Следствие ведут знатоки», игровая программа в CДК «Забавные кладоискатели», «Ярмарка рекордов», «Музыкальный марафон», мультимания , День творчества.







ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

1 июня – День защиты детей. Игровая программа в СДК «Забавные кладоискатели». Презентация любознательных «Хочу все знать»
3 июня – День народных игр. Конкурс рисунков «Курить – здоровью вредить»
4 июня – Открытие лагерной смены. «День чудес». Демонстрация мультфильмов работниками РДК,
5 июня – День Пушкина «Нет ничего сильнее слова» - программа в сельской библиотеке
6 июня – День защитника окружающей среды «На лесной полянке»
7 июня – День творчества
8 июня – Спортивный праздник « Малая универсиада»
10 июня – День вопросов и ответов
11 июня – День России – презентация фильма. Конкурсная программа «Я люблю тебя, Россия»
13 июня – Заочное путешествие по г.Мурому и г.Коврову – городу воинской славы
14 июня – Музыкальный марафон
15 июня – экскурсия в ПЧ – 60
17 июня – Велородео
18 июня - «В гостях у дедушки Берендея» - программа в сельской библиотеке
19 июня – «Путешествие Колобка» - посещение социальной пекарни ВОПОО «Милосердие и порядок» г. Владимир
20 июня – Ярмарка рекордов
21 июня – Театрализованное представление «Нет худа без добра»
22 июня – День памяти и скорби. Закрытие лагеря







РЕЖИМ ДНЯ:
08.00-8.30 - прием детей
08.30-08.45- зарядка
09.00 – 10.00 – завтрак
10.00 –11.00 – свободное время (настольные игры)
11.00 – 12.30 – культурно - массовые, спортивные мероприятия
12.30-13.00 – обед
13.00-14.00 – свободное время (настольные игры)
14.00- уход детей домой



МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
Устав МОУ «Копнинская НОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
Приказы управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
2. Материально-технические условия:
Спортивный зал
Спортивная площадка
Школьная площадка
Комнаты гигиены (раздевалка, туалет)
3. Кадровые условия:
Начальник оздоровительно лагеря;
Воспитатель-учитель
4. Методические условия:
1 этап – Подготовительный:
создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
подбор кадров;
комплектование отряда.
2 этап – Организационный:
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3 этап – Основной:
выполнение режима дня;
реализация плана работы лагеря.
4 этап – Заключительный:
анализ результатов работы – отчет о работе лагеря;
творческий отчет ( презентация)






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Главным результатом деятельности спортивно-оздоровительного лагеря является развитие ребенка.
Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка
Приобретение новых знаний и умений.
Максимальное участие учащихся во всех культурно и спортивно-массовых мероприятиях.
Получение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Интеллектуальное развитие.





























ЛИТЕРАТУРА:

«Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
«Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
«Чтобы увидеть радугу» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
«Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.



iђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315