Рабочая программа краеведческого кружка По малой родине моей


76Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Якшур-Бодьинский дом детского творчества
Утверждаю
«___»_____________2014 г
Директор МБОУ Якшур-Бодьинский ДДТ
________________ Пермякова Е. К.
Приказ №__________от__________
Программа краеведческого кружка
« По малой Родине моей»
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Абросимова Валентина
Викторовна
2014-2015 уч. год
“Любовь к родному краю,знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться ростдуховной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка.
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Сегодня остро ощущается необходимость возрождения духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении прошлого и настоящего своей “малой родины” у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Краеведение пока не стало обязательным предметом для образовательных учебных заведений, но сама жизнь требует, чтобы эта наука имела место в общеобразовательной школе. Возможности для этого предоставляет внеклассная работа с учащимися.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу.
Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения занятий в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 10-15 лет. Программа на три года обучения, по 4 часа в неделю. Итого 144 часа за год, за 2 года - 288 часа, за 3 года – 442 часа.
Новизна программы заключается в том, что данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Отличительная особенность программы от уже существующих, состоит в том, что содержание программы рассчитано на всестороннее изучение, исследование истории, хозяйства, природы, населения, культуры и быта своего муниципального образования Мукшинское.
Курс рассчитан на три года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Цели программы: Познакомить учащихся с историко-культурным наследием МО «Мукшинское»; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы 1 года обучения:
1.Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.
7. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Знания и умения 1 года обучения.
Овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории2. Сформировать готовность жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии3. Приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей4.Получить навыки самостоятельного приобретения знаний. 
Механизм реализации программы:
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия.
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Задачи 2 года обучения
1. Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
2. Составлять доклады, рефераты
3. Оформлять дневник похода
4. Применять полученные знания на практике
5. Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
6.Практиковаться в умении проводить экскурсии.
Знания и умения 2 года обучения.
У обучающихся должны сформироваться знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины».
Уметь создание слайд-фильмов, презентаций по итогам исследовательских работ.
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
 
Цель 3 года обучения(Третий год обучения  предполагает работу с одаренными детьми)
 Развитие устойчивого и глубокого интереса к истории края, сознательное приобретение знаний и навыков, профессиональная  ранняя ориентация.
 
Задачи: 
1.  Приобщать детей к культурным ценностям.
2.  Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.
3.  Способствовать развитию авторских идей.
4.  Развитие самостоятельности.
5.  Углубленное изучение документов, источников.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал.
Содержание программы объединения (третий год обучения)
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы. Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Практика. Работа в музее, знакомство с каталогом музейных экспонатов. Практикум по поиску интернет -ресурсов 12 ч (4/8)
«Малый уголок великой России». История деревень МО Мукшинское. Теория. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села. Практика. Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названий деревень 46 ч (12/34)
Без корней нет дерева, корнями славен человек. Теория. Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий. Практика. Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.12 ч (4/8)
Подготовка к республиканский конкурсу среди учащихся образовательных учреждений «Лучший экскурсовод года». Теория. Знакомство с положением «Лучший экскурсовод года».. Требования к оформлению работы. Практика. Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой. 12 ч (4/8)
Подготовка к республиканской олимпиаде по школьному историческому краеведению. Теория. Алгоритм написания эссе, классификация. Клише для написания эссе. Практика. Написание сочинений, эссе о земляке, о селе, о крае. Собирать материал, систематизировать и обобщать. Научиться пользоваться с источниками информации: периодической печатью, научными журналами, видеофильмами, дисками, интернетом, телевидением. Гордиться своей малой Родиной. Научиться выступать с докладом перед аудиторией. 12 ч (3/9)
Подготовка к республиканскому конкурс мультимедийных проектов «Музей семьи в Удмуртии- виртуальный музей будущего». Теория. Изучить опыт по созданию видеофильмов в программе Мове Макер. Практика. Подбор материалов периодической печати, научных журналов, фондов семейных архивов для создания видеофильмов. Создание видофильмов об истории семьи. 14 ч (4/10)
Муниципальное объединение Мукшинское в годы ВОВ. Теория. знакомство с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району, с имеющимися в школьном краеведческом музее материалами об истории школы. История возникновения школ на территории Сарапульского уезда по книге Макурина В.В. История железной дороги Балезино-Ижевск Практика. Работа с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району. История интерната в деревне Мукши для детей сирот. Ветераны-строители железной дороги Балезино-Ижевск. Встреча с Максимовой З.А. работавшей в годы войны на строительстве. Встречи с ветеранов трудового фронта. Выпуск слайд-фильма о ветеранах трудового фронта. Составление каталога, имеющихся в школе архивных материалов, исследовательских работ по теме ВОВ. 36 ч (10/26)
Итого 144 ч (43/101)
Учебно-тематическое планирование (3 год обучения)
Содержание Количество часов
Всего теория Практика
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
12 4 8
Вводное занятие. Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Задачи обучения. (Игровая программа)
2
Работа с архивными документами с использованием интернет-ресурсов 2 Методика написания исследовательской работы. 2 4
Рекомендации по составлению презентаций к исследовательской работе. 2
«Малый уголок великой России». История деревень МО Мукшинское 46 12 34
Традиции и обычаи края.
Понятия традиция, обычай. Традиции старины. 1 3
История деревни Урсо и окрестная топонимика. 1 3
История четырех тополей-великанов у мукшинского пруда. 1 3
Встреча с краеведом В. Ивановой. 2
История деревни Кутоншур, деревня в годы ВОВ.
2 4
История деревень Дмитриевка, Чекерово 2 4
Работа над оформлением исследовательской работы 2 6
Что такое геральдика, история возникновения геральдических символов. Составление кроссвордов по данной теме. 1 3
Геральдические символы Удмуртии, Як-Бодьинского района, МБОУ Мукшинская СОШ. 1 3
Творческие работы, конкурсы. 1 3
Без корней нет дерева, корнями славен человек 12 4 8
Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная» 1 3
Разновидности оформления родословного древа с использованием трафаретов, компьютерных технологий. 2 4
Составление родословного древа семьи. 1 3
Подготовка к республиканский конкурсу среди учащихся образовательных учреждений «Лучший экскурсовод года» 12 4 8
Работа с архивными материалами музея МБОУ Мукшинская СОШ. 2 2
Составление текстов-историй музейных экспонатов. 1 3
Составление презентации 1 3
Подготовка к республиканской олимпиаде по школьному историческому краеведению 12 3 9
Решение тестов 1 3
Требования к эссэ, критерии оценивания, написание эссэ. 1 4
Описание музейного экспоната. 1 2
Подготовка к республиканскому конкурс мультимедийных проектов «Музей семьи в Удмуртии- виртуальный музей будущего» 14 4
10
Что такое мультимедийный проект? 1 3
Сбор материала для проекта 1 4
Работа над составлением проекта 2 3
Муниципальное объединение Мукшинское в годы ВОВ 36 10 26
Работа с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району, сверка данных архивных данных школьного музея с данными книги об ушедших на фронт. 2 4
История интерната в деревне Мукши для детей сирот 2 4
Ветераны-строители железной дороги Балезино-Ижевск 1 3
Встреча с Максимовой З.А. работавшей в годы войны на строительстве. Взятие интервью. 2
Встречи и интервьюирование ветеранов трудового фронта. 2 4
Выпуск слайд-фильма о ветеранах трудового фронта. 2 4
Составление каталога, имеющихся в школе архивных материалов, исследовательских работ по теме ВОВ 1 5
Итого 144 час 43 101
Содержание программы объединения (второго года обучения)
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
Теория. Вводное занятие. Возможные направления собирательской работы. Практика. Программные вопросы интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов. 12 ч (4/8)
Деревня, в которой мы живём (подготовка к республиканскому конкурсу туристско-краеведческих маршрутов «Родные просторы»)
Теория. История русской глинобитной печи. История лаптя. Мифология в жизни удмуртского народа. Практика. Экскурсия по туристической тропе «В гости к лаптю», «В гости к Вукозё». Встреча с автором деревянной скульптуры «Лапоть» Е.Л. Вахрушевым. Работа над составлением презентации «Эх, лапти мои». Оформлением исследоват. работ. Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Роль мифических образов в жизни удм. народа». 26 ч (8/18)
Родословная
Теория. Теория.
Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.
Практика. Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная». Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.. Изготовление красочного родословного древа. Краеведческая игра «Умники и умницы» среди обучающихся объединения 8 ч (2/6)
Подготовка к районному конкурсу «Малый уголок великой России».
Теория. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родной деревни. Практика. Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия д. Мукши. История деревни. 10 ч (3/7)
Подготовка к республиканской выставке-конкурсу из фондов школьных музеев и семейных коллекций, краеведческим чтениям туристко-краеведческого движения «Моя Удмуртия»
Теория. История ручной мельницы, настенных часов-кукушка. История букваря для удмуртских детей. Практика. Встреча с автором русского букваря для удмуртских детей А.Е. Загребиной. Интервью с Л. Б. Вахрушевой об истории ручной мельницы и работниками д/с о появлении в детском саду д. Мукши часов-кукушка. Написание исследовательских работ. 12 ч (4/8)
МО Мукшинское
Теория. Географическое положение, границы, территория. Полезные ископаемые. Реки, пруды. Практика. Выпуск газеты, презентаций по данной теме. Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов по истории муниципального образования. 18 ч (4/14)
История колхозов существовавших и существующих на территории МО Мукшинское
Теория Изучение истории колхозного движения в СССР, в Удмуртии на территории Якшур-Бодьинского р-на в 30-40ые годы. Историческая справка «Образование колхозов».
Практика Работа в районном архиве по сбору материала о колхозном движении в муниципальном образовании. Встречи со старожилами, колхозниками, бывшими председателями колхозов «Восход» и им. Кирова. Работа с архивными данными школьного музея 30 ч (10/20)
История деревни через призму человеческих судеб
Теория Изучение истории поднятия целины, исторических предпосылок, труд целинников во имя родины. Стратегическое значение дороги Ижевск- Балезино в годы войны. Афганская война. Чеченские события. Трагедия Чернобля.
Практика. Работа над составлением списка целинников, проживающих в настоящее время в д. Мукши. Встречи с участниками строительства железной дороги Ижевск- Балезино, боевых действий в Афганистане, боевых действий в Чечне, чернобыльцами.
Итого 144 час (43/101)
Учебно-тематическое планирование (2год обучения)
Содержание Количество часов
Всего теория Практика
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
12 4 8
Вводное занятие (Игровое занятие с тестированием) 2
Возможные направления собирательской работы. (Анкетирование. Интервьюирование.) 2 Программные вопросы интервью. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. 2 4
Систематизация и хранение материалов. 2
Деревня, в которой мы живём (подготовка к республиканскому конкурсу туристско-краеведческих маршрутов «Родные просторы») 26 час 8 18
Экскурсия по туристической тропе «В гости к лаптю» 2
Экскурсия по туристической тропе «В гости к Вукузё» 2
Встреча с автором деревянной скульптуры «Лапоть» Е.Л. Вахрушевым 2
Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Эх, лапти мои»
2 Работа над оформлением исследоват. работы 2 4
Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Роль мифических образов в жизни удм. народа»
2 2
Работа над оформлением исследоват. работы 4
История русской глинобитной печи 2 Экскурсия в дом, где стоит глинобитная печь 2
Родословная 8 2 6
Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная» 2
Изготовление красочного родословного древа 2 2
Краеведческая игра «Умники и умницы» среди обучающихся объединения 2
Подготовка к районному конкурсу «Малый уголок великой России».
10 3 7
Сбор материала для исследовательских работ 2 2
Работа над оформлением работы 1 3
Составление презентации 2
Подготовка к республиканской выставке-конкурсу из фондов школьных музеев и семейных коллекций, краеведческим чтениям туристко-краеведческого движения «Моя Удмуртия» 12 4
8
История ручной мельницы 1 2
Настенные часы-кукушка 1 2
История букваря для удмуртских детей 2 4
МО Мукшинское 18 4 14
Географическое положение, границы, территория 1 1
Полезные ископаемые 1 1
Реки, пруды 1 1
Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении МО 4
Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? 2
Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов по истории муниципального образования 1 5
История колхозов существовавших и существующих на территории МО Мукшинское 30
10 20
Историческая справка «Образование колхозов» 2 Работа в районном архиве по сбору материала о колхозном движении в муниципальном образовании 4
Встречи со старожилами - колхозниками 2 2
Встречи с бывшими председателями колхозов «Восход» и им. Кирова 2 2
Систематизация собранного материала 2 4
Работа с архивными данными школьного музея
2 Написание исследовательской работы 4
Выпуск презентаций в Power Point по исследовательской теме 4
История деревни через призму человеческих судеб 28 8 20
Целинники 2 2
Участники строительства железной дороги Ижевск- Балезино 2 4
Участники боевых действий в Афганистане 1 2
Участники боевых действий в Чечне 1 4
Чернобыльцы 2 2
Выпуск презентаций в Power Point по исследовательской теме: «История деревни через призму человеческих судеб» 6
Итого 144 час 43 101
Содержание программы объединения (первый год обучения)
Введение. Краеведение - наука о родном крае.
Теория. Вводное занятие. Направления собирательской работы в краеведении.. Практика. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.. 4 ч (2/2)
История возникновения деревни Мукши и близлежащих деревень. Теория. Легенды и предания. Практика. Встречи со старожилами. Работа с документами школьного краеведческого музея. Подбор материала к папке «Вот моя деревня» 8 ч (3/5)
Наш район на карте. Границы, площадь, административный центр, символика, населенные пункты. Теория. Физико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, географические координаты района и населенных пунктов.
Символика. Исторические данные об административном центре. Исторические данные об административном центре. Практика. Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района. с. Якшур- Бодья сегодня (экскурсия)
10 ч (6/4)
Растительный и животный мир. Теория. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; коренная и вторичная растительность ; численность животного мира. Красная книга Удмуртии. Лесные ресурсы. Практика. Работа над исследовательскими проектами «Во поле береза стояла» и «Что за дерево такое» 20ч (15/5)
Я и мое село в будущем. Практика. Создание проектов «Мое село через 50 лет». Создание проектов домов и природы нашего села в будущем. 4 ч (4)
Откуда пошел мой род. Теория. Родословное древо, технология создания родословного древа. Изучение родословных великих людей: родословная царских семей Рюриковичей и Романовых. Практика. Работа над созданием своего родословного древа. 10 ч (6/4)
Топонимика. Теория. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Практика. Встречи со старожилами. (Опрос. Выяснение происхождения названий лгов, полей лесов). 8 ч (2/6)
Их имена навечно останутся в нашей памяти. Теория. Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны Мукшинского МО. Практика. Работа с архивными документами в краеведческом музее школы.8 ч (2/6)
История Мукшинской СОШ. Теория. Хронология развития школы за столетний период. Директора школы, педагогический состав. Практика. Встречи с ветеранами педагогического труда. 8 ч (6/2)
Истрия Мукшинского ФАП. Теория. Развитие медицинского обслуживания в 20 столетии. Сбор материала об истории создания медицинского пункта в д. Мукши. Практика. Встреча с руководителем Мукшинского ФАП-а Загребиной Э.Н. Работа над составлением мультимедийной презентации. 8 ч (4/4)
Не позволяй душе лениться. Теория. трудовые награды при Советской власти. Практика. Сбор материала о передовиках сельского хозяйства, ветеранах труда, участниках трудового фронта, сбор материалов о людях разных профессий. Работа над мультимедийной презентацией «Человеку по работе воздается честь» 10 ч (2/8)
Семейные традиции. Теория. Что такое традиция? Какие бывают традиции. Практика. Сбор материалов о современных семейных традициях. Проект «Традиции моей семьи» 8 ч (3/5)
Развитие нефтяной промышленности на территории муниципального образования. Теория. Исторические события начала 70-ых годов, повлиявшие на жизнь деревни Мукши и близлежащих деревень. Практика. Сбор материала о Кионгопском месторождении нефти. Земляки- труженники нефтяной промышленности. Создание презентации 12 ч (4/8)
Культурное наследие. Теория. Литературно-художественное творчество моих земляков. Спортивное движение. Практика. Экскурсия в краеведческий музей с. Як- Бодья. Встречи с ведущими спортсменами МО, с авторами книжных изданий Шкляевой Р.И., Тарасовой А.И., Гильманшиной Н.К.
20 ч (6/14)
Создание презентаций, слайд-фильмов. Обработка собранного краеведческого материала Практика. .10 ч (0/10)
Итого 144 ч (63/81)

Учебно-тематический план (1 год обучения)
Раздел, тема занятия Количество часов
Всего теория практика
Введение. Введение. Краеведение- наука о родном крае 4 Что такое исследование. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. 2 Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. 2
История возникновения деревни Мукши и близлежащих деревень 8 Легенды и предания. 2 Встречи со старожилами. 2
Работа с документами школьного краеведческого музея. 2
Подбор материала к папке «Вот моя деревня» 1 1
Наш район на карте. Границы, площадь, административный центр, символика, населенные пункты 10 Физико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, географические координаты района и населенных пунктов.
Символика 2 Экономико-географическое положение: 2 Исторические данные об административном центре 2 Село Якшур- Бодья сегодня (экскурсия)
2
Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района. 2
Растительный и животный мир
20 Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; 2 Территории района с коренной и вторичной растительностью; 2 Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; 2 Сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; 2 Растения и животные района, занесенные в Красную книгу; 2 Лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, Выращиванию и уходом за лесом
(экскурсия в Мукшинское лесничество) 1 1
«Во поле береза стояла» - проект, значение березы в жизни крестьянина 2 2
«Что за дерево такое?» - проект, липа в крестьянском хозяйстве 2 2
Я и мое село в будущем 4 Мое село через 50 лет. 2
Создаем проекты домов и природы нашего села в будущем. 2
Откуда пошел мой род 10 Что такое родословное дерево. 2 Технология составления родословного дерева 2 Изучение родословных великих людей: родословная царских семей Рюриковичей и Романовых 2 Знакомство со своей родословной. 2
Создание родословной своей семьи. 2
Топонимика 8 Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов 2 Встречи со старожилами. (Опрос. Выяснение происхождения названий лгов, полей лесов) 6
«Их имена останутся навечно в нашей памяти» 8 Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны Мукшинского МО 2 Работа с архивными данными школьного музея
2
Написание реферата об участнике ВОВ 4
История Мукшинской школы 8 Хронология развития школы за столетний период 2 Директора школы 2 Учителя школы. Встреча с пожилыми учителями 2 2
История Мукшинского ФАП-а 8 Сбор материала об истории создания медицинского пункта в д. Мукши 2 2
Встреча с руководителем ФАП-а Загребиной Э.Н. 2 Создание презентации «Мукшинский ФАП вчера и сегодня» 2
«Не позволяй душе лениться» 10 Трудовые награды в годы советской власти 2 Сбор материала о передовиках сельского хозяйства, ветеранах труда, участниках трудового фронта. 4
Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий. 4
Создание презентации «Человеку по работе воздается честь» 4
Семейные традиции 8 Семейные праздники 2 Просмотр презентации «Семейные традиции» с последующим обсуждением 1 1
Сбор материалов о семейных традициях нашего микрорайона 2
Проект «Традиции моей семьи» составление сценария 2
Развитие нефтяной промышленности на территории муниципального образования
Нефтяная промышленность Удмуртии 12 2 С чего все начиналось. Исторические события начала 70-ых годов, повлиявшие на жизнь деревни Мукши и близлежащих деревень 2 Сбор материала о Кионгопском месторождении нефти 4
Жители нашего муниципального образования передовики нефтяной промышленности. Создание презентации 4
Культурное наследие нашего края
20 Литературно-художественное творчество моих земляков 2 Музыкальное творчество (Шкляева Р.И., ансамбль «Зарни дыръёс», развитие художественной самодеятельности на территории МО) 2 Физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. 2 Встреча с многократным чемпионом республиканских сельских игр Бушмакиной Ф.Т. 2
Азбука Якшур-Бодьинского района. Встреча с автором книги Тарасовой А.И.
2
Работа с азбукой
2
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.
2
Экскурсия в краеведческий музей с. Як- Бодья.
Посещение творческих выставок земляков.
6
Создание презентаций, слайд-фильмов. Обработка собранного краеведческого материала
Итого 6
144 Рекомендуемая литература для учащихся
Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Зтнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.
Огородникова А.В. Начинающему исследователю родословной. Ижевск: Удмуртия, 2007.
Рысьева Т.Г. Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-160с.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
Уваров А.Н. Писатели и литературоведы Удмуртии. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 200
Рекомендуемая литература для учителя
Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Зтнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.
Огородникова А.В. Начинающему исследователю родословной. Ижевск: Удмуртия, 2007.
Рысьева Т.Г. Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-160с.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
Уваров А.Н. Писатели и литературоведы Удмуртии. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 200
Мусо вордскем шаермы = Отчий край [Текст] : сборник сценариев / Нац. б-ка Удмурт. Респ. ; сост. Н. П. Лимонова, Г. Ю. Шантурова.  – Ижевск, 2008. 
\Большое чтение – 2007 [Текст] : информационно-методические материалы / Нац. б-ка Удмурт. Респ. ; сост. И. Н. Курс [и др.]. – Ижевск, 2007.