Статья на тему«Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста»

«Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста»

Субботина Ирина Станиславовна,
воспитатель
МАДОУ «детский сад № 46»
г. Березники
Пермский край

Проблема развития доброжелательных отношений у детей -  одна  из актуальных проблем в современном дошкольном образовании.
Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
В. А. Сухомлинский считает что «детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения». И это правильно! Ведь дети проводят в детском саду большую часть времени, и очень важно создать условия для доброжелательных отношений между ними. Здесь велика роль воспитателя «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» Так сказал В. Даль. Как это верно!
Каждое утро, приходя в детский сад, я с улыбкой встречаю своих детей. «Поделись улыбкой своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» - поётся в известной песне. Разговариваю с каждым ребенком, отмечаю у него что-нибудь новое. Например, «Наташа, твоя заколочка на волосах очень красивая» или «Максим, какая интересная у тебя игра, покажешь, как в неё играть?» И дети расцветают, открываются мне, особенно это важно, если кто-нибудь из них пришел не в настроении.
Для этого, мы организовали в приёмной для детей “Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и разноцветные мимические цветочки. Под каждым цветочком имеется крючок, и ребенок, приходя в группу, вешает свою фотографию к цветку, который соответствует его настроению. «Полянка настроения» помогает детям понять собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходят психологические новообразования. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками. Для развития коммуникативных способностей детей, умения детей работать в группе сверстников я применяю различные игры и упражнения.
Например, с утра использую ритуалы приветствия «Здравствуй», «Мы стоим, рука к руке», «Перышко», «Цветочная клумба» и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия каждого ребенка.
В своей работе я часто использую коммуникативные игры «Дружная пара», «Сапожки», «Дрозд», «Добрые слова», «Ласковая мама», «Птичий двор» и т.д. Эти игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к группе.
Например, в игре «Птичий двор» дети обучаются умению следить за игрой других. А в играх «Дружная пара», «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах.
Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети раскрепощаются, становятся общительнее, а конфликтные ребята становятся доброжелательнее. Например, в игре «Добрые слова» дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. При этом каждый ребенок чувствует свою принадлежность к группе.
Дети очень любят выполнять мимические упражнения, например, изображают птиц в морозный день или воробья в лапах у кошки, выражают мимикой свое огорчение – разбили чашку, радость – купили новую посуду, неудовольствие – много грязной посуды. Потому что именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» его для себя.
Чтобы помочь детям проявить добрые чувства к окружающим, умение сообща находить выход из сложной ситуации, я часто использую моделирование педагогических ситуаций. Например, в сюжетно-ролевой игре «Капитаны» создаю проблемную ситуацию:
- Человек за бортом! Что же делать, как быть?
- Команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля?
Предлагаю детям разные роли (врача, матроса, капитана). Внимательно выслушиваю предложения детей, обращаю внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряю тех, кто предложил свой выход из ситуации.
В своей работе я люблю использовать хороводные игры, в ходе которых формируются дружеские отношения между детьми. Это игры «Аленький цветочек», «Как у бабушки Маланьи», «Мы топаем ногами», народные игры.
Уделяю внимание и командным играм - соревнованиям, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно и дружно.
Так же для создания радостной и положительной атмосферы в группе мы приобрели мыльные пузыри. В нашей группе теперь периодически проходит шоу «мыльных пузырей»! У детей заметно поднимается настроение и в группе всегда слышен детский смех!
Эффективным приемом формирования доброжелательных отношений между детьми является также организация концертов, развлечений, изготовления подарков (к Дню мамы, 23 февраля, 8 марта), коллективные работы.
В группе детского сада дети пребывают до 12 часов в сутки, независимо от своего настроения. Поэтому ребенку в группе необходимо такое место, где он может расслабиться, уединиться. Мы для этих целей используем вот такую палатку, где находится мягкий красивый матрац и размещены удобные подушечки. Здесь могут побывать несколько детей, поиграть с любой игрушкой, отдохнуть.
Имеется в наличие «добрая коробочка», в которой находятся клубки из ниток, вязаные подушечки, лоскутки кожи и др. Эта коробочка приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае я предлагаю детям перематывать нитки или перекладывать содержимое.
А если дети всё-таки поссорились, то им предлагается посетить «остров примирения», где они мирятся, соединяя ладошки.
В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам доверяют. И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем, помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие.















Заголовок 115