Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями».


Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием Не с причастиями;
повторить правила написания не с другими, ранее изученными, частями речи;
формировать умение отличать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; обосновать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: претензия, претендовать
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работах в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 7 класс, Т.А. Ладыженская, раздаточный материалХод урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2. Словарно - лексическая работа
-Сегодня познакомимся с лексическим значением слов «претензия», «претендовать».
-Выполните синтаксический разбор предложения. Работа с толковым словарём.
Претензия – 1) заявление права на обладание кем (чем) – нибудь;
2) поведение того, кто желает признания за ним каких – нибудь достоинств, которые он себе приписывает.
Претензия на наследство, отклонить чьи – нибудь претензии, человек с претензиями, претензия на ученость.
Претендовать -1) на кого –что. Заявлять претензию, рассчитывать на что – нибудь, добиваться чего – нибудь.
Претендовать в отличники, в друзья. Претендовать на квартиру, на медаль.
2) Считая себя обладателем каких – нибудь положительных качеств, желать, чтобы их признали другие.
Претендовать на остроумие.
Почему ты претендуешь3 на помощь товарищей?4
3. Повторение материала «Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи».
1. Работа с карточками.- Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки, объясните орфограмму «Не с различными частями речи».
- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались?
Учащиеся выполняют в тетрадях, затем взаимопроверка
Задания на карточках:
1 вариант.
(Не)правда, (не)вежда; (не) широкая, а узкая река; (не) прекращать, (не)заботливый, ничуть (не) привлекательный, (не) купили книгу, (не)знакомый автор, (не)лепая история, (не) верное решение.
2 вариант.
(не)обыкновенный человек, (не) ответил на вопрос, (не)друг, (не) решительность, а робость, (не)нависть, (не)годовать, (не) настная погода, (не) длинный, а короткий путь.
4. Формулирование темы и определение целей урока.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Слитное и раздельное написание Не с причастиями».
- Правильно, наша задача – познакомиться со слитным и раздельным написанием Не с причастиями, научиться правильно писать Не с причастиями. Составляют цели, проговаривают их классу
(изучить, научиться, развивать, уметь)
4. Введение нового материала. Работа над темой: «Слитное и раздельное написание Не с причастиями».
1.Анализ предложений.
2. Коллективное составление алгоритма слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
- Сформулируйте правило о написании НЕ с причастиями.
3. Работа с учебником.
- Прочитайте правило в учебнике п. 24, стр. 67 Исследовательская работа (в группах ).
1 группа:
- Проанализируйте примеры и сформулируйте условия слитного написания НЕ с причастиями.
Непрекращающийся шум ливня.
Я уловил его недоумевающий взгляд.
2 группа:
- Проанализируйте примеры и сформулируйте условия раздельного написания НЕ с причастиями.
Не прекращающийся весь день шум ливня.
Ещё не вспаханное поле.
Поле не вспахано.
Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные знания.
Вывод:
1) Пишется слитно с полными причастиями:
а) если без НЕ они не употребляются;
б) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
2) Пишется раздельно:
а) с краткими причастиями;
б) с полными причастиями, при которых есть зависимое слово или противопоставление с союзом а.
в) когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево 
И берёмся вновь за дело. 6. Закрепление изученного материала.
. 1. Списать, обозначить орфограмму «НЕ с краткими причастиями».
2.Работа с сигнальными карточками. Учитель называет словосочетания.
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем не замеченная ошибка
3.Самостоятельная работа.
- Заполните таблицу. Обозначьте изучаемую орфограмму.
4. Творческая работа.
Задание: опишите комнату неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями.
5.Работа с карточками
(получают сильные учащиеся). Учащиеся выполняют упражнение №132 в тетрадях, по цепочке – у доски.
Учащиеся показывают сигнальные карточки «слитно» и «раздельно».
Учащиеся заполняют таблицу, затем проходит взаимопроверка.
слитное раздельное
негодующий
незаписанный
невырубленныйнекрашеный не выполнен,
не зависевший от обстоятельств,
никого не удививший,
не законченный, а начатый,
не выслушан,
не поняты,
не помогавший в работе,
не собранный в корзину
(не) годующий; (не) выполнен, (не) записанный, (не) зависевший от обстоятельств, (не) вырубленный, никого (не) удививший, (не) законченный, а начатый; (не)крашеный, (не) выслушан, (не) поняты, (не) помогавший в работе, (не) собранный в корзину.
Учащиеся составляют текст, опираясь на опорные слова:
не проветрена, неубранная, не мыт,
не политы, не убранные хозяином с вечера.Комната не проветрена. Неубранная вовремя постель выглядит неряшливо. Пол давно не мыт, пыль на письменном столе. Цветы не политы. На полу разбросанные газеты и журналы, не убранные хозяином с вечера.
План (не) продуман. Ошибка (не) исправлена. Ветер ворвался через (не) закрытое окно.
На столе стоял (не) тронутый (ни) кем завтрак.
(Не) доумевающий взгляд учителя скользил по тетради.
8. Домашнее задание параграф 24, упр.135 9. Рефлексия.
- Что повторили о правописании с НЕ?
- Что нового узнали о правописании не?
- Что было легко?
-Что было сложно?
-Что было непонятно?
- Что понравилось?
- Поставьте смайлики напротив утверждений:
Отвечают на вопросы.
- Я умею различать слитное и раздельное написание Не с причастиями;
- Я умею применять орфографическое правило:
«Слитное и раздельное написание Не с причастиями»;
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно.