Конспект урока в 7 классе по русскому языку по теме Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями


Тема урока: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". 7-й класс

Ход урока
Слово учителя.
Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!
Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.
1. Буквенный диктант.
первая гласная в слове “приключение”,
недостающий непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )слова, противоположные по значению (первая буква),
соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,
тип речи: повествование, описание и...
наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
как назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
падеж, отвечающий на вопросы: кем? чем?
последняя гласная буква в слове “иносказание”.
А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!
2. Повторение, проверка домашнего задания:
(2 ученика работают у доски с карточками, см. “Приложение”)
Слово учителя:
Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.) Слайд 3.
1 вариант 2 вариант
не участвовал негодовать
не слышится шороха неряшливый
не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
не правда, а ложь говорить неправду
не в чем сомневаться нечем удивить
не за что хвалить нечего хвалиться
ничуть не злой очень недобрый
вовсе не грустный совершенно негрустный
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
3. Объяснение нового материала.
Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!
(Инсценировка грамматической сказки)
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Учитель:
Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!
(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №4)
4. Тренировочные упражнения.
A. (Комментированное письмо у доски)
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка
Учитель:
Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.
Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд № 5.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.
Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.
В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды. Слайды 6,7.
НЕ с причастиями НЕ с прилагательными НЕ с существительными НЕ с наречиями НЕ с глаголамиНЕ с деепричастиями НЕ с местоимениями
1) Бедность не?порок. 2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж. 3) Голод не ?тётка. 4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.5) Дураку закон не? писан.6) Не?боги горшки обжигают. 7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.8) Не ?всё коту масленица. 9) Не? всякое лыко в строку.10) Семеро одного не? ждут. 11) Жить весело — и помирать не?с чего. 12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.15) Не? пойман — не?вор. 16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай. 18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.
Г. Письмо по памяти. Слайд 8.
А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.
Пишется слитно
  Пишется раздельно
1. Если слово не употребляется без НЕ:
небылица, ненастье, невежда
 
2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:
недруг – враг, неправда – ложь Если есть или подразумевается противопоставление:
Не друг, а враг.
Не правда, а ложь.
Он мне не друг.
 
 
Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.
Пишется слитно:
Правила Примеры
Если слово не употребляется без НЕ ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый
Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ Небольшая речка, т.е. маленькая
Неинтересный концерт, т.е. скучный
Невысокий домик, т.е. низкий
Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления Речка неширокая, а ( = и) глубокая.
Роман небольшой, но (= и) интересный
Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти Абсолютно неинтересный концерт.
Совершенно неважный документ
Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило
 
Пишется раздельно:
Правила Примеры
Если есть или подразумевается противопоставление Речка не глубокая, а мелкая.
Концерт не интересный, а скучный.
Домик не высокий, а низкий
Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор.
Ни на кого НЕ похожий ученик
Со сравнительной степенью прилагательных Не хуже и не лучше других. Не более и не менее
Запомнить: Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд 
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
АЛГОРИТМ, СЛЕДУЯ КОТОРОМУ, МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО ПИСАТЬ «НЕ» С ПРИЧАСТИЯМИ.
1. Смотрим, краткая или полная перед нами форма причастия? Если краткая — «не» пишем раздельно.
2. Если это полная форма причастия, то мы обращаем внимание на наличие противопоставления. Если оно есть — пишем раздельно (не написанный, а напечатанный лист).
3. Если противопоставления нет, то мы смотрим на зависимые слова. Если есть — пишем «не» с причастием раздельно  (не выученный мной урок).
4. Если зависимых слов нет — пишем слитно (непрочитанная книга).
 
ВАЖНО!
Слитно с «не» пишутся причастия, которые без «не» не употребляются.
Раздельно «не» с причастиями пишется также, когда входит в состав усилительных отрицаний (далеко не, вовсе не).
АЛГОРИТМ, СЛЕДУЯ КОТОРОМУ, МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО ПИСАТЬ «НЕ» С ПРИЧАСТИЯМИ.
1. Смотрим, краткая или полная перед нами форма причастия? Если краткая — «не» пишем раздельно.
2. Если это полная форма причастия, то мы обращаем внимание на наличие противопоставления. Если оно есть — пишем раздельно (не написанный, а напечатанный лист).
3. Если противопоставления нет, то мы смотрим на зависимые слова. Если есть — пишем «не» с причастием раздельно  (не выученный мной урок).
4. Если зависимых слов нет — пишем слитно (непрочитанная книга).
 
ВАЖНО!
Слитно с «не» пишутся причастия, которые без «не» не употребляются.
Раздельно «не» с причастиями пишется также, когда входит в состав усилительных отрицаний (далеко не, вовсе не).
АЛГОРИТМ, СЛЕДУЯ КОТОРОМУ, МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО ПИСАТЬ «НЕ» С ПРИЧАСТИЯМИ.
1. Смотрим, краткая или полная перед нами форма причастия? Если краткая — «не» пишем раздельно.
2. Если это полная форма причастия, то мы обращаем внимание на наличие противопоставления. Если оно есть — пишем раздельно (не написанный, а напечатанный лист).
3. Если противопоставления нет, то мы смотрим на зависимые слова. Если есть — пишем «не» с причастием раздельно  (не выученный мной урок).
4. Если зависимых слов нет — пишем слитно (непрочитанная книга).
 
ВАЖНО!
Слитно с «не» пишутся причастия, которые без «не» не употребляются.
Раздельно «не» с причастиями пишется также, когда входит в состав усилительных отрицаний (далеко не, вовсе не).