Урок по русскому языку в 6 классе по теме «НЕ с причастиями»


Урок по русскому языку в 6 классе по теме
«НЕ с причастиями»
учителя русского языка
МОУ «СОШ « Лесколовский центр образования»
Всеволожского района Ленинградской области
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;
Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;
Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Развивающие:
Развитие памяти, воображения, монологической речи;
Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);
Совершенствование умения работать в группах.
Воспитательная:
Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают.
II. Целевая установка
1.. Слово учителя.
Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.
Перед нами стоит задача повторить одно ЧТО и три КАК.
Вот они:
ЧТО такое причастие?
КАК образуются причастия?
КАК пишутся причастия?
КАК выделяются причастные обороты на письме?
III.
2. Проверка домашнего задания: учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.
IV.
3. Работа с языковым материалом.
Укажите причастие.
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно…
А.С. Пушкин
А теперь попробуем найти причастия среди таких слов:
Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила.
Учащиеся называют причастия.
Что объединяет все эти слова? Почему они пишутся слитно?
Учащиеся вспоминают правило слитного написания изученных частей речи с НЕ: если слово не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно.
Вывод: Причастия, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно.
6. А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?
(Не) замеченная ошибка, гласные, (не) проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.
Учащиеся затрудняются ответить.
Учитель: Конечно, мы не можем определить, как будут писаться данные причастия с НЕ. Необходимо знать правило написания. Мы сами определим алгоритм написания НЕ с причастиями. Но сначала мы запишем тему урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
V. 7. Обратите внимание на листочки на ваших столах. Работая с заданиями и делая выводы, мы будем с вами выстраивать алгоритм. Класс разбит на 3 группы.
Демонстрируется учащимся, как будет выглядеть алгоритм.
Затем на доске оформляются 2 строки алгоритма

Алгоритм
Употребляется ли слово без НЕ


Не употребляется – пишу слитно
Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю:

Полное или краткое

Если краткое – пишу раздельно Если полное – смотрю:
Письмо не отправлено.

Раздельно: Слитно:
Есть ли противопоставление с союзом А Нет противопоставления с союзом
В вазе стояли  не увядшие, а  свежие цветы. А и зависимых слов.
непрекращающийся дождь
Есть ли зависимые слова
На столе лежало не отправленное мною письмо.
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
Отгадка: Небо, звезды, месяц.
9. Вопросы классу:
В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с НЕ?
Делаем вывод: Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно пишется раздельно. Выстраиваем алгоритм.
VI.
10. Работа в группах.
Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.
Задание №1 для учащихся:
1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.
2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)
3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.
Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.
Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.
Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.
Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.
Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.
В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.
Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.
После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.
11. Теперь, имея алгоритм, мы можем вернуться к упражнению, предложенному на слайде в начале нашей работы над темой, но лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками.
Работа у доски.
Выписываем сначала
Краткие причастия,
С противопоставлением,
С зависимыми словами,
Все остальные.
(Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.
Выполнение работы.
Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями
1.Работа не закончена, решение не продумано;
Не обжитый строителями, а заброшенный край;
Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;
Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.
VII.
12. Работа с учебником. Правило. Обратите внимание на то, что мы не открывали с вами учебник, хотя материал урока новый. Давайте откроем страницу 199 и посмотрим правило написания НЕ с причастиями. Учащийся читает вслух правило.
Вывод: Нет различий между алгоритмом и правилом, но алгоритмом пользоваться удобнее.
Вывод по теме урока делает учащийся: Обращаясь к алгоритму и правилу, объясняет условия написания НЕ с причастиями.
VIII. Контролирующее задание
Работа с магическим квадратом и дидактическими карточками (Можно примеры показать на слайде)
Раскройте скобки. Слитно или раздельно? В квадрат запишите С (слитно) или
Р (раздельно)
1) (не) отправленное письмо; 
2) (не) замерзшая река,
3) (не) выученный урок;
4) (не) оседланный конь;
5) (не) удержимое желание;
6) (не) имеющий ничего схожего;
7) (не) выполненное Сеней;
8) (не) засеянное, а только вспаханное
9) (не) мытые фрукты;
10) (не) исследованная, а совсем еще дикая;
11)  еще (не) высохшая роса;
12) (не) защищенное от ветра лицо;
13) (не) мигающий взгляд; 
14) (не) проверяемые гласные;
15) (не) убранная комната
16) (не) упакованные вещи
Проверка по магическому квадрату (слайд
14. Дополнительное задание. Комментированное письмо.
Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка
IX. Домашнее задание: работа с упражнением учебника 452, правило на странице 199, алгоритм. Сильные ученики пишут сочинение-миниатюру о правописании НЕ с причастиями.
Литература
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы /под ред.Н.М. Шанского. – изд. 7-е, испр. – М.,1995.
2. Русский язык: Справочник школьника / под ред. В.Славина. – М., 1995.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2, 4. – СПб.: Диамант, 1996.
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательное о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
7. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1994.
8. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.
9. Граник Г.Г. и др. Секреты пунктуации. – М., 1987.
10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. – М., 1996.