Викторина по сказкам для проведения внеурочной деятельности в кружке В гостях у сказки


Викторина «По страницам любимых сказок»
Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Вы все читаете народные сказки. И сегодня наша викторина посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Каша из топора»).
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы, такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
Викторина
Сегодня мы с вами сыграем в викторину – путешествие и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.
Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.
1. «Название» (до 3 баллов)
Придумать сказочное название своим командам.

2. «Загадки из сундучка» (по 1 баллу за правильный ответ)
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
3. «Чей предмет» (по 2 балла за правильный ответ)
Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди).
Белый чепчик (Доктор Айболит, бабушка Красной шапочки).
Сани (Снежная королева).
Большая синяя шляпа (Приключения Незнайки).
Сапог (Кот в сапогах).
4. «Герб сказки» (до 3 баллов)
Каждая команда рисует герб любой сказки, но в рисунке должно быть отражено содержание сказки.
5. «Поиск» (по 1 баллу за правильный ответ)
Давайте поможем заблудившимся словам вновь попасть в сказку.
Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф. («Дюймовочка»)
Перина, дождь, девушка, дождь, горошина. («Принцесса на горошине»)
Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева»)
Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка»)
Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок»)
6. «Золушка» (до 3 баллов)
Помогите Золушке отправиться на бал. Каждая команда рисует красивое платье для Золушки.

7. «Вопрос-ответ» (по 1 баллу за правильный ответ)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя –
русская народная сказка
«Царевна-Лягушка»)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!
(лиса – журавлю –
русская народная сказка «Лиса и журавль»)
- Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(печка – девочке,
русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(семь богатырей – царевну,
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»)
Вручается медаль «Участнику сказочного обеда».
8. «Выбери правильный ответ» (по 1 баллу за правильный ответ)
1. В одной из русских сказок царь отправил сыновей за молодильными…
а) апельсинами;
б) гранатами;
в) яблоками;
г) помидорами.
2. Это растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу.
а) боб;
б) шиповник;
в) горох;
г) лилия.
3. В сказке «Дюймовочка» мать героини купила у колдуньи волшебное зернышко. Какое?
а) ржаное;
б) ячменное;
в) рисовое;
г) пшеничное.
4. На какой цветок было похоже растение, из которого появилась Дюймовочка?
а) на тюльпан;
б) на одуванчик;
в) на лилию;
г) на колокольчик.
5. Принца из сказки «Чиполлино» звали…
а) Лучок;
б) Тыковка;
в) Помидорчик;
г) Вишенка.
6. Как прозвали принцессу из сказки Ш. Перро, уснувшую на сто лет?
а) Розочка;
б) Шиповничек;
в) Фиалочка;
г) Гвоздичка.
7. Чебурашка плыл на корабле в ящике с…
а) апельсинами;
б) бананами;
в) вишней;
г) гранатами.
8. Из гадкого утенка в сказке Андерсена вырос…
а) красивый гусь;
б) прекрасный лебедь;
в) фазан;
г) Финист – Ясный Сокол.
9. В одной из русских сказок Иван-царевич женится на…
а) ящерице;
б) лягушке;
в) жабе;
г) кошке.
9. «Узнай сказку по словам» (1 балл за правильный ответ)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
«Появился на птичьем дворе маленький птенец,
и до того он был безобразный: с большой головой
и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»
(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает.
(П.Ершов. «Конек-горбунок»)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая - героиня одноименной сказки)
Давайте подведём итоги нашей викторины и узнаем: кто стал победителем и знатоком сказок. (Награждение активных знатоков сказок.)
А сейчас я прочитаю вам своё стихотворение, которое я написала, потому что тоже люблю сказка.
Сказочный лес.
В сказку мечтает ведь каждый попасть,
Лишь бы там, в сказке, ему не пропасть.
Много там видишь чудес ты вокруг,
Даже Горыныч и тот тебе друг.
В сказке бывает так много чудес,
Тайнами полон волшебный тот лес.
Там повстречаешь ты Бабу Ягу,
И сказку увидишь сам наяву.
Много чудес повидаешь вокруг,
Даже Кощей тут появиться вдруг.
Свистнешь, появится сразу Конёк.
Ох! И прокатит тебя Горбунок.
Жалко, что в сказке остаться нельзя,
Но не покинут те сказки сердца.
Сказка к нам снова вернётся во сне,
Может быть, сказка придёт и к тебе.