Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса В гостях у сказки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки»для 1 класса составлена на основе:
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия № 1».
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с измен. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357).
Учебного плана МБОУ «Гимназия №1» на 2016 – 2017 учебный год, а также планируемых результатов реализации программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.
В программе внеурочной деятельности учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и формирования коммуникативных качеств личности.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
    Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
-  открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
-  используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
-  развитие эмоционально – чувственной сферы;
-  обучение чтению – рассматриванию;
-  формирование навыка чтения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс внеурочной деятельности «В гостях у сказки» представлен по общеинтеллектуальному направлению и ориентирован на учащихся 1 класса. Назначение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций по достижению личностных и метапредметных результатов начального образования.
Тематическое планирование рассчитано I триместр учебного года. Объём учебного времени составляет 10 часов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Содержание программы «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего произведения устного народного творчества своей страны  и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Занятия помогут младшему школьнику общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о  книге  как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п Тема урока Кол-во часов
1 Русская народная сказка «Репка»
1
2 Русская народная сказка «Курочка Ряба» 1
3 Русская народная сказка «Теремок» 1
4 Русская народная сказка «Колобок» 1
5 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1
6 Русская народная сказка «Лиса и Журавль» 1
7 Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1
8 Русская народная сказка «Три медведя»
1
9 Русская народная сказка «Маша и медведь»
1
10 Викторина «По дорогам сказок» 1
Итого: 10 часов
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
5. «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры.
Мультимедийные презентации:
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Сайты:
http://www.kostyor.ru/tales/http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/http://skazki.yaxy.ru/http://luntiki.ru/blog/umnica/389.htmlhttp://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpgМультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
Литература:
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
тематическое планирование
№ ур. Раздел.
Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты Деятельность учащихся Дата
предметные личностные и метапредметные План Факт
1 Русская народная сказка «Репка»
1 Обучающийся научится определять жанр сказки, отвечать на вопросы по содержанию;
понимать содержание прочитанного Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»
Личностные УУД
1.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Воспринимают на слух и понимают художественное произведение.
2 Русская народная сказка «Курочка Ряба» 1 Обучающийся научится отвечать на вопросы; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться анализировать тон, настроение произведения. Познавательные УУД:
1.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
 Коммуникативные УУД
1.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
3.Умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД
1.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. передают впечатления от услышанного своими словами; отвечают на вопросы по содержанию 3 Русская народная сказка «Теремок» 1 Обучающийся научится отвечать на вопросы; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться анализировать тон, настроение произведения. Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
2.Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; передают впечатления от услышанного своими словами; отвечают на вопросы по содержанию 4 Русская народная сказка «Колобок» 1 Обучающийся научится пони-мать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться расценивать мотивы поведения героев Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. составляют простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному 5 Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1 Обучающийся научится приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с устаревшими словами. Познавательные УУД:
Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
 Коммуникативные УУД
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД
1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; составляют простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному 6 Русская народная сказка «Лиса и Журавль» 1 Обучающийся будет учиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; отвечать на вопросы, работать в парах. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с звукоподра-
жанием Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре
4. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
5. Умение разрешать конфликты.
6.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Личностные УУД
1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулируют личную оценку,
аргументируют свое мнение 7 Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1 Обучающийся научится пони-мать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться расценивать мотивы поведения героев Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Выбирают интонации, соответствующие смыслу текста 8 Русская народная сказка «Три медведя»
1 Обучающийся научится различать жанры литературы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению. Познавательные УУД:
1.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
 Коммуникативные УУД
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД
1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулируют личную оценку,
аргументируют свое мнение 9 Русская народная сказка «Маша и медведь»
1 Обучающийся научится различать жанры литературы. Обучающийся получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению. Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 23. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
3.Оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Личностные УУД
1. Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
3.Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; Выбирают интонации, соответствующие смыслу текста 10
Викторина «По дорогам сказок» 1
1
1 Обучающийся научится различать жанры литературы, искать ответы на вопросы, высказывать своё мнение и слушать своих товарищей Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. применяют полученные знания в групповой работе, участвуют в обсуждении и выборе ответа