Конспект урока на тему: «Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации» 1 класс


«Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации». 1 «В» класс
Предмет: Математика
База практики: МБОУ СШ №11
Класс: 1 «В»Тема: «Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации».
Цель: познакомить с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить знания нумерации и способа образования чисел второго десятка;
- сравнивать числа с опорой на десятичный состав чисел;
- закрепить умение решать задачи и примеры.
Развивающая:
- научить приёмам сложения и вычитания;
- развивать информационную компетентность.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, учебник, рабочая тетрадь, новое оборудование, смайлики, презентация.
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент. 0,5 мин - Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Анатольевна, и сегодня урок математики у вас проведу вас.
Все готовы к уроку? Приветствуют учителя. Регулятивные: организация своего рабочего места.
2. Мотивация к учебной деятельности. 10 мин - Ребята, давайте сейчас немного повторим устный счет. На экране вы видите примеры, давайте с вами их решим.
2+2=
6-4=
Теперь, решите цепочки примеров(Слайды 3, 4):

- А сейчас, ребята, вам нужно дополнить числа до 10, а для этого нужно выполнить действия сложения (Слайд 5):

Сколько нужно прибавить к числу 7, чтобы получить 10?
А к числу 5?
9…
6…
8?

Молодцы, ребята!
- Сейчас, я прочту вам задачу. Только слушайте меня внимательно:
Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и утёнка. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. А Катя не прятала зайчика. (Слайд 6)
У Тани было 5 орехов. Когда она отдала 1 орех брату, то у них стало поровну орехов. Сколько орехов было у брата? (Слайд 7)
Арбуз весит 3 кг, капуста 1 кг. А тыква столько, сколько капуста и арбуз вместе. Найди массу тыквы. (Слайд 8)
- На экране вы видите числа, назовите в них количество десятков и единиц (Слайд 9):
13
15
18
16
20
- Составьте примеры на вычитание (слайд 10):
10+3=13
10+7=17
4
2
11-3=8+2=10-10=0
13-3=10+5=15-1=14
3
5
1
4
2
Галя спрятала зайчика, Катя – медвежонка, Оля – утенка.
5-1=4
4-1=3
3 ореха
3+1=4 (кг)
1 дес., 3 ед.
1 дес., 5 ед.
1 дес., 8 ед.
1 дес., 6 ед.
2 дес., 0 ед.
13-3=10
13-10=3
17-7=10
17-10=7 Личностные: создание эмоционального настроя, интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные: планирование реализации учебной задачи.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
Физминутка 3 мин Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: нет! (Вращение головой.)
Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Выполняют упражнения. 3. Работа с учебником 20 мин - Ребята, откройте ваши учебники на странице 52.
Сегодня мы будем учиться выполнять вычисления вида: 10+7, 17-7, 17-10.
10 – это 1 десяток и прибавляем к нему 7 единиц, получаем 17.
17 – это 1 десяток и 7 единиц, отнимаем 7 единиц и остается 1 десяток, получаем ответ 10.
17 – это 1 десяток и 7 единиц, отнимаем 1 десяток, остается 7 единиц, получаем ответ 7.
Смотрите, под изображениями есть примеры и в некоторых есть пустые окошки, и, чтобы узнать какое там стоит число, нам нужно решить эти примеры:
11-1=
11-10=
10+4=
14-4=
14-10=
Теперь, давайте посмотрим задание под номером 1.
Давайте эти примеры мы решим на доске и запишем в тетради:
10+5=
10+9=
16-6=
17-7=
12-10=
18-10=
10+10=
20-10=
Молодцы! А сейчас мы решим задачу под номером 2:
1) На тарелке было 6 красных помидоров и 2 желтых. Сколько всего помидоров?
О чем говорится в задаче?
Что нам известно?
Мы можем решить эту задачу в одно действие?
А какое действие мы должны выполнить?
Кто уже знает, как ее решить, поднимите руки.
Вызываю одного ученика к доске.
2) На тарелке было 8 помидоров. Съели 5 помидоров. Сколько помидоров осталось на тарелке?
О чем говориться в задаче?
Что нам известно?
Что нам нужно найти?
Мы можем решить эту задачу в одно действие?
Какое?
К доске выйдет и решит…
Посмотрите на задание номер 4. Что нам нужно добавить в пустое окошко, чтобы получить число 9? Одно из слагаемых нам уже известно, оно равно 4. Значит, чтобы найти второе слагаемое выполним действие вычитания 9-4, получаем 5. Точно также заполняем остальные пустые клеточки.
8-5=
9-6=
7-3=
А вот под номером 5 нам нужно решить примеры в два действия:
Например, 3+7-2
Выполняем действия по порядку
Сначала 3+7=10, а потом от полученного десятка отнимаем 2, получаем 8.
Записываем так:
3+7-2=8
1) 3+7=10
2) 10-2=8
Теперь, давайте еще несколько примеров запишем в тетрадь.
6+4-9=?
2+8-3=
Открывают учебники
От 1 десятка и 1 единицы отнимаем 1 единицу, получаем 10 – это разница.
От 1 десятка и 1 единицы отнимаем 1 десяток, остается 1 единица, значит ответ – 1.
К 1 десятку прибавляем 4 единицы, получаем 14 – это сумма.
14 – это 1 десяток и 4 единицы, отнимаем 4 единицы и остается 1 десяток, получаем 10.
14 – это 1 десяток и 4 единицы, отнимаем 1 десяток, остается 4 единицы, получаем ответ 4.
15
19
10
10
2
8
20
10
О помидорах.
Нам известно, что красных помидор было 6, а желтых 2.
Да.
Сложение.
Ученик выходит к доске и записывает решение задачи:
4813301651000К. – 6 ?
Ж. – 2
6+2=8 (п.) – всего.
Ответ: 8 помидоров.
О помидорах.
Что всего было 8 помидоров, а потом съели 5 помидоров.
Сколько помидоров осталось.
Да.
Вычитание.
Выходит ученик, делает запись на доске, остальные в тетради:
8-5=3 (п.)
Ответ: 3.
3
3
4
1) 6+4=10
2) 10-9=1
Дописываем в ответ 1.
2+8=10
10-3=7
Ответ 7. 4. Работа в тетради на печатной основе. 15 мин Теперь, откройте свои печатные тетради на странице 26.
Сейчас решим примеры под номером 1.
10+7=
17-7=
17-10=
10+2=
12-2=
12-10=
Задание номер 2.
Посмотрите внимательно, как вы думаете, что нам нужно сделать в этом упражнении?
Правильно!
Какое число стоит перед числом 11?
А после?
Правильно, записываем.
Какое число стоит перед числом 19?
А после?
Молодцы, запишите их.
Ребята, прочитайте следующую задачу.
У Тани 2 синих шарика и 4 красных. Сколько всего шариков?
В следующем задании нам нужно правильно расставить знаки «<», «>».
Что больше 12 или 20?
Правильно, значит какой знак ставим?
14 или 12?
15 или 17?
Следующая задача. Прочитайте ее.
Давайте ее решим. К доске пойдет…
Сколько бабушка отдала морковок белому кролику?
А серому?
Как мы найдем сколько всего у нее было морковок?
Запишите..17
10
7
12
10
2
В этом задании нам нужно дописать цифры, которые стоят перед и после известного числа.
10
12
18
20
Читают.
2+4=6 шариков.
12 стоит перед 20, значит оно меньше.
«<».
14, знак «>».
17, знак «<».
Ученик выходит к доске и делает запись, остальные в тетради.
3
Столько же, значит тоже 3.
Сложением
3+3=6 (м.)
Ответ: 6 морковок. 5. Закрепление изученного материала. 5 мин. Теперь давайте еще немного порешаем?
14 – 4 =
16 – 6 =
18 – 10 =
19 – 9 =
13 – 3 =
17 – 7 =
15 – 10 = 10
10
8
10
10
10
5 6. Итог урока.
Рефлексия. 1 мин Вот и подошел урок к концу. Сейчас я предлагаю вам один из цветных листочков на лист, который на доске.
Зеленый, значит «Мне было все понятно»
Желтый – у меня были затруднения
Красный – на уроке мне было сложно. Проводят рефлексию. 7. Домашнее задание. 0,5 мин