Развитие половых клеток


Тема урока. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Цели урока: изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества. Задачи: Обучающие: Изучить процесс образования половых клеток, выявить его закономерности и преимущества перед бесполым размножением. Развивающие: описывать, сравнивать, находить признаки сходства и отличия. Воспитывать ответственность и серьёзное отношение к своему Воспитательная: Содействовать формированию навыков здорового образа жизни. Оборудование: таблица “Сперматогенез и овогенез”, модель яйцеклетки, видеоролик «Оплодотворение», «Эволюция и естественный отбор гамет», мультимедийная презентация флипчартов, интерактивная доска. Тип урока: Комбинированный. Методы и формы: Работа с интерактивной доской (ИД), самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный, индивидуальная и групповая. Технология: Урок разработан на основе технологии РКМ. Стратегия урока: «Жигсо-1», «Диаграмма Венна». План урока: Слайд 1. I. Организационный момент (1 мин) . II. Повторение раннее изученного материала (5мин) . III. Изучение нового материала (24 мин). Побуждение (4 мин). Осмысление(20мин). IV. Закрепление (11 мин). Рефлексия. (6 мин). Контроль знаний. (5 мин) . V. Задание на дом (2 мин). VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок (2 мин).
Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие класса. План урока. II. Закрепление раннее изученного материала. Организация проверки домашнего задания. Ответы учащихся у доски на вопросы. Что такое мейоз? Каково его значение? Чем митоз отличается от мейоза? Установите последовательность стадий митоза. Слайд 2. Работа двух учащихся по карточкам (приложение 1) Работа с классом. Биологический диктант (приложение 2) Слайд 3. Поверка результатов биологического диктанта проводится самопроверкой. Слайд 4. III. Изучение нового материала. Побуждение. Для определения темы урока учитель предлагает посмотреть видеоролик. Ученики говорят, что будут изучать на уроке. Тема: Развитие половых клеток. Оплодотворение. Слайд 5. Ставят задачи, которые должны достичь на уроке. Знать: процесс образования сперматозоид, яйцеклетки и оплодотворения. Уметь: описывать, сравнивать, находить признаки сходства и отличия. Воспитывать ответственное и серьёзное отношение к своему здоровью. Тему урока ученики записывают в тетрадь. Осмысление. Образование половых клеток. Презентация. Объяснение учителя с использованием слайдов мультимедийной презентации, учащиеся слушают, смотрят и оформляют информацию в тетради. Рассказ учителя: Переход к половому размножению связан с появлением специализированных половых клеток - мужских и женских гамет, в результате слияния которых (оплодотворения) образуется зигота - клетка, из которой развивается новый организм, обладающий новой комбинацией исходных генетических признаков. Образование половых клеток у человека и животных осуществляется в половых железах. Этот процесс называется гаметогенез. Гаметогенез (греч. “гаметес” - супруг, “генезис” - происхождение) – развитие яйцеклеток и сперматозоидов Слайд 6-7. В пределах половой железы выделяют три зоны: зона размножения клеток, зона их роста и зона созревания. Гаметогенез Слайд 8 Зона размножения. Первичные половые клетки делятся путем митоза, в результате чего их количество увеличивается (протекает более интенсивно). Зона роста (интерфаза). Накопление питательных веществ и энергии, удвоение хромосом (протекает более интенсивно).
Зона созревания происходит деление, путем мейоза, образуется четыре клетки с гаплоидным набором хромосом. Как происходит образование сперматозоид и яйцеклеток, ученикам предлагается узнать самостоятельно.
Самостоятельная работа учащихся по новой теме. Дальнейшее изучение темы проходит по стратегии «Жигсо 1». Класс делится на 4 группы (экспертные). Каждая группа получает свое задание. Работая индивидуально с текстом, затем в группе они оставляют план своей презентации (схемы, таблицы, рисунки, модели). 1 группа – изучает сперматогенез 2 группа - изучает овогенез 3 группа – изучает строение половых клеток 4 группа - изучает оплодотворение Время работы 5 минут.
Затем ребята, выбирают эксперта, который будет доносить информацию классу, остальные участники группы дополняют рассказ. Каждый эксперт поочередно выходит к ИД используя слайды, схемы ведёт объяснение тему. Эксперт 1 группы объясняет сперматогенез. Слайд 9. Эксперт 2 группы объясняет овогенез. Слайд 9. Когда эксперты 1 и 2 группы расскажут образование сперматогенеза и овогенеза, учитель работает с классом, просит сравнить эти процессы между собой. Слайд 10. Запись в тетрадь. Эксперт 3 группы говорит о строение половых клеток. Организация яйцеклеток животных. Слайд 11. Размер яйцеклеток колеблется в широких пределах – от нескольких десятков микрометров до нескольких сантиметров. Например, яйцеклетка человека – около 100 мкм, яйцо страуса имеет длину 155 мм, у акул 22 см. в диаметре. Яйцеклетка имеет ряд оболочек, располагающихся поверх плазматической мембраны, и запасные питательные вещества. Количество питательных веществ, накапливаемых в яйцеклетке, зависит от условий, в которых происходит развитие зародыша. Так, если развитие зародыша происходит вне организма матери и приводит к формированию крупных животных, то желток может составлять более 95 % объема яйцеклетки. Яйцеклетки млекопитающих – менее 5 % желтка. Организация сперматозоидов. Слайд 12. Сперматозоидам принадлежит активная роль в оплодотворении, поэтому они имеют малые размеры и подвижны (у животных). Функции сперматозоида определяют его строение - он имеет вытянутую форму, в нем различают головку, в которой располагается ядро и хвостик (один или несколько) для движения. У цветковых растений спермии неподвижны и передвигаются к яйцеклетке благодаря росту пыльцевой трубки, образуются в пыльцевых зернах пыльников. Дополнительная информация о половых клетках человека (приложение 3)
Учитель: Зачем организмам гаплоидные клетки? Слайд 13. Ученики: Гаметы – это половые клетки, при слиянии которых образуется зигота, дающая начало новому организму. Этот процесс называется оплодотворением. Эксперт 4 группы сообщают информацию об оплодотворение. Слайд 13. Учитель: В оплодотворение яйцеклетки участвует много сперматозоидов, но только один из них оплодотворит её. Почему? Просмотр видеоролик «Эволюция и естественный отбор гамет». Ученики: Между сперматозоидами идет естественный отбор, самый выносливый, подвижный и приспособленный, первый достигнет и оплодотворит яйцеклетку. Рассказ учителя: Созревание половых клеток - весьма ответственный период, так как в это время в ядре каждой из них слагается тот уникальный набор генов, который будет передан потомству. Качество каждой гаметы зависит от состояния организма и тех внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на гаметы в период их созревания. Во многом показатели здоровья будущего ребенка определяются условиями формирования половых клеток. Слайд 14
Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание, полноценный отдых, здоровый образ жизни. Слайд 15 IV Закрепление. Рефлексия. Используя текст о половых клетках в учебнике, выявите черты сходства и различия между женскими и мужскими гаметами. Сведения занесите в таблицу Диаграмма Венн показатель сходство и различияяйцеклетка и сперматозоид. Слайд 16.
Тест «Верю – не верю» Слайд 17.
1.Гаметогенез – это образование половых клеток. + 2. При овогенезе образуются сперматозоиды. - 3. Яйцеклетка подвижна. - 4. В оплодотворение участвует только один сперматозоид. + 5. . Яйцеклетка имеет запас питательных веществ. + 6. Гаметы имеют диплоидный набор хромосом - 7. Зигота имеют диплоидный набор хромосом + 8. Вредные привычки могут вызвать отклонения в гаметах + Самопроверка. Выставление оценки. Один балл за правильный ответ. VI. Домашнее задание. Слайд 18. Обязательная часть: читать параграф 33 учебника, записи в тетради. Творческая часть: для ребят, интересующихся биологией и желающих получить дополнительную оценку – составить синквейн по теме урока. VII. Итоги урока. Подводя итоги урока, учитель отмечает слаженную работу всего коллектива при изучении нового материала. Ученикам предлагается передать свое настроение и ощущения на уроке. Выставление оценок. Подчитываются количество баллов полученных за урок. Работа самых активных учащихся поощряется дополнительными баллами. Шкала оценки: Слайд 19. «5» - если вы набрали 15 и более баллов «4» - если вы набрали 14 - 12баллов «3»- если вы набрали 11 – 9 баллов «2»- если вы набрали менее 8
Оценка выставляется в классный журнал и дневник ученика.


Приложение 1.

КАРТОЧКА № 1.
Вставьте в текст пропущенные слова:
Мейозом называется_______ _______ клеток, при котором происходит ________числа хромосом. При этом из_______клетки образуется_____.
Мейоз состоит из______последовательных делений, причем__________
ДНК предшествует только_________делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из______сестринских______________ . КАРТОЧКА № 2.
Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла
п\псобытия фазы митоза
1 Синтез белков и удвоение хромосом
А) профаза
2 Распределение хромосом по экватору,
Образование веретена деления
Б) метафаза
3 Образование новых ядер
В) анафаза
4 Расхождение хромосом к полюсам
Г) телофаза
5 Спирализация хромосом, исчезновение
ядерной мембраны Д) интерфаза
Код проверки.
Карточка № 1
Вставленные слова: процесс деления, уменьшение, одной, четырех, двух,
удвоение, первому, двух, хроматид.
Карточка № 2
1д, 2б, 3г, 4в, 5а.


Приложение 2.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Выберите признаки, которые характеризуют
1 вариант МИТОЗ
2 вариант МЕЙОЗ
а. После интерфазы клетка делится один раз
б. После одной интерфазы клетка делится два раза
в. В профазе первого деления происходит конъюгация хромосом
г. Конъюгация хромосом в профазе не происходит
д. Образуются две клетки с таким же числом хромосом, как и в материнской клетке
е. Образуются четыре клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом
Код ответов:
1 вариант а,г,д2 вариант б,в,еПриложение 3
Дополнительная информация.
Яйцеклетка человека была описана в 1827 году основателем эмбриологии академиком Карлом Бэром. Она похожа на шарик диаметром около 130 мкм. (1\7 мм.), ее вес – 0,0015 миллиграмма. В этом микроскопическом образовании содержится все, что мать передает по наследству своему будущему ребенку.
К началу половой деятельности в яичниках женщины содержится до 80 тысяч яйцеклеток. За период от 15 до 50 лет из них расходуется около 400, а оплодотворяется значительно меньше, около 20. После созревания яйцеклетка живет недолго, как правило, несколько часов. В месяц созревает одна яйцеклетка, этот процесс находится под строгим контролем гормонов.
Сперматозоид человека имеет вытянутую форму и значительно меньше по размеру, чем яйцеклетка ( в 85000 раз меньше, как маковое зернышко и куриное яйцо). В нем различают головку (5 микрон длиной), среднюю часть (6 микрон) и хвостик ( 50 микрон). По форме это не типичная клетка, но по существу – клетка, которая в процессе созревания частично освободилась от цитоплазмы и стала приспособленной к выполнению своих функций – нахождению яйцеклетки и внедрению в нее, т.е. к оплодотворению.
Впервые описание сперматозоида человека было сделано в 1667 году А. Левенгуком.
В течение всей жизни у мужчины образуется 340 000 000 000 000 сперматозоидов. Нормальная оплодотворяющая способность спермы обеспечивается пи содержании 40-50 млн. сперматозоидов в 1 мл. Из 300 млн. сперматозоидов лишь 300-500, двигаясь со скорость 7,5 см\ч, достигают яйцеклетки. И только один из них внедряется в яйцеклетку. Биология любого вида требует соблюдение принципа: на одну яйцеклетку – один сперматозоид!
У мужчины образование семени происходит непрерывно с момента полового созревания. Образующееся семя накапливается в семенных пузырьках, обновление происходит каждые три месяца.
Доказано, что иногда между яйцеклеткой и сперматозоидом существует биологическая несовместимость. Известны случаи, когда в семье долго не было детей, но после того как супруги расстались, дети появились в новых семьях и у мужа и у жены