Литературный калейдоскоп (Сценарий школьного праздника, посвященного открытию Году литературы в России )

Сценарий праздника, посвященного открытию Года литературы.
СЛАЙД 2. Звучит вальс Грибоедова Ми-Минор, танцует пара. (Ометова)
Голос за кадром:
Звуки вальса Кареты, подъезжающие к парадной Швейцар, отворяющий вам двери в волнующий мир музыки, поэзии, танца
Заканчивается танец. Под фанфары выходят ведущие. (Ометова О.Л., Иванов Никита)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья.
Ведущий 2. Добрый день, уважаемые гости нашего праздника.
Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. 2015 год объявлен президентом РФ В.В.Путиным Годом Великой русской литературы.
Ведущий 2. Русская классическая литература – это возвышающее душу чтение.
Ведущий 1. Она отличается необыкновенной емкостью и уникальностью созданных русскими писателями и поэтами художественных образов.
Ведущий 2. Пожалуй, ни одна национальная литература не дала человеку такого понятия о нравственно-эстетическом идеале, как литература русская .
Ведущий 1. Ни одна страна не подарила миру такое количество гениальных людей, одаренных разнообразными талантами. СЛАЙД 3.
Ведущий 2. Вы уже успели окунуться в чарующие звука вальса, написанного Александром Сергеевичем Грибоедовым, СЛАЙД 4 гениальным русским дипломатом, поэтом, драматургом, пианистом и композитором.
Вед. 1. 4 января было 220 лет со дня рождения этого великого человека. Во всем мире он известен как автор блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума». СЛАЙД 5.
Ведущий 2. Но, как вы уже убедились, не менее великолепны его музыкальные произведения. Они обладают гармонией, стройностью и лаконичностью.
Ведущий 1. И сегодня мы представляем вам литературный калейдоскоп, посвященный открытию года литературы в Димитровграде.
Ведущий 2. Русской литературе более тысячи лет, ее можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.
Вед. 1. Этот сюжет – мировая история, а тема – смысл человеческой жизни.
Ведущий 2. Чтение – это и удовольствие , и великий труд. Если Вы, любезный читатель, готовы к этому, тогда ВПЕРЕД!
Музыка на открытие. Слайд с открытием года литературы
Ведущий 1. Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве».
Ведущий 2. 1921 год. Есенин пишет удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.
Ведущий 1. Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. 
Романс Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»( Безрукова)
Вед.2. В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора.
Вед.2. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.
Вед.1. В его баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале :
Вед. 2. Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были,  Пока по - русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Инсценировка Басни И. Крылова «Ворона и Лисица»( Бесчетвертева)
Вед.1. Имя М. Ю. Лермонтова принадлежит к числу тех, кто принес мировую славу Великой русской литературе. Прошло 199 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
Вед. 2. Саркастичный и ранимый, презирающий и неравнодушный, Лермонтов прожил 27 лет.
Вед. 1. Они вместили все: и страсти и пылкую добродетель. Были и свои «демоны», требующие жертв и ангелы, дарующие надежду и вдохновение.
Вед. 2. . «Синонимом» Лермонтова некоторые литературоведы считают Кавказ. И это не без оснований.
Вед. 1. Из письма Лермонтова С. Раевскому: « С тех пор, как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в непрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю от Кизляра до Тамани Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию»
Романс на стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины» ( Зинина )
Вед. 2. Величайшее произведение литературы, «Слово о полку Игореве», есть необъяснимое, почти священное, сакральное чудо древней словесности.
Вед.1. Одинокие эпические напевы Бояна долетают до нас из синей дымки давно канувших в небытие времен благодаря перу крупнейших русских поэтов – Василия Жуковского, Аполлона Майкова, Николая Заболоцкого, Константина Бальмонта,  Евгения Евтушенко.
Вед. 2. Образ тоскующей по мужу Ярославны – одно из ярчайших достижений безымянного создателя «Слова». В ней воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси.
Вед.1. Ярославна – носитель лирического женского начала, открывшая череду многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве в целом.
Вед.2. «Плач Ярославны» – это поэтическая молитва, вложенная автором «Слова» в уста преданной русской женщины, измученной неизвестностью и страшными предчувствиями:
Отрывок «Плач Ярославны» + танец под современную интерпретацию текста. ( Безрукова)Оберег «Плач Ярославны»
Вед.1. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»
Вед.2. В произведениях русской литературы особый, национальный идеал красоты. Прежде всего, это красота духовная, внутренняя, красота христианской милосердной и любящей души.
Читаем А. Пушкина «Мадона» ( Середа)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель
Она с величием, он с разумом в очах
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Без ведущих прерываем сценку футуристами: (Зинина)
1 – Маяковский
2 - Велимир Хлебников
1 Долой! Долой! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее, и прочее с Парохода Современности.
2 Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
1 Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
2 Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
1 Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверчанкам, Черным, Кузминым, Буниным и прочее, и прочее – нужна лишь дача на реке. Такую нагрду дает судьба портным.
2 С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
1 Мы приказываем чтить права поэтов.
Чтение стих-я В.Маяковского «Нате!»
2 Да, Владимир, вы правы! Надо шокировать эту презренную публику, которая видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку, пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого она так и не сможет почувствовать. Пусть попробует моего!
Чтение стих - я В. Хлебникова.
Появляется Игорь Северянин.
Друзья! Что же вы так расшумелись? Что за сотрясание воздуха, друг мой? (Маяковскому) А вы, любезный, что вы так расчирикались? (Хлебникову) Послушайте меня, короля поэтов!
Чтение стих-я И. Северянина.
Художник. Позвольте, господа! Стоит ли так задирать нос? Если говорить вашими же слова, уважаемый Владимир Владимирович, «ведь, если звезды зажигаются – значит – это кому-нибудь нужно?» Если нужно ваше творчество, если вы звезды, то почему бы вам не быть более уважительными к другим, не менее ярким звездам? Успокойтесь, присядьте, перестаньте морочить голову себе и собравшимся.
Сев. : Возмутительно, просто возмутительно!
Маяк. : Просто хамство!
Хл.: Чингисханьте! Будетляньте!
Вед.1. В Русской литературе нет места ненависти и презрению к другим народам.
Вед. 2. Она воспитывает не только патриотизм, но и, говоря современным языком, - интернационализм.
Вед.1. Круг тем, затронутых литературой военных лет, широк, но главнейшей была все же тема защиты отечества.
Вед. 2. Литература о войне ходили из уст в уста, стихи и песни знали на память, переписывали друг у друга, рассказы публиковали во фронтовой прессе. Все произведения служили ярким выражением тех чувств, которые рождены были событиями войны: смертью, горем, утратами.
Просмотр сюжета, собранного по мотивам фильмов о Вов.
Литературная композиция Б. Окуджава «Будь здоров, школяр!» (Ометова):
Вед.1. Да, он нелеп и тщедушен, этот школяр в солдатской форме. Подносчик мин, ни разу не выстреливший из своего автомата. Но он волей-неволей среди месива убийств, рядовой бумажный солдатик, испытавший и познавший на передовой и чувство первой любви, и что такое мужская дружба. Его такое выживание «там, где стреляют» и есть мужество и мужание юноши, который способен преодолеть такой понятный страх быть убитым и сделаться солдатом, «как все».
Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве не достаточно одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: "...И колокольчик - дар Валдая..." А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
Кому я говорю все это? У кого прошу помощи? Может быть, вот у них, у этих бревен, которыми укреплен блиндаж? Они и сами не рады, что здесь торчат. Они ведь соснами шумели так недавно...
Танец матерей «Сколько лет уже нет войны»( Ометова)
Вед.1 «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - говорил А.П.Чехов.
Вед.2. Чехов всю жизнь следовал своему главному принципу – помогать людям. При этом он остался скромным, не любил почестей, был равнодушен к славе, не терпел шума вокруг своего имени. Стремился к простоте и в жизни, и в литературе. Но в то же время был борцом за лучшую и счастливую жизнь.
Чтение элегии Ю. Левитанского «Тихо. Сумраки. Бабье лето» (Зинина)
ЭЛЕГИЯ
Тихо. Сумерки. Бабье лето. Четкий, частый, щемящий звук будто дерево рубят где-то. Я засыпаю под этот звук. Сон происходит в минувшем веке. Звук этот слышится век назад. Ходят веселые дровосеки, рубят, рубят вишневый сад. У них особые на то виды. Им смешны витающие в облаках. Они аккуратны. Они деловиты. У них подковки на сапогах. Они идут, приминая травы. Они топорами облечены. Я знаю они, дровосеки, правы. Эти деревья обречены. Но птица вскрикнула, ветка хрустнула, и в медленном угасанье дня что-то вдруг старомодно грустное, как дождь, пронизывает меня. Ну, полно, мне-то что быть в обиде! Я посторонний. Я ни при чем. Рубите вишневый сад! Рубите! Он исторически обречен. Вздор сантименты! Они тут лишни. А ну, еще разик! Еще разок! ...И снова снятся мне вишни, вишни, красный-красный вишневый сок.
Вед.1. Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения А.П.Чехова, одного из «вечных спутников» и ориентиров, по которым Саша Черный всю жизнь сверял свой писательский компас и питал нежно-почтительные чувства.
Стихотворение Саши Черного «Простые слова. Памяти Чехова» (Зинина)
В наши дни трехмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.
Сам не веришь, но зовешь и будишь,
Разрываешь ямы до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.
Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой, -
Видел мир наш хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой...
И ушел! Но нам больней и хуже:
Много книг, о, слишком много книг!
С каждым днем проклятый круг всё уже
И не сбросить «чеховских» вериг...
Ты хоть мог, вскрывая торопливо
Гнойники,  смеяться, плакать, мстить.
Но теперь всё вскрыто. Как тоскливо
Видеть, знать, не ждать и молча гнить!
Вед.2. Сегодняшний праздник явился лишь ярким началом тесного общения с прекрасным миром великой русской литературы.
Вед.1. Мы приглашаем вас принять участие в литературном Фестивале, посвященном юбилею А.П.Чехова.
Вед.2. Слово предоставляется главному методисту, руководителю ГМО учителей русского языка и литературы Мироновой Л.Н.











15