Конспект урока Человек и гидросфера


ФИО педагога______________________
Тема: «Человек и гидросфера».
Класс___ Дата_______
Тип урока открытия новых знаний
Цели: Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий, сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.
Личностные: Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, научится использовать полученные знания в жизни.
Предметные: называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнения гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле.
Регулятивные: Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
Коммуникативные: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Задачи: сформировать представление о взаимном влиянии гидросферы и человека, опасных природных явлениях в гидросфере, ее роли в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Оборудование: мультимедийный проектор, атлас, контурные карты, презентация.
Методы обучения: частично-поисковый, практический, наглядный.
Формы обучения: индивидуально – фронтальные.
Основные термины и понятия: наводнение; лавина; водохранилище; гидроэлектростанция.
















Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД

Организационный момент
(2 мин.)
Учитель приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих; проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников.
Отвечают на приветствие учителя.

Регулятивные: Мобилизовать учеников на изучение темы урока, учить распределять энергию на весь урок

Актуализация знаний (7 мин.)
На прошлом уроке мы изучили еще одну часть гидросферы – какую? (ледники и подземные воды).
Предлагаю вам ответить на вопросы.
1 ряд - что такое ледники? Виды ледников.
2 ряд – что такое мерзлота? Ее влияние на хоз. деятельность человека.
Отвечают на вопрос.
Работают с тестом
Закрепляют знания по теме ледники и мерзлота
П: Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
К:Приводить аргументы.
Р: Выдвигать версию решения.

Мотивация и целеполагание
(2 мин)
На прошлых уроках мы изучали части гидросферы. Из каких частей состоит гидросфера?
Каким образом все части гидросферы связаны между собой?
Каково значение гидросферы для человека?
Определите, что мы будем с вами сегодня изучать?
Вода – всегда благо?
Когда вода может быть угрозой? Какие природные явления, опасные для человека, связанные с водой, вы знаете?
Составьте словосочетание со словом «вода»

Отвечают на вопрос. Определяют тему и цели урока.



Составляют словосочетания, делают вывод о том, что вода – неотъемлемая часть человека

Познавательные УУД: Формирование умений обобщать факты, сопоставлять и сравнивать.
Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать в коллективе.
Познавательные УУД: сопоставление,
формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать факты.

Первичное усвоение новых знаний
(19 мин.)























- найдите в учебнике на с. 218 -219 стихийные явления, которые представляют наибольшую угрозу для человека (наводнение, лавина).
Находят в тексте учебника явления и записывают их.
Будут знать, какие стихийные явления наиболее опасны для человека, связанные с водой
П: Составление определений на
Основе прочитанного
текста. Выделять существенную информацию.
К: Слушать высказывания
других.
Р: Оценивать правильность
выполнения задания













Разделите страницу тетради пополам и напишите в левой колонке: как я использую воду, а в правой как человечество использует воду (используя учебник с.219-220 2 абзац)
Заполняют таблицу, работают с текстом учебника
Будут знать, как человек использует воду



Посмотрите на рис. 177 с. 220 и определите, во сколько раз потребление воды выросло с 1900 г. до 2000 г. (в 12,5 раз) и сколько человек использует воды в сутки (примерно – 300 л), а за месяц (9000 л – 9 т).
Посмотрите на рис. 179 и найдите это море на карте России.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Делают расчеты потребления воды.
Работа с картой атласа.
Будут знать, о том, что с ростом численности населения, количество пресной воды уменьшается



Какая главная беда гидросферы? Не только не нехватка воды, но и загрязнение – предлагаю вашему вниманию видео.

Отвечают на вопрос, работают с иллюстрациями в учебнике.
Работают с атласом.
Составляют схему.
Будут знать, источники загрязнения гидросферы


Первичная проверка понимания
(2 мин.)
Назовите источник загрязнения гидросферы: ком. х/во, транспорт, с/х, промышленность, ядер. Испытания, лесное хоз. И составьте схему.
Решите тест приложение № 2
Ответы: 1В, 2В, 3Б, 4А, 5Г, проверьте друг у друга.





Называют источники загрязнения воды. Отвечают на вопрос
Взаимопроверка.
Проверка уровня понимания новой темы.
П: Формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать факты.
К: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику, считаться с мнением другого человека.

Первичное закрепление
(5 мин)
- Забота о чистоте воды – одно из важнейших условий сохранения жизни на планете. Что вы можете сделать, чтобы сохранить водные ресурсы Земли? Ребята, предлагаю вам написать со своим соседом по парте. 1 ряд заполняет план действий по сохранению гидросферы в природе, 2 ряд – дома. Работа со схемой «Что я могу сделать для охраны гидросферы»:
1. Что я могу сделать для охраны гидросферы в школе
2. Что я могу сделать для охраны гидросферы дома
3. Что я могу сделать для охраны гидросферы в природе

Закрепляют полученные знания.
П: Выделяют существенные признаки
К: Выслушивают ответы учеников
Р: Определяют степень
успешности выполнения своей работы

Рефлексия
(3 мин.)
Что больше всего запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось?
Что вызвало трудности?
Организация
деятельности
учащихся по
самооценке

Личностные: развитие способностей уч-ся к рефлексии.

Итог урока (2 мин)
- О чем мы говорили на уроке?

Отвечают на вопросы.


Личностные: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Домашнее задание
(2мин)
§ 52 отвечать на вопросы после параграфа устно. Раб. Тетрадь с. №









Приложение№ 1
1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?
A) выбросите его в реку Б) оставите на берегу B) заберете с собой Г) сожжете в костре, в том числе и пластмассовые изделия
2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия.
А) ничего не стану делать Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху
В) выловлю рыбу и выпущу в реку Г) выловленную рыбу продам на базаре
3. Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?
А) вырубите мешающие строительству деревья
Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды
4. На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?
А) будете любоваться их красотой и сфотографируете Б) сорвёте их В) будете ходить по растениям
5. Охране речных вод от загрязнения способствует: А) добыча полезных ископаемых в долинах рек Б) размещение промышленных предприятий на берегах рек В) осушение болот в верховьях рек Г) ограничение использования удобрений в бассейне реки



















Тест
1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?
A) выбросите его в реку
Б) оставите на берегу
B) заберете с собой
Г) сожжете в костре, в том числе и пластмассовые изделия
2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия.
А) ничего не стану делать
Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху
В) выловлю рыбу и выпущу в реку
Г) выловленную рыбу продам на базаре
3. Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?
А) вырубите мешающие строительству деревья
Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды
4. На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?
А) будете любоваться их красотой и сфотографируете
Б) сорвёте их
В) будете ходить по растениям
5. Охране речных вод от загрязнения способствует:
А) добыча полезных ископаемых в долинах рек
Б) размещение промышленных предприятий на берегах рек
В) осушение болот в верховьях рек
Г) ограничение использования удобрений в бассейне реки


Тест
1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?
A) выбросите его в реку
Б) оставите на берегу
B) заберете с собой
Г) сожжете в костре, в том числе и пластмассовые изделия
2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия.
А) ничего не стану делать
Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху
В) выловлю рыбу и выпущу в реку
Г) выловленную рыбу продам на базаре
3. Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?
А) вырубите мешающие строительству деревья
Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды
4. На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?
А) будете любоваться их красотой и сфотографируете
Б) сорвёте их
В) будете ходить по растениям
5. Охране речных вод от загрязнения способствует:
А) добыча полезных ископаемых в долинах рек
Б) размещение промышленных предприятий на берегах рек
В) осушение болот в верховьях рек
Г) ограничение использования удобрений в бассейне реки

15