Урок географии в 5 классе «Человек и гидросфера»


Тема урока Человек и гидросфера
Цели урока 1) Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Человек и
гидросфера»
2) Создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать
развитию навыков самостоятельной работы с географическими картами,
текстом учебника, дополнительным материалом.
3) Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к воде;
способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к
изучаемому предмету.
Планируемые личностные формирования ответственного отношения к учебе;
результаты: формирование коммуникативной компетенции в обучении со сверстниками
в процессе образовательной деятельности; формирование основ
экологической культуры;
метапредметные высказывать суждения, подтверждая их фактами;
формирование умения ориентироваться в окружающем мире; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения;
предметные формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
УУД: личностные: осознавать необходимость изучения темы
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной
задачей.
познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом
( в малой группе и коллективе)
Тип урока урок усвоения новых знаний
ФОДУ групповая ( класс делиться на 5 рабочих групп)
ДСО физическая карта полушарий, учебник «География» автор А.А.Летягин, дневник
географа-следопыта, каточки –задания,


ХОД УРОКА:
Организационный мотивационный этап
Работаем в группах, в каждой группе есть координатор. Посмотрите на доску и прочитайте китайскую пословицу «Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее». Как вы понимаете значение этой пословицы? Какова тема нашего урока?
Целеполагание.
Каковы цели нашего урока?
Актуализация знаний
Чтобы достичь целей урока, необходимо вспомнить, а что мы уже знаем по данной теме.
1)Вопросы учащимся
А) Что такое гидросфера?
Б) Какие части выделяют в гидросфере?
В) Найдите ошибки в схеме (схема на доске).
Гидросфера
Воды Мирового океана озеро вода в атмосфере

Океаны ледники воды реки моря
суши
Г) Что такое река? Что такое исток? Устье?
Д) Как определить приток реки?
Е) Какие воды называют подземными?
2) Работа с картой
Я знаю, что это такое, и могу показать на карте
3) Географическая почта
Отправьте географические объекты к своим адресатам ( каждой группе дается два конверта на одном надпись «Воды суши», на другом «Воды Мирового океана» и карточки с названиями географических объектов: Атлантический, Нил, Байкал, Волга, Тихий, Аравийское, Дрейка, Бенгальский, Виктория, Индийский, Лена, Мексиканский, Амазонка)Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Работа с текстом учебника
Задание учащимся: познакомьтесь с текстом учебника на стр.110 ( три абзаца) и ответьте на вопроса:
А)Как изменяется количество воды в организме человека от рождения до 18 лет?
Б) Почему воду называют «носителем жизни»?
В) Сколько воды необходимо человеку в сутки?
Г) При какой потере воды наступает гибель?
Д) Все ли жители планеты обеспечены водой?
Е) Может ли быть вода причиной болезней?
2) Беседа с учащимися
Люди давно используют энергию движущейся воды. Что вы об этом слышали? Как вы думаете, на каких реках горных или равнинных будут строить ГЭС? И почему?
На берегах каких реках горных или равнинных люди любят отдыхать? На берегах каких водоемов отдыхала ваша семья? Можно ли лечиться водой? Занимаются ли спортом на водоемах? Нужно ли охранять водоемы? Какие меры для этого применяют? Какие стихийные бедствия происходят в гидросфере?
ФизминуткаПервичное закрепление
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1,2 на стр.57-58
Самостоятельная работа
Вода имеет большое эстетическое значение. Художники, поэты, писатели воспевали воду в своих произведениях, композиторы создавали произведения, в которых слышался шум прибоя, плеск волн, крик чаек. Предлагаю вам познакомиться с легендой «Ангарские бусы» и пользуясь дополнительным материалом, узнать о происхождении географических названиях, которые упоминаются в тексте легенды. (учебник стр.113-114)
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание.
§19 учить, составить синквейн со словом гидросфера, выполнить проект на стр. 115 учебника
Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:
От названия народности и страны байырку (байегу, байирку, баюрку)
От бурятских бай- «стоять» и гал «огонь» (по легенде, Байкал образовался на месте огнедышащей горы
От бурятского «могучая стоящая вода»
От бурятского байхаа «природный, натуральный, естественный, существующий»
От бурятского «богатый огонь»
От якутского баай «богатый» и кюёл «озеро»
От якутского байхал, байгъал «море», «большая, глубокая вода»
От арабского Бахр-ал-Бака «море, рождающее много слёз», «море ужаса»
От бурятского «Байгаал-далай», «обширный, большой водоём, подобный морю», где далай означает также «необозримый, вселенский, верховный, всевышний» От юкагирского вайгуол «плавник: лес, выброшенный на берег водой»
Ангара́ (бур. Ангар мүрэн) — река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея, единственная река, вытекающая из озера Байкал. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России. Длина — 1779км. Площадь бассейна — 1 039 000км². Название произошло от бурятского корня анга, означающего «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье»
Согласно словарю В. А. Никонова, название Енисей происходит от «селькупского, хантыйского или эвенкийского. Иондесси — «Большая река», там же отмечается, что на тувинском языке эта река называется Улуг-хем — «большая река»
По мнению Е. М. Поспелова, наименование Енисей образовалось как сращение двух слов со значением «река»: эвенкийского енэ и кетского сесь.
Есть две версии происхождения названия острова Ольхон. Согласно первой его название произошло от бурятского «ойхон», что означает «лесистый», согласно второй – от слова «ольгон», что переводится как «сухой». Оба варианта полностью соответствуют облику Ольхона – он одновременно сухой и лесистый.
Существует несколько версий значения названия реки Иркут. По одной из них, в переводе с бурятского Эрхүү означает «несущий воронки», «крутиться, вертеться». Проходя узкое ущелье в верховьях, река действительно имеет бурный характер. По другой название Иркуту дали сойоты, как производное от названия озера Ильчир, откуда вытекает Черный Иркут.Также существует предположение, что гидроним образован от родоплеменного наименования ырху, которое в вариантах иргит, иркит, иркыт, киргыт распространено у киргизов, бурят, тувинцев и алтайцев.
По другим сведениям, слово эрхуу в переводе с бурятского языка означает "капризный".
Шаман-камень – реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. Ранее на ней реально оставляли на ночь провинившихся – в наказание. Считалось, что ежели воды священного озера не поглотили страдальца, – он не виновен. Местные жители считали скалу Шаман-камень местом обитания Ама Саган Нойона, хозяина Ангары. С древности «Шаман-камень» наделяли необычной силой. По верованиям жителей Приангарья, Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары, Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды, также привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.