Рабочая программа по изобразительному искусству по программу Школа 2100

Изобразительное искусство

Рабочая программа по изобразительному искусству является составной частью Образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 3.
Программа обеспечит формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Цели:
1.Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3.Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6.Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8.Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников УМК «Школа 2100» по изобразительному искусству под редакцией:
Учебник: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник для 1-4-го кл. – М.: Баласс, 2013;
Рабочие тетради: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Рабочая тетрадь для 1-4 кл. – М.: Баласс, 2013 г.
В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».


Личностные результаты:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительного искусства» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)



Уровень подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС.

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

1 – й класс
2 – й класс
3 – й класс
4 – й класс

понимать, в чём состоит работа художни-ка и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисо-вать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, харак-тер, детали, линия, замкнутая линия, гео-метрические фигуры, симметрия, ось симмет-рии, геометрический ор-намент, вертикаль, го-ризонталь, фон, ком-позиция, контраст, сю-жет, зарисовки, наброс-ки;
знать и уметь назы-вать основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знать и уметь объяс-нять, что такое орна-мент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведе-ния с использованием уже изученных понятий.

иметь представление о видах изобразитель-ного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эс-киз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, расти-тельный орнамент, эле-мент орнамента, ритм, колорит;
знать свойства цветов спектра (взаимодейст-вие тёплых и холодных цветов);
знать и уметь объяс-нять, что такое расти-тельный орнамент;
уметь описывать живо-писные произведения с использованием уже изученных понятий.


иметь чёткое представ-ление о жанрах живопи-си и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, быто-вой жанр, историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цвето-вой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка - видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмер-ность частей человечес-кого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
знать и уметь объ-яснять, что такое орна-мент звериного стиля;
знать и уметь объяс-нять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
учиться описывать живописные произведе-ния с использованием уже изученных понятий.
иметь представление о монументально-декора-тивном искусстве и его видах;
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живо-пись (роспись, фреска, мозаика, витраж), мо-нументальная скульп-тура (памятники, садо-во-парковая скульпту-ра), икона, дизайн, ху-дожник - дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, па-дающая тень, конст-рукция, композицион-ный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перс-пектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, про-порциональная фигура, модуль;
рассказывать о живо-писных произведениях с использованием уже изученных понятий.


Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

учиться чувствовать образный характер раз-личных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказы-вать о том, как это свойство цвета исполь-зуется разными худож-никами.

учиться чувствовать образный характер раз-личных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художни-ки передают своё отно-шение к изображённому на картине;
учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
чувствовать и уметь описывать, в чём со-стоит образный харак-тер различных произве-дений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер раз-личных произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобрази-тельные средства ис-пользуются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.


3. Различать и знать, в чём особенности различных видов
изобразительной деятельности.

Владение простейшими навыками:
рисунка;

аппликации;

построения геомет-рического орнамента;

техники работы ак-варельными и гуаше-выми красками.

Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

аппликации;

гравюры;

построения расти-тельного орнамента с использованием раз-личных видов его ком-позиции;

различных приёмов работы акварельными красками;

работы гуашевыми красками.
Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения декора-тивного панно в технике аппликации;
выполнения декора-тивного панно из при-родных материалов;
выполнения раститель-ного орнамента (хохлом-ская роспись);
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы аква-рельными красками (техникой отпечатка);
работой гуашевыми красками;
постановки и оформле-ния кукольного спектакля.
Развитие умений:
рисовать цветными карандашами с пере-ходами цвета и пере-дачей формы предме-тов;

рисовать простым карандашом, переда-вать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять компози-цию на заданную те-му;

работать в смешан-ной технике (совме-щение различных при-ёмов работы аква-рельными красками с гуашью и цветными карандашами).


4. Иметь понятие
Углублять понятие
Углублять и рас-ширять понятие

о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстра-ция);
народные промыслы (филимоновские и дым-ковские игрушки, изде-лия мастеров Хохломы и Гжели).
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (городецкая роспись).

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстра-ция);
народные промыслы (хохломская роспись).

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
графика (иллюстра-ция);
народные промыслы (филимоновские и дым-ковские игрушки, изде-лия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях

композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Третьяковская галерея
Русский музей
Эрмитаж

6. Иметь представление об искусстве
Иметь понятие

Древнего мира.


Древнего Египта.


об искусстве оформ-ления книги в средне-вековой Руси.
Об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.




Контроль и оценка планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета.
Оценка достижения планируемых результатов реализуется путем оценки предметных, метапредметных результатов.
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству во 2-4 классах проводится в форме средней арифметической результатов четвертных отметок за год. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком работы школы, утверждённым приказом директора.
Формы работы: коллективная, групповые, индивидуальные, работы в парах.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный опрос, тест, самостоятельная работа, творческая работа, коллективная творческая работа, проектная работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки ит.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина  раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём  основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон идр.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин  раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон  сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле ит.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе  больше, дальше  меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное ит.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный ит.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля  наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки ит.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов  представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог идр.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя  Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие ит.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Типы уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок открытия новых знаний, урок развития умений, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
проблемно-диалогическая технология
технология правильного типа читательской деятельности
проектная технология
технология оценивания достижений.
ИКТ
обучение в сотрудничестве
исследовательские методы обучения
здоровьесберегающие технологии

Педагогические технологии, используемые при обучении детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
обучение в сотрудничестве;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
здоровьесберегающие технологии
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование
Реализуемые проекты:
Проект №1 «Мой любимый питомец».
Проект №2 «Декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента».
Проект №3 «Настенный календарь».
Проект №4 «Альбом Славы».
Проект №5 Открытка «Поздравляем мам!».
Проект № 6 Панно «Быстрее, выше, сильнее».
Проект №7 Панно «Сказочный мир».
Коллективный проект № 8: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
1-й класс

п/п
Наименование тем.
Кол-во часов
Виды учебной деятельности

1–2

Кто такой художник.
Фантазируем и учимся.
Тренируем наблюдательность. Детали.
2
Знать, какими качествами должен обладать художник (Н).
Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н).
Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П).
Выполнить практическую работу на стр. 2–3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н).
Коллективная творческая работа
«Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания (П).

3–5
Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность.
Цвет.
«Живое письмо».
Тренируем наблюдательность: тепло и холод.
3
Уметь называть порядок цветов спектра (Н).
Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н).
Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н).
Практическая работа на закрепление материала на стр. 6–9 рабочей тетради (Н).
Коллективная творческая работа
«Чудо-дерево».
Учиться согласованно, работать в группе (П).

6–7
Линии – какие они бывают.
Изучаем работу мастера. Линия и форма.
2
Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П).
Знать, что такое замкнутая линия
(Н).
Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н).
Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10–11 рабочей тетради (Н).
Коллективная творческая работа
«Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах.

8–9
Какие бывают фигуры.
Тренируем наблюдательность. Аппликация.
2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н).
Практическая работа на стр. 14–15 рабочей тетради (Н).
Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П).

10–11
Что такое симметрия.
Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни.
2
Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н).
Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н).
Уметь определять симметричность фигуры.
Практическая творческая работа
«Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н).

12–14
Геометрический орнамент.
Как получаются разные орнаменты.
3
Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18–19 рабочей тетради).
Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н).

15–16
Смешиваем краски
(гуашь).
Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета.
Закрепление знаний о геометрическом орнаменте.
2
Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н).
Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П).
Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20–21 рабочей тетради.


17–18
Мир вещей.
Твоя мастерская:
«тепло» и «холод». Что такое композиция.
Тренируем наблюдательность: фон.
2
Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П).
Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П).
Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н).
Уметь использовать в своих работах фон (П).
Практическая творческая работа
«Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2–4 человека) группах (Н).

19–20
Графика.
Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация.
2
Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач (П).
Уметь рассказывать работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепление изученного на стр. 28–29 рабочей тетради.

21
Пейзаж.
1
Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н).
Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П).
Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П).

22–23
Народные художники.
2
Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание
«Морозные узоры» (П).

24–26
Прозрачность акварели.
Секреты акварели:
работа слоями.
3
Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36–37 рабочей тетради (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П).
Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40–41 рабочей тетради (Н).
Практическая творческая работа
«Рыбка в море» (П).

27
Цвета и цветы.
1
Исследовать, на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами, влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно
«Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П).

28
Картины о жизни людей.
Наброски. Тренируем наблюдательность.
1
Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42–43 рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

29–30
Из истории искусства.
Древний мир.
2
Иметь представление о зарождении искусства (Н).
Творческая работа «Рисунок на скале» (П).
Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

31–33
Проекты
3
Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь).



2-й класс


п/п
Наименование тем.
Кол-во часов
Виды учебной деятельности

1
Виды изобразительной деятельностиархитектура, скульптура,
живопись, графика.
1
Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н).
Выполнить задания на стр. 4–7 учебника (Н).

2
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.
1
Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов.
Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 8–9 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

3–4
Аппликация.
2
Углубить представление о технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П). Выполнить задания на стр. 10–11 учебника (П) и на стр. 4–5 рабочей тетради (Н).
Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета (П).

5–6
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины.
2
Получить представление о музее и кар- тинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Выполнить задания на стр. 12 и стр. 46–47 учебника (П).
Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.
Выполнить задание «Портрет в подарок» на стр. 6–7 рабочей тетради. Коллективная работа «Портрет класса» на стр. 8–9 рабочей тетради.

7–9
Иллюстрация Композиция иллюстрации Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски.
3
Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций (Н).
Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Выполнить задания на стр. 16–17 учебника.
Выполнить задания на стр. 14–15 учебника (П).
Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне.
Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков (П).
Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней (Н).
Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова на стр. 12–13 рабочей тетради (П).

10–11
Гравюра. Фактура. Из истории
гравюры.
2
Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока на стр. 18–19 учебника (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру, на стр.
14–15 рабочей тетради (П). Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова. На выставку могут быть представлены как цветные, так и чёрно-белые иллюстрации (П).

12
Для любознательных.
Русский лубок и его выразительные средства.
1
Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 20–21 учебника.

13–14
Рисунок. Штриховка.
2
Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения на стр. 16–17 рабочей тетради (Н) и на стр. 22–23 учебника) (П).
Уметь пользоваться рамкой видоискателем.
Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П). Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16–17 рабочей тетради.

15–16
Натюрморт.
Твоя мастерская: рисование с натуры.
2
Углубить знания о жанре натюрморта (Н).
Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником (Н).
Ответить на вопросы на стр. 24 учебника (Н).
Изучить материал на стр. 25 учебника и на стр. 18–19 рабочей тетради и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт (П).

17–18
Братья наши меньшие.
Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.
2
Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П).
Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20–21 рабочей тетради (Н). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П).

19–21
Растительный орнамент.
Как получаются разные орнаменты?
3
Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент орнамента (Н). Ответить на вопросы на стр. 28 учебника (Н).
Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П).
Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать (П).
Выполнить задания на стр. 32–33 рабочей тетради и на стр. 30–31 учебника (П).
Коллективная работа «Лоскутное одеяло» на стр. 34–35 рабочей тетради (Н).

22–23
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
2
Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32–33 учебника (Н).
Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Выполнить задания на стр. 26–27 рабочей тетради (Н). Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28–29 рабочей тетради (П).

24–26
Весенние впечатления.
Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.
3
Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника (Н).
Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 36–37 учебника и на стр. 36–37 рабочей тетради (Н).
Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради и написать пейзаж «Весна пришла» (П).

27
Колорит – душа живописи.
1
Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Ответить на вопросы на стр. 38–39 учебника (Н).
Написать натюрморт с цветами (в технике по сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

28
Бытовая живопись.
1
Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н).
Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий.
Выполнить задания на стр. 40–41 и 54–55 учебника (П). Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н).
По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

29–30
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.
2
Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (Н).
Выполнить задания на стр. 42–43 (Н) и 56–57 учебника (П).
Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр.46–47 рабочей тетради) (П).

31–34
Проекты.
4
Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради) (П).
Эти уроки могут проводиться в любое удобное для учителя время или факультативно (в группах продлённого дня).


3-й класс


п/п
Наименование тем.
Кол-во часов
Виды учебной деятельности

1–2
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
2
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). стр. 4–25 учебника
Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы 5 учебника (Н).
Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.
Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Выполнить задания на стр. 8-13 учебника (П).
На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н).
Выполнить задания на стр. 10–11 учебника.
Написать зимний пейзаж по воображению.

3–4
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.
2
Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 14–19 учебника (Н).
Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради (П).

5–7
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.
Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
3
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Выполнить задания на стр. 26-29 учебника и (Н).
Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н).
Выполнить задания на стр. 26–29 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н).
Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина. цветными каранда- шами на стр. 19 учебника (П).

8–10
Декоративное панно.
Твоя мастерская: панно из природного материала.
3
Иметь представление о декоративном панно (Н). Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).
Изучить материалы на стр. 30-31 учебника и на стр. 6–7 рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П)

11–13
Тон, форма, светотень.
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
3
Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на стр. 32 учебника и на стр. 8–9 рабочей тетради (Н).
Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 33 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради) (Н).
Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.)

14–16
Люди и их лица. Приметы возраста.
Мимика.
3
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П).
Выполнить задания на стр. 34–35 учебника и стр. 24–25 рабочей тетради (Н).
Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 36–37 учебника и стр. 26–27 тетради) (П). Выполнить задания на стр. 36–37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради (П).
Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 рабочей тетради (П).

17–18
Народные промыслы: Золотая Хохлома.
2
Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П).
Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров и выполнить задания на стр. 38–39 рабочей тетради (Н).
Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П).

19
Плетёные орнаменты.
Звериный стиль.
1
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н).
Изучить материал и выполнить задания на стр. 40-41 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради (П).

20
Волшебство акварели.
Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.
1
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Изучить технику отпечатка.
Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П).
Выполнить задания на стр. 42–43 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради.

21–23
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
3
Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н).
Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П).
Ответить на вопросы на стр. 44–45 учебника.
Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради).
Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на стр. 46–47 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Древнерусский витязь и девица-красавица») (П).

24–25
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.
2
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Выполнить задания на стр. 50-51 учебника (Н) и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кириллица».

26–29
Для любознательных: художник и театр.
4
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П).
Ответить на вопросы на стр. 52–53 учебника (Н).
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце» (с. 14-19 раб. тет.). Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).

30
Учимся видеть. Русский музей.
1
Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н).
Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 54–55 учебника).

31–34
Проекты.
4
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради) (П).



4-й класс


п/п
Наименование тем.
Кол-во часов
Виды учебной деятельности

1–2
Монументально- декоративное искусство.
Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.
2
Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).
Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника.
Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н).
Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н).

3
Русская икона. Звенигородская находка.
1
Рассказывать об истории иконы на Руси (Н).
Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н).
Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон.

4
Монументальная скульптура.
1
Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).
Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике.
Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой (П).
После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя.

5
На пути к мастерству.
Родная природа. Поэт пейзажа.
Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
1
Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н).
Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи (П).
Выполнить задания на стр. 20–21 учебника.
Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) (П).

6
Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.
1
Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н).
Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П).
Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради.

7-8
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
2
Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П).
Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей).

9-10
Градации светотени.
Рефлекс. Падающая тень.
Твоя мастерская: конструкция предмета.
2
Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.
Выполнить задания на стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11 (П) рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).
Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета.

11-12


Зарисовки животных.
Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
2
Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг» на стр. 12–13 рабочей тетради (П).
Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П).

13-14
Композиция и её основные законы.
2
Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П).

15
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.
1
Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника (П).

16
Новые виды искусств: дизайн и фотография.
1
Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр.
16–17 учебника (П).
Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П).

17
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
1
Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради.

18–19
Линейная перспектива.
2
Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н).
Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н).
Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради.

20–21
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П.Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»).
2
Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н).
Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П).

22
Для любознательных: китайский рисунок кистью.
1
Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П).

23-26
Фигура человека. Пропорции.
4
Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модели (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (П).
Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П).
Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучить материалы и выполнить задания на стр. 78 учебника и на стр.
44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради).

27–30
Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.
4
Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради).

31–32
Учимся видеть: Эрмитаж.
2
Знать историю основания Эрмитажа (Н).
Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника).

33-34
Проекты.
2
Уметь выполнять:
а) открытки или панно к праздникам(стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр.24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр.36–39;
в) шрифтовая композиция на стр.48–49.



4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(приложение к рабочей программе)


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Приложение к рабочей программе)
!ђ Заголовок 115