«Учимся понимать стихи М.Ю.Лермонтова».творческая лаборатория по русской литературе 7 класс.

Урок по русской литературе в 7 «А» классе. ЛТ «М.Коцюбинский».

Учитель: Делемарская Валентина Георгиевна.

Тема урока: «Учимся понимать стихи М.Ю.Лермонтова».
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: творческая лаборатория.

Эпиграф: Кто хочет понять поэта, должен идти в сторону поэта.
Гёте.
Субкомпетенциии:

воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики;
познакомиться с многогранным творчеством поэта;
развивать самостоятельную творческую деятельность (словесное рисование, идейно- образный, синтаксический, фонический разборы);
уметь читать выразительно;
быть способным высказаться о поэте как живом человеке.





Оборудование: таблицы, репродукции, презентация в Power Point.
Виды работ:
Иллюстративный метод, эвристический, использование фоновых знаний. Дидактическая игра, индивидуальные сообщения, работа со словарём, работа с источником,
работа в тетради, развитие монологической и диалогической речи, творческая работа, использование ИКТ.




Этапы урока

Вид деятельности
Работа учителя
Работа ученика
Оценивание

1.1
Введение в урок.





Орг. момент
«Растопитель льда»




Учитель с учениками вспоминает изученный материал, изученный по этим темам ранее.
Слово учителя:В глубине его стихов, с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой до неповторимо- дивных звучаний светлая, задушевная, тёплая вера.
Данила Андреев.
Учащиеся импонируют учителю.
Вслушиваются в строки, вглядываются в портреты, настраиваются на тему.
Понимание темы с первого предъявления.
Знание изучаемого материала.

2.1
Ознакомление с темой.








2..2.
Объявление темы,
Постановка задач по реализации субкомпетенций на уроке по реализации знаний изученной и новой предлагаемой лексической темы.


Работа с материалом презентаций, обращаем внимание на портреты разных лет жизни. Говорим о необычных для детей, фоновых знаниях, вводящих в загадочный мир поэта.


Задача предстоит очень интересная:
1. Сегодня нам предстоит непростая тема – увидеть и услышать мир М.Ю.Лермонтова.

2.На уроке, который мы назовём творческой лабораторией, попытаемся показать внутренний мир поэта, предположим, что собеседник, его лирический герой, рядом с нами и понятен нам.


Ученик вглядывается в учебник, находит изучаемый материал, знает как вести диалог с учителем, любит поэта.
На основе отрывков из презентаций, знакомит с историей поэта.



Ученики, рассказывают д/з, использовался материал учебника 7- го класса, стр. 240-246. материал дополнительных источников, защищаются подготовленные презентации.
Скорость адаптации, желание высказаться, принять активное участие в уроке.




При ответе оценивается богатство лексики, хороший самостоятельный ответ.


Материал должен быть эврикой для большей части класса, необходимо показать возраст юношировесника, талантливого ровесника, сопоставить свои силы и стараться ему подражать.

3.1 Изучение новой темы.



3.2
Прогулка с «Портфолио», накопленным материалом, эвристический метод, синтаксические , лексические опоры для ответа.
Слово учителя:
Метод:
работа с источником, живой рассказ учителя.
работа по плану биографии, умение анализировать хронологический период его биографии.

Привлекает учащихся к работе:
Детство. Тайна рода.
(Как проявилась в детстве редкая одарённость Лермонтова?)

Московский период, серьёзность образования.
(Какое образование получил Лермонтов?)
Талант поэта, 15 летний, одарённый поэт.
(как отзывались о нём преподаватели, какой дар замечали в его произведениях?)
Годы творчества, блистания в обществе (конфликт с обществом)
( какие предчувствия терзают поэта? тема сна и пророчества, тема предвиденья, случайна ли она?)
Что дано?
Уч-ся показывают знания биографии поэта, знакомят нас с личностью, талантом.
А) работа по группам.
1-ая о детстве,
Б) 2-я - о годах учёбы,
В)3- я о поэтическом таланте.
В) 4-я о последних годах его жизни.
Рассказ должен быть кратким, только основные биографические данные.
Вывод: гибель - одна из самых тяжёлых утрат для современников.
Умение включаться в диалог по объяснению материала, понимание с первого предъявления.
Прогулка с «Портфолио» знаний по теме.
Ученики представляют подготовленный материал, выделяют основные ключевые словосочетания, характеризующие личность, пользуются опорами к уроку.

4.1
Подведение итога по завершению изучения
лексической темы.
Работа творческой лаборатории.



Развитие монологической речи.
«Творческая лаборатория», используется метод 4-3 угла в зависимости от общности интересов и подготовленности к теме.



Слово учителя: тема спрятана
Как же понять поэтический смысл молодого одарённого поэта?
Переходим к анализу его стихотворений.
Рассказ стихотворения наизусть.
2. широкое использование творческих подходов к анализу предложенных произведений.
Обязательно говорим о ЛЕРМОНТОВЕ КАК О ЧЕЛОВЕКЕ. ГЛУБОКО ЧУВСТВУЮЩЕМ, ДУМАЮЩЕМ.

Ученик показывают анализ изученных ранее стихотворений.
1.«Ангел»
2. «Когда волнуется желтеющая нива».
3. «Молитва».
4. Составляется «Синквейн»- вывод – анализ, предложенный лирическим героем.



Выразительное чтение наизусть,
Умение оперировать вопросником после каждого стихотворения, показать 3 этапа анализа:
I – идейно- образный;
II- стилистический;
III- фонический.
VI- оценивание.

5.1
Литературно-музыкальная композиция.



5.2 раздаются стихи, следят за учителем, материал учебника. Заполнение таблиц, анализ, творческий вывод.
Исполнение вальса Свиридова, как пауза, продолжение презентации, чтение стихотворения «Сон»,
1839 год «Ребёнка милого рожденье»
Творческая лаборатория:

Датируется февралём 1839. Впервые в «Отечественных записках», 1843, № 12. В ПСС-2, т. 4, напечатано по утраченному ныне автографу. Написано по поводу рождения сына Александра (13 февр. 1839 г.) у одного из ближайших друзей Лермонтова, Алексея Александровича Лопухина. Стихотворение было послано в письме к Лопухину: «Кстати о стихах; я исполнил обещание и написал их твоему наследнику, они самые

Учитель следит за правильной подачей материала, старается по возможности помочь. Читает стихотворение, вводит в загадочный мир соединения человека со всей вселенной, предаёт пророчество, переживание за всех нас, в дано случае детей.
Следит за анализом стихотворения, выразительным чтением.

    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приветствует мой запоздалый стих.      Да будет с ним благословенье Всех ангелов небесных и земных!
    Да будет он отца достоин, Как мать его, прекрасен и любим;      Да будет дух его спокоен И в правде тверд, как божий херувим.      Пускай не знает он до срока Ни мук любви, ни славы жадных дум;      Пускай глядит он без упрека На ложный блеск и ложный мира шум;      Пускай не ищет он причины Чужим страстям и радостям своим,
    И выйдет он из светской тины Душою бел и сердцем невредим! 
1839 год.


нравоучительные (а
· l’usage des enfants для детского употребления)... я так рад за тебя, что завтра же начну сочинять новую арию для твоего маленького крикуна» (Соч. АН, т. 6. С. 448).
Ученики слушают, делают записи, на следующий этап урока.


Обращаясь к анализу стихотворения, обращают внимание на все требования его исследования, делают записи.




Стр.учебника. 302-303.
1.Пользуется официальной шпаргалкой, анализирует стихотворение в трёх подходах, 2.говорит о роли автора и его лирического героя.
3.Высказывает идею, основную мысль.
4. Обращает внимание на:
I. идейно- образный анализ;
II.на стилистический
III. на фонический.
Словарь терминов:
Можно разбить на группы и каждая займётся определённым видом анализа.
Понимание значимости темы, её необычном направлении, очень важно сформировать понимание, что человек личность, автор переживает о своих будущих потомках.





Стихотворение – напутствие.
Умение сделать нравоучение в анализе для воспитания ребёнка, пожелание ему добра и благополучия.

6.1Творческая работа.


Учитель предлагает написать пожелание- нравоучение для народившегося ребёнка или напутствие в жизни, исходя нравоучений, взятых для себя на вооружение.
Небольшое эссе в виде развёрнутого синквейна.
Умение анализировать, синтезировать, делать выводы.

6.2Вывод урока.
Выставление оценок.
Узнали. Сумели.
Смогли. Увидели в Лермонтове.
Учитель вместе с учениками подводит итог урока, помогает сделать вывод: это человек
Должно сложиться понимание необходимости поэтапно изучать русскую литературу, желание в следующих классах перейти к следующему этапу изучения творчества и углублённому анализу его произведений.
Умение проводить все виды работ, давать правильные ответы, проверит знание поэтапного анализа стихотворения.

7.1д/з
Иван Бунин. Творчество, рассказ «Лапти»






Заголовок 115