Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе на тему Андерсен Пятеро из одного стручка

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Дата проведения: 20 октября
Автор учебника: Литературное чтение /Л. А. Ефросинина/ – М.: Вентана-Граф, 2016
Тема урока: Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тип урока: литературное слушание
Продолжительность урока – 45 минут
Место проведения: МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Учитель: Будникова Любовь Ивановна

Тема
Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Цель

Учить воспринимать на слух новое произведение;
формировать умение анализировать прослушанное произведение;
учить определять героев произведения, давать им характеристику, подбирать пословицы к тексту, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, самостоятельно выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.


Планируемый результат
Научатся на слух воспринимать произведение, анализировать поступки героев, соотносить пословицы с произведением.

Межпредметные связи
Окружающий мир, русский язык

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Литературное чтение» - автор Л. А. Ефросинина,
Рабочая тетрадь – автор Л. А. Ефросинина, цветные карандаши, выставка книг
Компьютер, интерактивная доска

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах









Технология проведения

Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа


I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулируют правила поведения на уроке.
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.
Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания о видах сказок
Определяют виды сказок, указывают стрелочками соответствие
Даёт краткий инструктаж работы с интерактивной доской
Работа с интерактивной доской.
- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (Мир сказок). Сейчас надо вспомнить, на какие группы делятся сказки. (Работают со схемой)
Сказки

Народные Авторские

О животных Волшебные Бытовые
- Какое произведение читали на прошлом уроке? (Братья Гримм «Маленькие человечки»)
- К какой группе сказок она относится? (Авторская, бытовая). Докажите.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций

Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


III этап .
Слушание нового произведения
Цель: формировать умение отгадывать загадки, воспринимать на слух новое произведение
Отгадывают загадку.
Слушают новое произведение
Загадывает загадку, нацеливает на слушание.
Организует слушание нового произведения
- Ребята, сейчас я вам прочитаю новое произведение. О чём оно, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Стручок гороха)
Читает произведение, не называя его.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других.
Умение слушать и извлекать нужную информацию/


IV этап.
Выявление первичного восприятия текста
Цель: формировать умение высказывать своё мнение о прослушанном произведении

Участвуют в обсуждении прослушанного.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует работу по
определению темы, характера произведения


Беседа
- Что я прочитала? (Сказку). Докажите.
- Понравилось произведение или нет?
- Когда волновались?
- За кого переживали?
- К какому виду сказок отнесём это произведение? (Бытовая). Авторская или народная?
- Откройте учебник на с. 94. Прочитайте название произведения.
- Кто из вас читал сказки Андерсена?
Презентация «Х.-К. Андерсен»
В цветущей Дании, где свет увидел я Берёт мой род своё начало. На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя.
- Это слова Великого датского сказочника Андерсена.
Ханс Кристиан Андерсен родился в маленькой стране Дании 2 апреля 1805года в семье прачки и сапожника. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром. Первые сказки он услышал от отца. Ханс переделывал сказки по-своему, украшая их. Он был единственным ребёнком в семье. Мальчик занимался только тем, о чём всегда мечтал и фантазировал. Его никогда не наказывали. В юные годы он и чинил башмаки, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Учась в гимназии, писал стихи. Андерсен любил путешествовать.
Всемирную известность сказочника получил в 1835 году после издания трёх сборников «Сказки, рассказанные для детей». Всего он написал 170 сказок.
В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни. Он говорил, как я рад, что мои произведения читаются в великой России.
День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Х. К. Андерсена за создание лучшей книги для детей.


Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию


Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы

Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке



Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


V этап.
Работа с текстом
Цель формировать умение определять тему произведения, главных героев.
.

Читают текст по частям, анализируют поведение героев, высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Строят высказывание по плану.
Включает учащихся в работу по составлению характеристики героев произведения.
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.

Чтение сказки по частям, анализ.
1 часть
- Ребята, давайте прочитаем начало сказки.
- О чём мечтали горошины, сидя в стручке?
- Что сказала самая маленькая горошина, когда стручок сорвал мальчик?
- Куда мечтали попасть горошины, когда мальчик выпустил их из ружьеца?
- Как вы понимаете слова последней горошины?
- Как бы вы озаглавили эту часть сказки? (Горошинки на воле)
2 часть
- Что однажды утром увидела больная девочка?
- Как поступила мать с маленьким ростком? Почему она за ним так ухаживала?
- Какой день был для девочки настоящим праздником?
- Какой заголовок можно подобрать к этой части? (Чудесное выздоровление)
3 часть
- Давайте прочитаем, что же стало с остальными четырьмя горошинами.
- Была ли от них хоть какая польза?

Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы

Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



VI этап
Включение в систему знаний

Цель – учить работать с пословицами, составлять краткую аннотацию.

Читают пословицы, подбирают пословицу к тексту.
Предлагает выбрать подходящую пословицу.
Работа с пословицами.
- Ребята, я вам предлагаю несколько пословиц.
Выберите те, которые подходят к прочитанному произведению.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Работа в тетрадях на печатной основе (с. 40-41)
- Какими вы представляете горошинки? Укажите, какие слова подходят к каждой из них.
Первая горошинка скромная
Вторая горошинка сонная
Третья горошинка покорная
Четвёртая горошинка мечтательная
Пятая горошинка хвастливая
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы/


VII. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.











VIII. Рефлексия
















Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
















Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности
– Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой? (Хорош тот, кто доставляет радость другим). – Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям. - Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о счастливом человеке.
Счастливый человек лишь добрые дела
Творит, отвергнув мелочные страсти.
Счастливый человек не может сделать зла,
И потому я всем желаю счастья.

- Дополните предложения:
На уроке мне было
Дома я смогу
В жизни я хотел бы
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других








Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы


УУД
Формирование способности к самооценке


IX. Домашнее задание
Цель – объяснить задание на дом.
Слушают домашнее задание и записывают в дневник.
Поясняет домашнее задание.
Перечитать сказку, рассказать её от лица пятой, последней, горошины.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию



















Открытый урок литературного чтения
во 2 классе


Тема: Х.- К. Андерсен
«Пятеро из одного стручка»


Учитель: Будникова Л. И.


2016 г.