Дополнительная образовательная программа «Театр Петрушки».


Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6













Дополнительная образовательная программа
«Театр Петрушки».

(Срок реализации 4 года, возраст учащихся 8-11лет)













Авторская программа
дополнительного образования
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Игумнова Н.В.



















Пояснительная записка


Актуальность программы
В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей.
Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.
Но для этого только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 12-15 предложений. Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:
1.Читаете ли вы книги вместе с родителями?
2.Есть ли у тебя домашняя библиотека?
3.Как часто ты посещаешь библиотеку?
Ответы были неутешительны.
Это побудило к поиску новых путей эстетического воспитания, художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации, и помочь каждому ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
Исключительную роль в этом играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография – это театр.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Детям начальных классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.
Предлагаемая программа внеурочных занятий построенных на основе комплексного взаимодействия изобразительного искусства, художественного труда и театра кукол, способствует развитию многогранных творческих способностей ребенка, Они развивают фантазию, дают основы музыкально-ритмического воспитания, тренируют гибкость и подвижность, учат наблюдательности и снимают мышечные зажимы, развивают умение логически мыслить, а также обучают коллективному творчеству. Все эти навыки и умения помогают детям в обучении и в дальнейшей жизни.



Целью данной программы является приобщение детей к миру кукольного театра. Данная цель направлена на создание условий для развития личности ребенка, творческого самоопределения, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, профилактике асоциального поведения.
Основными задачами программы являются:
в обучении:
изучение особенностей различных видов кукольного театра; 
овладение навыкам кукловождения; 
освоение техники постановки голоса, его тембрального диапазона и интонационной выразительности;
в развитии:
развитие речи и  творческих способностей учащихся;
в воспитании:
пробуждать интерес к чтению
повышение интереса к коллективной творческой работе;
воспитание доброты, целеустремленности и трудолюбия.
Для решения поставленных задач в комплексной программе выделяются два основных раздела:
1.Изобразительное искусство и художественный труд.
2. Кукольный театр.

Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Адресная направленность
Данная программа может быть рекомендована к использованию классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями детских дошкольных учреждений, воспитателями групп продленного дня


Организация процесса
Приведенные далее программы каждого из разделов рассчитаны на учащихся начального звена школы. В объединении кукольного театра могут заниматься дети младшего школьного возраста, могут заниматься дети одного возраста (определенный класс), или объединение школьников разного возраста. Возрастной критерий детей, принимаемых в объединение кукольного театра, от 7 лет (1 класс) до 11 лет (4 класс).
Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю.













Тематический план

Наименование темы
Общее количество часов
Теория
Практика

1. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

1
Вводные занятия. История создания театра.
Виды кукольных театров Элементы театра.
2
2


2
Люди, работающие в театре. Режиссёр.
Советы режиссёра. Что такое звук?
2
2


3
Люди, работающие в театре. Актёр.
Образ театрального героя (куклы)
2
1
1

4
Выбор спектаклей-сказок для постановки, распределение ролей
4

4

5
Работа над выбранными спектаклями
20

20

6
Отработка выразительного чтения роли, репетиции за столом. Отработка дикции
10

10

7
Обучение соединения действия куклы со словами своей роли. Закрепление методики кукловождения на ширме
18
4
14

8
Отработка всего спектакля в целом
11

11

9
Анализ всех поставленных спектаклей. Итоги работы за год
1
1


 
ИТОГО ЧАСОВ:
70
10
60

2. Изобразительная деятельность и художественный труд.

1
Вводное занятие
Т/Б Инструменты и материалы, необходимые для работы
Знакомство с народной игрушкой-петрушкой.
1
1


2
Театр кукол. Голова куклы, театральный занавес, ширма, афиша.
2

2

2
Выкройки, их уменьшение или увеличение Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки
1
1


3
Цветовое решение игрушек Изготовление выкроек кукол-перчаток
4

4

4
Отдельные технологические процессы изготовления игрушек

2

2

5
Люди, работающие в театре. Художники - декораторы
1
1


6
Виды декораций.(плоские, выпуклые, объёмные)
4

4

7
Люди, работающие в театре. Художники - костюмеры
1
1


8
Костюм театрального персонажа.
5
1
4

9
Технология изготовления головок (папье-маше)
Изготовление патронок. Оформление головок куклы
4

4

10
Изготовление костюма театрального персонажа
5

5

11
Рисование пейзажа, изображение природы в различных состояниях (бурное, тихое, спокойное и др.) Оформление задней стены сцены.
4
1
3

12
Организация выставки работ учащихся
1

1

 
Итого часов:
35
6
29


Всего за год
105
16
89

 
Всего за три года по двум разделам
315
48
267



Содержание программы:
Учебный материал программы позволяет интегрировать курсы изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности. («Кукольный театр»)
Изобразительное искусство: эскизы персонажей, эскизы декораций.
Трудовое обучение : изготовление персонажей и декораций к спектаклям своими руками.
Кукольный театр (постановка спектаклей)
Раздел Изобразительное искусство и художественный труд.
Программа предусматривает совершенствование изобразительной способности, художественного вкуса, творческого воображения и мышления ребят; продолжения и расширения тем, начатых на уроках ИЗО.
Занятия ведутся с учащимися 2-4 классов и строятся по группам, т.е. ребята первого года обучения выполняют более лёгкие задания, затем задания усложняются.
Работа над игрушкой-самоделкой является творческой трудовой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания. По технике исполнения и материалам работа над созданием игрушки-самоделки вполне доступна для детей младшего школьного возраста.
Делая куклы, учащиеся осознают, что от их мастерства и качественно выполненной работы зависит то, какими будут игрушки, возможно ли использовать их в постановке кукольного спектакля.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ. ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ-ПЕТРУШКОЙ. (3 часа)
Беседа с показом наглядности (цветные фото) различных игрушек
Игрушка вносит в нашу жизнь сказку; сказочность одно из отличий художественного образа игрушки.
Оборудование кружка несложное, и его можно иметь в любых условиях.
Перечень инструментов и материалов, необходимых для организации работы представлен в приложении №1
ТЕАТР КУКОЛ. ГОЛОВА КУКЛЫ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС, ШИРМА, АФИША. (6 часов)
Знакомство ребят с перчаточной куклой, куклой – марионеткой. Техника и последовательность выполнения кукол.
Вспомнить с ребятами устройство театра, его элементы – театральный зал, сцену, выяснить их назначение.
Более подробно остановиться на роли занавеса, который играет важную роль. Он должен послужить намеком, символом предстоящего представления.
Ребята создают эскизы занавеса для сцены (переносная ширма).
Назначение афиши – плаката. Эскиз афиши выполняют группой 2-3 ученика. Техника выполнения различная: гуашь, аппликация, акварель, восковые мелки.
ВЫКРОЙКИ. ИХ УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ (3 часа)
Знакомство с техникой работы с выкройками. Выкройки (лекала) выполняются на бумаге в клетку (в натуральную величину, из имеющегося пособия).
Объясняется порядок и техника изменения размера выкройки.
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИГРУШЕК ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЕК КУКОЛ-ПЕРЧАТОК(12 часов)
Цвет – одно из самых важных средств в создании игрушечного образа.
Мир игрушки – мир необычного. Поэтому и цвет игрушки, чаще всего необычный, условный.
Обратить внимание детей на цветовой подбор материала, как для самих изделий, так и для их оформления.
Дать примеры сочетания цветов: красный сочетается с зеленым, серым, синим, желтый – с фиолетовым, голубым, с зеленым и т.д.
Знакомство детей с процессом изготовления кукол.
Изготовление кукол для школьного кукольного театра.

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК (6 часов)
Процесс изготовления игрушки состоит из этапов: подбор материалов, подготовка материала к работе, обрисовка выкройки на материале, раскрой деталей, наметка, шитье, набивка ватой, оформление.
Дать пояснения ребятам, как делать глаза, носы, проволочные каркасы, веревочный шарнир, оформление головки кукол.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ (24 часа)
На первых порах учитель сам шьет куклы или прибегает к помощи родителей.
Несмотря на то, что кукол шить трудно, необходимо помочь учащимся выполнять эту работу самим, так как это большая возможность для развития выдумки, фантазии.
Для изготовлении кукол используют разные ткани – ситец, бархат, сукно, шерстяные ткани, фетр.
Выкройка туловища для всех кукол одна и та же, но шьют кукол из разного материала в зависимости от характера персонажа и его внешнего вида.
Знакомство с технологией изготовления кукол и их шитье.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА, БУКЛЕТ, ДЕКОРАЦИИ.
КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА (24 часа)
Знакомство детей с работой художника в театре, с театрально – декорационным искусством.
Назначение буклета и программы.
Театральная программа дает полную информацию, называя всех действующих лиц спектакля. Композиция программы должна содержать взаимодействие текста с изображением. Текста не очень много, всего несколько слов.
Неотъемлемой частью в создании образа является костюм театрального персонажа. Герои спектакля в своем костюме имеют какую–нибудь характерную деталь (воротник, шляпу, жилет, манжеты).
Процесс работы над костюмом в материале.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК ИГРУШЕК – ПЕТРУШЕК (3 часа)
В течение учебного года, по мере готовности изделия, организуется выставка игрушки – петрушки.
Раздел. Кукольный театр.
Куклы основная составляющая кукольного театра. Учащиеся учатся работать с куклой, овладевают навыками кукловождения. Проходят весь путь театрального действа от изготовления кукол до исполнения спектакля.
Участвуя в театральной постановке, дети проявляют творческую фантазию, изобретательность. У них развивается артистичность, музыкальность, чувство юмора, совершенствуются изобразительные навыки и умения.
Познакомившись с технологией изготовления кукол, переходят к постановке кукольного спектакля. Учащиеся активно обсуждают выбранную пьесу, участвуют в распределении ролей. Большое значение имеют индивидуальные качества исполнителя; его голос, тембр, манера речи. Необходимо, чтобы образ куклы сливался с голосом исполнителя.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ (6часов)
Углубленное знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).
Кто делает спектакль, какие сказки ставит театр, зачем нужен театр.
ОБРАЗ ТЕАТРАЛЬНОГО ГЕРОЯ (КУКЛЫ) (6 часов)
Беседа о кукольном театре, как о видовом разнообразии театра. Как создается образ кукольного героя.
Обратить внимание ребят на большую роль художника в создании кукольного спектакля, на оформление декораций к спектаклю. Создавая образ кукольного героя, для выбранной сказки, ребята сначала делают эскиз, а затем выполняют куклу в материале.
Кукольный персонаж – это и есть главный актер в кукольном театре.
ВЫБОР СПЕКТАКЛЕЙ - СКАЗОК ДЛЯ ПОСТАНОВКИ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. (12часов)
Работа по выбору сказки для постановки состоит из выразительного чтения сказки, руководителем и беседы с ребятами.
При чтении необходимо читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции; соблюдать психологические и смысловые паузы.
Обсуждение прочитанного. Выяснить понравилась ли сказка. Кто из ее героев понравился больше и почему.
Определить количество действующих героев сказки и распределить роли.
В зависимости от количества участвующих может быть выбрано два спектакля.
РАБОТА НАД ВЫБРАННЫМИ СПЕКТАКЛЯМИ (60 часов)
Получивший роль читает ее про себя, определяя каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.
Чтение вслух: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах; определить логические ударения; паузы; постараться представить себя на месте персонажа.
Чтение проводится несколько раз.
Для отработки дикции читаются скороговорки.
ОТРАБОТКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РОЛИ, РЕПЕТИЦИЯ ЗА СТОЛОМ. (30 часов)
Отработка чтения каждой роли, репетициями за столом.
Обратить внимание на обучение детей умению вживаться в свою роль.
Уметь интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
ОБУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ КУКЛЫ СО СЛОВАМИ СВОЕЙ РОЛИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МЕТОДИКИ КУКЛОВОЖДЕНИЯ НА ШИРМЕ (54 часа)
В зависимости от распределения ролей (по желанию детей) могут получиться два актерских состава, т.е. один ребенок может играть две роли в разных составах.
Ведется работа над созданием образа. Выполняется несколько упражнений – подвигать головой куклы, развести руки в стороны и т.д.
Кукловождение над ширмой на вытянутой руке плавное, без скачков.
Обучение соединения действия куклы со словами роли – это индивидуальная работа с каждым ребенком: как водить куклу, как говорить за нее, как соединять движения со словами роли.
Так как дети устают от постоянной работы на ширме, работа на ширме чередуется с работой за столом.
Важно удержание целостности замысла постановки спектакля. Работа над спектаклем многоэтапна.
ОТРАБОТКА ВСЕГО СПЕКТАКЛЯ В ЦЕЛОМ (33 часа)
Подготовка спектаклей идет на протяжении всего учебного года – с октября по май месяц.
Когда исполнитель уже ясно представляет свой образ, свободно в нем существует, начинается работа над групповыми этюдами.
Необходимо согласовать характерность образа с ансамблевостью и координацией сценических действий. Участники могут дублировать друг друга.
Отработка спектакля в целом – это постоянные репетиции на ширме, за столом, совершенствование чтения своей роли, кукловождения; изготовление простейших декораций.
ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЕЙ – СКАЗОК И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ (12 часов)
Перед постановкой спектакля ведется подготовка ширмы, декорации, кукол.
Кукловоды информируются о порядке постановки спектакля.
Дети готовятся к постановке спектакля сообща. Спектакли ставятся для детского сада, начальной школы, для родителей.
Разные составы исполнителей равноправны и каждый состав имеет возможность выступить.
Проводится обсуждение поставленных спектаклей.
АНАЛИЗ ВСЕХ ПОСТАВЛЕННЫХ СПЕКТАКЛЕЙ, ИТОГИ РАБОТЫ ЗА ГОД (3 часа)
При анализе спектаклей отметить успехи кукловодов, декораторов, а также обратить внимание на недоработки и наметить мероприятия по их устранению.
Намечается примерный перечень спектаклей-сказок для работы на следующий год


На изучение раздела «Кукольный театр» отводится 70 часов в год, на раздел «Изобразительное искусство и художественный труд» 35 часов в год, по 3часа в неделю. Задания с каждым годом усложняются.
К концу обучения учащиеся должны знать:
Историю театра, театральные профессии;
Историю создания театральных кукол,
Способы изготовления игрушек-Петрушек;

Уметь: изготовить куклу, водить куклу на ширме, подбирать репертуар, сопоставлять действия с речью. Воплощать образы посильной для учащихся пьесы, в меру способностей и возможностей правдиво, эмоционально, целенаправленно воспроизвести в сценических условиях логику всей последовательности линии действий исполняемого лица.









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Театр, где играют дети. Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.
2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.
3. Театрализованные игры для младших школьников/ Составитель Р.В.Димитренко – Волгоград, 2006.
4. Б.М. Неменский, Н.Н.Фомина и др. «Изобразительное искусство и художественный труд», М., Просвещение, 1991 г.;
5. Б.М. Неменский, Н.Н.Фомина и др. «Изобразительное искусство и художественный труд», М., Просвещение, 1991 г.;
6. О.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
7. А.В. Ефимова «Работа с мягкой игрушкой», Просвещение, 1978 г.;
8. Т.А Ладыжинская “Речевые уроки”..
9. А. Немеровский Пластическая выразительность актера М., 1976.
10.В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Иванова О.В. Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников. Глава «Давай поиграем в театр» – Ростов-на-дону, 2004.
2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.
3. Г.Г. Виноградова «Уроки рисования с натуры», М., Просвещение, 1980 г.;






.























Приложение №1



ИНСТРУМЕНТЫ
1. Иголки разной величины (несколько наборов);
2. Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);
3. Мулине разных цветов;
4. Шелковые нитки разных цветов;
5. Суровые нитки (лучше кордовую нитку);
6. Наперстки детские (10-15 шт.);
7. Круглогубцы (2 шт.);
8. Ножницы обычные (5 шт.);
9. Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;
10. Швейная машина (по возможности);
11. Проволочные цветки для расчесывания искусственного меха (3 шт.);
12. Электрический утюг для разглаживания ткани.



МАТЕРИАЛЫ:
Мягкие игрушки можно делать из разнообразных материалов: ситца штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, сукна, фетра и др.
Для изготовления игрушек – зверей лучше употреблять ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех, плюш, ворсолан.
Кукольные головки выполняются из простого или шелкового трикотажа розового цвета.
Для набивки используют – серую вату, обрезки поролона, отходы трикотажного производства, нитки–путанки, мягкое тряпье.
Мягкую проволоку сечением 1-2 мм применяют для каркасных фигур.
Для париков кукол и оформления животных (гривы, хвостики) использовать шерстяные нитки разного цвета, вискозу, синтетическую мочалку.
Для одежды кукол и очеловеченных животных применяются разноцветные тесемки, сутаж, ленты, кружева, бисер
















kђ Заголовок 315