Программа внеурочной деятельности Кукольный театр Петрушка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа № 103 городского округа Самара

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО учителей Зам директора по УВР Директор МБОУ ООШ №103
гуманитарного цикла Литвинцева З.С.___________ г.о. Самара
Протокол №1 «02» сентября 2014 г. Кремлёва Л.И. ____________
«05» сентября 2014 г.




Программа внеурочной деятельности для 6 класса
Кукольный театр «Петрушка»
на 2014-2015 учебный год






Учитель Таланова Т.Н.








СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка..3-6
Учебно – тематический план7.
Содержание программы..8-9
Методическое обеспечение программы10-12
Список литературы..13






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Модифицированная программа внеурочной деятельности «Кукольный театр» разработана на основе «Программы внеурочной деятельности» авторы: Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов., М., «Просвещение» 2011.
В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности.
Актуальность программы
В настоящий момент актуальным , на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального курса способно эффективно повлиять на воспитательно – образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение  культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это  возможно осуществлять  через обучение и творчество  на театральных занятиях в школе.

Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала.


Задачи:
Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
Формирование представлений о театральном искусстве.
Организация досуга ребят.
Обучение технике работы с куклами.
Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
Эстетическое воспитание ребят.
Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
Педагогическая целесообразность
 В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Но именно он поможет воплотить ребёнку свои идеи, творчество, фантазии.  Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Мы предлагаем  свою программу воспитания и обучения через школьный театр кукол. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная идея театра – художественно-эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Представленная программа рассчитана на 34 часов в шестом классе. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу ( обучение). Это  способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной.
Количество учащихся в учебной группе:  12 уч-ся;
Возраст учащихся, школьные классы:11-12 лет, шестой класс.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность одного занятия: 40минут.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Методы:
беседа
 рассказ
индивидуальная работа
групповая работа
коллективная работа.
 
Средства:
- иллюстрации и литература
- прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Планируемые результаты реализации программы курса «Кукольный театр «Петрушка»» ориентированы на достижение первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми, занимающимися кукольным театром, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей в начальной школе, детском саду






Программа направлена на формирование и развитие  универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-целеполагание;
-умение принимать и сохранять учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные:
-развитие творческой активности в совместной деятельности
-договариваться и приходить к общему решению  поставленной
задачи
Познавательные:
-обучение  технике работы с куклами;
-развитие речи детей, пополнение словарного запаса, выразительности речи














Учебно-тематический план


Тема занятия
Количество часов



на тему
теория
практика

1
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
2
1
1

2
Устройство ширмы и декорации
2
1
1

3
Виды кукол и способы управления ими
2
1
1

4
Особенности работы кукловода
2
1
1

5
Посещение театра кукол .Обсуждение спектакля (зарисовки)
2
1
1

6
Речевая гимнастика
3
1
2

7
Выбор пьесы и работа над ней
10
2
8

8
Генеральная репетиция.
2

2

9
Показ спектакля учащимся начальной школы.
8

8

10.
Показ спектакля в детском саду.
1

1


Всего
34
8
26



















Содержание образовательной программы.
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение самарского художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
6. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
7. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
8. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.






Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
игрового самочувствия;
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:
картинки – куклы на фланелеграфе;
куклы-Петрушки;
тростевые куклы;
куклы-марионетки;
В репертуар кукольного театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Техническое оснащение занятий
Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):
куклы;
театральная ширма;
декорации к спектаклям.





Список использованной литературы

Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
Изготовление реквизита в кукольном театре. М., 1979. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. М., 2006.
Наш школьный кукольный театр. М., 1978.
С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.










13PAGE 15


13PAGE 14715




15