Программа внеурочной деятельности Кукольный театр



Программа внеурочной деятельности
«Кукольный театр»

Название направления:
художественно-эстетическое.
Срок реализации программы: 1 год.
Возрастные рамки: от 7до11 лет.
Составитель программы:
Звягинцева Светлана Аркадьевна

Пояснительная записка
Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении – те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его возможностей? Что советовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению?
Как успешно совершенствовать память, воображение, инициативность наших воспитанников? Как развивать коммуникативные качества личности школьника (тем более сельского, неизбалованного выбором студий, кружков, школ искусств)?
«Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки система работы, которую мы, педагоги, могли бы предложить своим подопечным. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер. Уверен, предоставь мы ему больше света, радости, интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи».
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить.
Как же осуществляется на практике влияние занятий в театре кукол на личность воспитанника?
Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, несет определенную информацию о связях мира, людей, вещей, отношений.
Во время театральной игры дети «проживают» спектакль вместе со своими героями, переносят свои переживания и ощущения на дальнейшие поступки и действия.
Возрастные особенности детей 7-11 лет, потенциальные возможности игровой театральной деятельности обеспечивают реальность эффективного внедрения во внеклассную деятельность театрализации. Сами принципы детского спектакля часто рождались под воздействием детской игры, определялись ее природой и особенностями.
Процесс «оживления» – эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает ребёнку прикоснуться сочувствием ко всему живому и соответствует возрастным особенностям детей 7 -11 лет.
Процесс «оживления» кукол дает детям сильный нравственный заряд. У Януша Корчака в книге «Как любить детей» есть такие строчки: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера». Наделяя себя, кукол, предметы различными ролями, действуя в воображаемом поле мнимой ситуации, ребенок создает свой «театр». Когда сюжеты, жизненные ситуации, в которых побывал ребенок, иссякают, на помощь приходят книги и первый в жизни ребенка театр – театр кукол.
Театрализация сказок – активный вид речевой деятельности, позволяющий работать не только над обогащением словаря воспитанников, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над связыванием воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в воспитании личности.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Дети, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в которых они участвуют, должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия. Сензитивный период к развитию речи детей и театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему педагогики и психологии, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.
Игра – жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля».
Обращение в театральной деятельности к высоким образцам поэзии, устному народному творчеству приносит более ощутимую пользу, чем простое чтение текстов художественных произведений.
Всё это доказывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы по кукольной театрализации детских художественных произведений.
Программа по кукольной театрализации детских художественных произведений направлена на:
создание условий для творческой самореализации личности;
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения.
Занятия в кукольном театре влияют:
на формирование дикции;
выработку речевого дыхания, речевого голоса;
воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);
формирование творческого мышления.
В процессе репетиций кукольных спектаклей у воспитанников развиваются:
убедительность речи,
активность и инициативность в общении,
умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Отличительные особенности программы
В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;
Интегративность, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, художественно-конструкторская деятельность.
Возможности коммуникативной деятельности во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:
это взаимное общение участников спектакля;
общение с руководителем коллектива;
постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;
общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;
общение со зрительным залом.
Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Он поможет и уберечь детские души от эстетической, нравственной глухости в нашем порой жестоком современном мире. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности», – писал В.А. Сухомлинский.
Цель: раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка средствами театральной педагогики, художественной деятельности.
Задачи
обучающие
обучение детей умению управлять перчаточными куклами, сочетать двигательное и речевое действие; умению чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;
приобретать трудовые навыки при работе с бумагой, тканью, соответствующими инструментами при изготовлении декораций, пошиве кукольных костюмов;
обогащать театральный опыт сельских школьников.
развивающие
развитие творческих способностей воспитанников (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
развитие речи (диалог, монолог), интереса к художественной детской литературе; психологических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, и др.), коммуникабельности.
воспитывающие
воспитание коммуникабельности, умения выстраивать отношения с окружающими;
обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
воспитание толерантности.
Программа кружка «Кукольный театр» рассчитана на 1год, предназначена для детей в возрасте от 7 до 11лет.
Состав групп - постоянный. Особенности набора детей – набор свободный.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
принцип последовательности;
связь теории с практикой;
принцип доступности;
принцип систематичности.
Любая деятельность должна быть мотивирована. Для формирования положительной мотивации и создания атмосферы творчества и увлечённости используются:
словесные игры;
артикуляционные упражнения;
пальчиковые упражнения;
ролевые игры;
двигательные упражнения;
тренинги;
Занятия предусматривают использование как индивидуальной, парной так и групповой форм обучения.
Формы работы с родителями: консультации, совместное посещение спектаклей, экскурсии, привлечение в подготовке к выступлениям, изготовлению кукол, декораций, участие в праздниках.
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.
Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой деятельности.
Прогнозируемые результаты
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
Активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Проявляет положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
Характеризует явления (действия и поступки), даёт им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находит ошибки при выполнении учебных заданий, отбирает способы их исправления.
Общается и взаимодействует со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Организовывает самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Планирует собственную деятельность, распределяет нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Анализирует и объективно оценивает результаты собственного труда, находит возможности и способы их улучшения.
Видит красоту движений, выделяет и обосновывает эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Управляет эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохраняет хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
усвоение интонационной выразительности речи (звучащая устная речь у ребят должна стать в процессе систематических занятий интонационно выразительнее);
освоение техники папье-маше и других видов работ с бумагой, картоном, тканью;
раскрытие творческих способностей детей, пластической выразительности движений куклой, организованности, способности взаимодействовать с партнёрами;
умение владеть техникой управления перчаточными куклами.
Формы подведения итогов реализации программы
открытое занятие
индивидуальные занятия-тренинги (тестирование)
индивидуально-групповые занятия-тренинги (тестирование)
театрализованное представление
творческий отчёт
участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.

.
Учебно-тематический план
ФГОс
87 часов

Название разделов
и тем. всего
теория практика
Первый год обучения 87 17 70
Вводное занятие 1 1 Основы театральной культуры 2 2 Что может быть куклой? 6 4 2
Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов. 18 2 16
Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. 10 10
Развитие творческой активности, индивидуальности, снятие зажимов. 2 2
Работа над пьесами. 8
4 4
Репетиции спектакля.
36 4 32
Спектакли. 4 4
Содержание программы
Вводное занятие
Теория:
Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами).
Знакомство с планами работы и задачами объединения.
Основы театральной культуры
Теория:
История возникновения театра. Театральная лексика.
Знакомство с профессиями людей, работающих в театре
(режиссер, художник - декоратор, гример, костюмер, бутафор).
Что может быть куклой?
Теория:
Знакомство с видами кукол.
Театр теней.
Особенности работы с верховыми куклами.
Практика:
Отработка техники движений куклы на руке.
Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов.
Теория:
Основы кукловождения.
Практика:
Обучение приёмам работы с куклами.
Кукловождение над ширмой.
Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки).
Работа с разговаривающей куклой.
Упражнения с куклами.
Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.
Практика:
Упражнения на внимание,
Упражнения на развитие эмоциональной памяти и воображения
Создание творческих этюдов на основе фантазии.
Развитие творческой активности, индивидуальности, снятие зажимов.
Практика:
Тренинг;
снятие зажимов: мышечных, голосовых, мыслительных; эмоциональное и энергетическое раскрепощение;
Работа над пьесами.
Теория:
Выразительное чтение произведения учителем, беседа.
Распределение ролей.
Практика: 
Отработка чтения каждой роли. Работа над характерами героев.
Репетиции спектакля.
Практика:
Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музыки, сопровождений и т.д.
Этюды с куклами на материале пьесы.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров).
Генеральная репетиция. Разбор генеральной репетиции.
Спектакли.
Практика: 
Показ спектакля.
Обсуждение спектакля.
Учебно-тематический план
Кружковая работа
96 часов

Название разделов
и тем. всего
теория практика
Первый год обучения 96 8 88
Вводное занятие 1 1 Ремонт кукол. 15 15
3 Создание декораций и бутафории к спектаклям. Изготовление афиш. 10 10
4 Изготовление кукол 69 6 63
5 Подведение итогов работы кружка за год. Анализ проделанной работы. 1 1 Содержание программы
Вводное занятие
Теория:
Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами).
Знакомство с планами работы и задачами объединения.
Ремонт кукол
Практика:
Необходимая реставрация кукол.
Замена деталей к другим спектаклям.
Создание декораций и бутафории к спектаклю.
Теория:
Придумывание и изготовление эскизов декораций.
Практика:
Изготовление элементов декораций.
Изготовление бутафории к спектаклю. Изготовление афиш.
Изготовление кукол
Теория:
Знакомство с технологией изготовления кукол.
Знакомство с технологией разработки выкроек одежды для кукол.
Порядок изготовления головы.
Практика:
Лепка из пластилина.
Изготовление головы куклы (папье-маше).
Изготовление одежды для куклы.
Изготовление конусных кукол.
Изготовление кукол для пальчикового театра
Изготовление кукол из подручных материалов
Изготовление настольного театра.
Условия реализации программы
Для качественной реализации программы необходимы:
наборы перчаточных кукол;
материалы для изготовления реквизита, оформления сцены (ширмы, кулисы);
репертуарный материал (периодика);
диски с музыкой и спецэффектами;
ширма настольная и сценическая.
для теоретических занятий – кабинет;
фонотека детских песен, стихов, сказок.
аудио, видеоаппаратура.
методическая литература.
подборка детских стихов, пьес и сценариев.


Механизм контроля и оценки получаемых результатов
Критерии оценки ожидаемых результатов
Оценка результатов проходит в доступных формах. Например: театральные викторины по русским народным сказкам, через творческие задания (сочинение интересных историй и их обыгрывание, сочинение этюдов).
Разыгрывание простой сценки для двоих, выступления перед зрителями, отражение впечатлений через рисунок.
Результаты работы могут быть представлены в форме отчётного концерта в конце года, выступлений на праздничных концертах школы и посёлка, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме анализа проведённой работы за год.
В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
 
Список литературы
Список литературы для детей:
1. Деммени Е. Школьный кукольный театр. –Л.: Детгиз ,1960.
2. Технология обработки ткани. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение , 1989 .
3. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. Перевод с английского Трошиной А.С.- М.: Просвещение, 1979.
4. Семья и школа. Журнал № 10- 1994, № 3 - 1994, № 8 - 1994, № 9 - 1994, № 5 - 1994, № 7 - 1995, № 10 - 1996.
5. Календарь 2003. Рукоделие.
Список литературы для педагога:
1. Атупова П.Р. Вторая жизнь вещей ., 1989 .
2. Деммени Е. Призвание – кукольник.- Л.: Искусство , 1986.
3 Калмановский Е. Театр кукол, день сегоднешний.- Л.: Искусство, 1977.
4. Королев М. Искусство театра кукол.- Л.: Искусство , 1973.
5. Образцов С. Актер с куклой. Кн. 1. – М.: Искусство , 1973.
6. Соломник И. Куклы выходят на сцену – М.: Просвещение, 1993.
7. Федотов А. Секреты театра кукол. - М .: Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. Оживают куклы .- М.: Дет. лит. , 1982.
Список литературы для родителей:
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессии – СП, Речь, 2005
2. Бромлей Ю.В. Создано человечеством . - М.: Издательство политической литературы, 1984.
3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем –СПб, Речь, 2005.
4. Ершова А. Искусство в жизни детей М. : Просвещение, 1991.
5. Ирд К. Постараемся поймать чудо.– Л.: Искусство, 1967.
Интернет-ресурсы:
http://vyatmama.ru/news/1-0-41http://bibltm.ucoz.ru/index/scenarii_i_prezentacii/0-7http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/SHkolnyj-teatr/008-Kukly.htmlhttp://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-kolobok.html