Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»


Рабочая программа внеурочной деятельности кружка
«Кукольный театр»
Программа рассчитана на детей: 7-10 лет
Наполняемость группы: 5 человек
Срок реализации программы: 1 год
Учебный год: 2014-2015
Продолжительность занятия: 30 минут.
Формы деятельности: кружковые занятия
Пояснительная записка
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.
Занятия художественной практической деятельностью решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.
Задачи:
-  совершенствование практических умений;
-  развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
-  развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
-  расширение методов познания окружающей действительности;
-  формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
-  формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
-  ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.
Программа данного курса рассчитана на 33 часа в 1-4 классе. Программа имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает проектную деятельность, направленную на изготовление кукол и декораций для школьного кукольного театра в технике оригами, аппликации из бумаги и картона, так как этот материал более доступен детям этого школьного возраста.
Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.
Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).
Развитие художественного вкуса и технического мастерства проводится при соединении технологии и художественного образа. Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу.
Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов.
Методы:
-  проектная деятельность,
-  формы организации работы учащихся,
-  индивидуальная работа,
-  групповая работа,
-  коллективная работа.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств);
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки детей к концу учебного года.
Иметь представление:
- об истории возникновения материалов и инструментов;
- о возможности выполнения работ в технике аппликаций и оригами.
Знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, оригами;
- название инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.
Уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;
- работать с гуашью, акварелью;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
- самостоятельно выполнять творческое задание;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Содержание программы
Введение. Наши волшебные помощники (7 ч.)
Проект 1. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба» (4 ч.)
Проект 2. Изготовление декораций к настольному кукольному театру «Колобок» (5 ч.)
Проект 3. Изготовление декораций к театру ложек «Репка» (8 ч.)
Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок» (8ч.)
Подведение итогов (1ч.)
Календарно-тематический план
№ Тема Количество часов Дата
1. Бумага и картон. История создания бумаги. 1 05.09
2. Бумага и картон. Современные виды бумаги и картона, их свойства и способы обработки. 1 12.09
3. Бумага и картон. Традиции современного искусства оригами. 1 19.09
4. Как появились ножницы. История появления ножниц. Техника вырезания ножницами (непрерывное и по частям). 1 26.09
5. Как появились ножницы. Традиции вырезания из бумаги. Правила безопасного труда при работе с ножницами. 1 03.10
6. Творческая мастерская. Обучение детей поэтапному выполнению работы. 1 10.10
7. Творческая мастерская. Правила чтения схемы, эскиза, чертежа. 1 17.10
8. В гостях у сказки. Прослушивание сказки «Курочка Ряба». Просмотр иллюстраций. 1 24.10
9. Изготовление декораций к пальчиковому спектаклю «Курочка Ряба». Изображение иллюстраций. 1 31.10
10. Создание пальчиковых кукол к спектаклю. 1 14.11
11. Создание пальчиковых кукол к спектаклю. 1 21.11
12. Чтение сказки «Колобок» и просмотр иллюстраций. 1 28.11
13. Изображение иллюстраций к сказке «Колобок» 1 05.12
14. Мастерская художника. Изготовление декораций к спектаклю. 1 12.12
15. Дело мастера боится. Оформление спектакля. 1 19.12
16. Сказка «Колобок». Защита проекта 1 26.12
17. В гостях у сказки. «Репка» 1 16.01
18. Мастерская художника. Изображение иллюстраций к сказке 1 23.01
19. Мастерская художника. Изготовление декораций к спектаклю. 1 30.01
20. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 06.02
21. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 13.02
22. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 20.02
23. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 27.02
24. Сказка «Репка». Защита проекта 1 06.03
25. В гостях у сказки. «Теремок» 1 13.03
26. Мастерская художника. Изображение иллюстраций к сказке 1 20.03
27. Мастерская художника. Изготовление декораций к спектаклю. 1 27.03
28. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 06.04
29. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 13.04
30. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 20.04
31. Дело мастера боится. Создание декораций для постановки спектакля. 1 03.04
32. Сказка «Теремок». Защита проекта 1 10.04
33. «Сказки водят хоровод». 1 17.04
34. Подведение итогов. 1 24.04
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение
Формы занятий: выполнение проекта, практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Видеофильмы со сказками, книги сказок, «Кукольный театр в школе».
Ножницы, клей, бумага, картон и т. д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся;
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ учащихся.
Литература.
1. Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.
2. Леонтьев А. В., Капустин В. С., Шайхелисламов Р. Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.
3. Тихонов А. С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1.
4. Хотунцев Ю. Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4.
5. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.
6. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся. ж. ПИиОбщ., 2002г., №9.
9. Мачехина В. Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9.