Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр.


Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г.РязаниУтверждаю
Директор МБОУ «СОШ №___»
__________ /____________ /
Ф.И.О. подпись
Приказ № ___ от «__» ________ 201__г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности школьного кружка кукол: « Маленький принц»
Учитель: Баклагина Светлана Константиновна



СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
Ф.И.О. подпись
«___» _________ 20__ года
Пояснительная записка

Театральное искусство является важным фактором развития способностей, становления активной личности, высокой нравственности, воспитывает и организует мышление и волю людей. В нашем окружении происходит постоянная подмена смыслов: низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение. Большую роль в этом играет театральная деятельность, как вид искусства, раскрывающего внутренний мир человека, помогающего по-новому осмыслить происходящее, развивающего фантазию, речь, внимание, память, слух, дыхание, коммуникативные навыки. Участие детей в театральном творчестве формирует эстетические чувства и вкусы, способствует общему духовному развитию личности, расширяет кругозор, укрепляет нравственные начала. Освоения детьми основ театрального искусства призвано снять комплексы, зажимы, страхи, создать для ребёнка перспективу радости и защищённости. Разучивая диалоги и монологи разных героев, а также создавая собственные художественные произведения, дети прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Целью настоящей программы является привитие актёрских навыков учащимся для подготовки и выпуска кукольного спектакля по литературным произведениям, изучаемым в начальной школе или в качестве домашнего чтения и посредством этого развитие умения осмысленно читать и воспринимать детскую литературу, создавать собственные литературные произведения. Для осуществления этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
образовательные:
- обучение учащихся громкой выразительной речи, сценической дикции;
- обучение навыкам работы с перчаточными куклами;
- формирование умения понимать и осмысленно интерпретировать литературный текст;
развивающие:
- развитие образного мышления и творческой активности школьников;
- развитие сценической речи и актёрских способностей;
- активизация и обогащение эмоциональной сферы обучающихся;
воспитательные:
- воспитание в учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, умения взаимодействовать;
- пробуждение и развитие эстетической реакции на литературные произведения русских писателей;
- приобщение к игровым традициям русского народа.
Общая характеристика изучаемого предмета
Направленность программы: художественно-эстетическая. Предмет изучения: кукольный театр.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого предмета:
- театральное искусство обладает значительным воспитательным потенциалом; подготовка спектакля оказывает положительное влияние на развитие таких нравственных качеств личности, как ответственность, коллективизм, инициативность, дарит детям радость коллективного творческого труда;
- в процессе занятий театральным искусством у детей развиваются внимание, внутренняя собранность, культура общения; хорошая дикция, владение голосом, живая, яркая, выразительная речь – эти умения необходимы не только актёру, но и каждому образованному человеку;
- занятия театральным искусством совершенствуют пластику исполнителей, умение двигаться, владеть своим телом, сохранять мышечную свободу, что позволяет человеку в любой ситуации оставаться естественным, красивым, обаятельным;
- школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.
Отличительные особенности данной программы:
- программа разработана на основе и переработки уже имеющейся программы 2007 года, с учётом методических рекомендаций Рубиной Ю. И. и Мачалова Ю. А. ( 4, 6)
- программа разработана для одного классного коллектива, классным руководителем которого является разработчик настоящей программы;
- программа ставит целью не столько развитие специальных актёрских и режиссёрских навыков детей, сколько развитие кругозора и эрудиции учащихся, закрепление в игровой форме учебного материала, развитие речи детей, обогащение её лексического запаса;
- спектакли ставятся с уже имеющимися ( приобретёнными) куклами ( перчаточными), как наиболее лёгкими и доступными в управлении детям младшего школьного возраста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года с обязательным посещением театров, обсуждением просмотренных спектаклей, проведением бесед о других видах искусства. Возраст детей: 7- 10 лет. На изучение программы отводится 34 часа в учебный год из федерального компонента учебного плана. Занятия проходят по 1 часу в неделю ( 45 минут) и носят групповой и индивидуальный характер. Базовые формы учебных занятий:
- репетиционные ( основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений);
- постановочные ( творческий процесс представления осуществляется совместно с художником, хореографом, преподавателем вокала);
- информационные занятия ( беседы и лекции, посещение профессиональных театров, встреча с актёрами и детскими писателями).
Уровень освоения программы – элементарная грамотность.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Удачные показы спектаклей, владение детьми базовыми навыками актёрского исполнительства и пластики движения, умение интерпретировать произведения детской литературы на уровне: понимания основной мысли произведения, характера героев, анализа их поступков, формирования личного отношения к героям. Формирование Универсальных Учебных Действий:
личностные:
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
метапредметные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- различение допустимых и недопустимых форм поведения;
- умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;
предметные:
- умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
- умение договариваться, находить общее решение, работать в группах;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы подведения итогов реализации внеурочной образовательной программы:
Показательные выступления со спектаклями перед учащимися других классов.
Выступления на открытых мероприятиях, проводимых школой.
Выступления перед родителями на родительских собраниях и праздниках.
Участие в городском фестивале: «Театр, где играют дети».
По нижеследующим критериям проводится стартовая, промежуточная ( через год после начала занятий) диагностика и итоговая аттестация детей:
А) мастерство актёра;
Б) сценическая речь;
В) сценическое движение.
Диагностика проводится по пятибалльной системе. Составляемые диаграммы позволяют увидеть и скорректировать в дальнейшем работу руководителя студии.
Стартовая диагностика осуществляется при формировании студии. Цель стартовой диагностики: выявление у обучающихся уровня развития памяти, речи, внимания, фантазии, умения работать в коллективе. Стартовая диагностика проводится в форме занятия-игры. На минимальном уровне ( 2 балла) ребёнок может запомнить половину из предложенных объектов, рассказать без выражения наизусть небольшое стихотворение, дать словесное ( изобразительное) описание воображаемого персонажа, например, доброй волшебницы. На базовом уровне (3-4 балла) ребёнок в состоянии запомнить две трети предложенных объектов, рассказать с выражением наизусть стихотворение объёмом больше 4 строф, придумать небольшой сюжет с выдуманным персонажем и рассказать его. На максимальном уровне ( 5 баллов) ребёнок запоминает все предложенные объекты, рассказывает наизусть как поэтический, так и прозаический текст и рассказывает придуманную им сказку с воображаемым персонажем.
Промежуточная диагностика проводится по итогам овладения теорией и практикой актёрской игры, работы с куклой, а также навыками интерпретирования литературного произведения. Целью промежуточной диагностики является мониторинг развития тех навыков, которые проверялись при стартовой диагностике. На минимальном уровне ( 2 балла) ребёнок может запомнить половину из предложенных (в большем количестве, чем на стартовой диагностике) объектов, рассказать чётко и громко наизусть небольшое стихотворение, дать словесное описание двух и более воображаемых персонажей с противоположными качествами и предположить характер их поступков и продемонстрировать их в работе с перчаточной куклой. На базовом уровне ( 3-4 балла) может запомнить не менее двух третей количества объектов, чётко, громко, с пониманием авторской мысли рассказать наизусть стихотворение в рамках школьной программы, придумать сюжет с 2 и более персонажами и прокомментировать характер поступков героев, исходя из знаний и навыков, полученных при анализе произведений детской литературы, показать их при работе с перчаточными куклами. На максимальном уровне (5баллов) ребёнок запоминает все предложенные (в увеличенном объёме) объекты, рассказывает громко, чётко, с использованием мимики, жестов наизусть как поэтический, так и прозаический текст и рассказывает придуманную им сказку с воображаемыми персонажами, обыгрывая и интерпретируя действия с перчаточными куклами.
Итоговая диагностика проводится по окончании четырёхгодичного курса обучения при сдаче спектакля. На минимальном уровне обучающиеся должны уметь работать с перчаточными куклами, справляться с небольшой ролью, требующей от него внимания на протяжении 1-2 сцен, передавать с помощью кукол движения персонажей и уметь объяснить логику их действий и поступков, передвигаться за ширмой с допущением некоторых ошибок, обладать чёткой громкой речью. На базовом уровне обучающиеся должны уметь работать с куклами, справляться с небольшой ролью, требующей внимания на протяжении всего спектакля, изображать с элементами импровизации движения персонажей, выделяя характер героя, понимая и объясняя логику его поведения, правильно передвигаться за ширмой, обладать громкой чёткой речью. На максимальном уровне обучающиеся на выходе должны свободно владеть умением работать с куклами, отображать характер и действия персонажей, чувствовать и свободно двигаться за ширмой, обладать выразительной яркой речью, справляться с ролью большого объёма или с ролями 2 разнохарактерных персонажей, предлагать самостоятельное решение раскрытия образа.

Содержание учебного предмета
Вводное занятие.
Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актёр). Диагностика обученности учащихся.
Практическая работа: Игры «Мыльные пузыри», «Одуванчик», «Аукаемся», «Украшаем зал».
Основы актёрского мастерства.
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства. Искусство декламации: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Диалог. Монолог.
Практическая работа: упражнения и игры на внимание.
Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям.
Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.
Практическая работа: прослушивание пьес, ответы на вопросы о прочитанном.
Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.
Знакомство с основными правилами безопасного труда. Выбор материала. Выбор сюжета.
Практическая работа: заучивание памятки по охране труда, изготовление необходимых для пьес декораций.
Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи.
Упражнения и игры на развитие воображения. Распределение ролей и чтение произведения учащимися. Развитие речевого дыхания и артикуляции. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок.
Практическая работа: обучение работе за ширмой: надеть куклу на руку, голову - на указательный палец, руки куклы - на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков.Показ пьесы.
Генеральная репетиция пьесы.
Практическая работа: показ пьесы детям, родителям.
Посещение театральных спектаклей.
Знакомство с репертуаром театров. Выбор наиболее важных спектаклей. Встречи с актёрами и детскими писателями. Знакомство с закулисной жизнью театра.
Практическая работа: посещение спектаклей, обсуждение увиденного, выставки рисунков по спектаклю.
Тематическое планирование
№ Темы Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, искусство декламации, импровизация, диалог, монолог.4 4
3 Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. 2 2 4 Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда. 5 1 4
5 Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи. 18 18
6 Показ пьесы. 2 2
7 Посещение театральных спектаклей. 2 2
Всего 34 4 30
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Игры, развивающие произвольное внимание учащихся: «Расскажи о предмете», «Звуки вокруг нас», «Передай по цепочке»; игры, развивающие наблюдательность и память: «Волшебное если бы», «Необычное в обычном», «Знакомое дело».
Методические разработки бесед по темам: «Как устроен театр», «Литература и театр», «Театр и музыка», «Театр и изобразительное искусство», «Театр и кино».
Задания-игры для проведения стартовой, промежуточной диагностики.
Актовый зал со сценой.
Репетиционный кабинет.
Театральный реквизит: ширма, набор перчаточных кукол разных персонажей, костюмы.
Фото-, видео- и мультимедиааппаратура.
Сценарии русских народных сказок и других произведений.
Список используемой литературы
Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М.. 1986.
Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста. М., 2003.
Кох И. Э. Основы сценического движения. Л. 1970.
Мачалов Ю. А. Первые уроки театра. М., 1986.
Петрова А. Н. Сценическая речь. М., 1981.
Рубина Ю. И. Театральная самодеятельность школьников. М., 1983.
Смирнова Н. И. И оживают куклы. М., 1982.
Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М., 1985.
Мансурова Т. А. Со сказкой не прощаемся. Ярославль, 2006.