Конспект урока по литературному чтению Ванька А.П.Чехов

Урок разработала учитель высшей квалификационной категории Корниенко Арпиник Маисовна

Тема: А. П. Чехов «Ванька».
Цель урока:
1. Учить анализировать текст по вопросам, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.
2. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.
3. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.
4.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями.
- Сегодня мы продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».
- Посмотрите на доску и выберите цели, которые подойдут к нашему уроку.
2. Постановка цели на уроке.
1.Познакомиться с произведением А.П.Чехова «Ванька»
2.Учиться анализировать текст по вопросам.
3.Выяснить смысл непонятных и устаревших слов.
4.Учиться читать осознано и выразительно.
5.Развивать свою речь, внимание, наблюдательность, культуру общения.
6.Учиться исследовать, работать в группе, добывать информацию из разных источников.
- Теперь давайте проверим, правильно ли вы выбрали цели.

3. Проверка исследовательской деятельности.
- Дорогие ребята, наш сегодняшний урок откроет нам интересный путь в мир одного из гениальных писателей мировой литературы, имя которого А.П.Чехов. В рассказе, который мы прочитали с вами, А.П.Чехов рассказывает нам о мальчике, нашем сверстнике, Ваньке. Вы дома провели небольшую исследовательскую работу, в которой познакомились с жизнью детей, ваших ровесников, живших 100 лет назад. Узнали вы о них через работы художников, через произведения других писателей, познакомились и с другой информацией. И мне очень хочется узнать об этом.

1.А.П.Чехов
2.Писатели и художники о жизни наших сверстников в далеком прошлом.
Художник Н.В.Невров «Торг»
Маковский «Свидание»
Перов «Тройка»
Н.Аргунов «Портрет мальчика семьи Шереметьевых»
Г.Сенкевич «Янко – музыкант»
А.П.Чехов «Ванька»
Мамин – Сибиряк «Вертел»
- В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?
3.Рассказ о жизни детей.
Прочитав рассказы А.П.Чехова «Ванька», «Вертел», «Янко – музыкант». Я захотела узнать больше о том, как жили мои сверстники в прошлом веке и познакомить моих одноклассников с моим исследованием. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
4. Изучение нового материала.
- Ребята, а какие у всех этих детей общие проблемы?
- Какие права детей нарушены?
- Чтобы понять это, писатели в своих текстах используют разные слова. Ими они рисуют перед нами картины, образы через которые мы можем почувствовать наше отношение к герою, отношение автора к нему. Словами писатели подчеркивают характерные черты своих героев. Вот такие приметы мы попробуем с вами отыскать в отрывках из рассказа «Ванька».
-Мы работаем в группах перед вами путевые листы с заданиями.


5. Путевые листы.
Группа - 1.
Чтение шепотом.

1.Найти и прочитать описание дедушки Макаровича. Затем составить словесную характеристику и выпишите в путевые листы.

Физкультминутка
- А кто главный герой в этом рассказе? Давайте сейчас продолжим работу с текстом этого рассказа.

2.В каких словах описано отчаяние Ваньки?
- Составьте синквейн «Ванька»
3.Синквейн.
1.Написать героя.
2. Написать 2 прилагательных.
3.Написать 3 глагола.
4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)
5. Назвать по-другому героя.
Пример:
Ванька
внимательный, душевный
пишет, любит, надеется
надежды, мечты, светлые воспоминания
Любящий внук



Группа – 2.
Чтение шепотом

1.Найти и прочитать, как автор описывает ночь в деревне? Затем выпишите в путевые листы.

2.На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

3.Синквейн
Группа – 3
Чтение шепотом
1.Найти и прочитать. Какой предстает перед Ванькой Москва? Затем выпишите в путевые листы.

2.Найдите и прочитайте, их чего состоит «учение Ваньки»?

3.Синквейн


6. Индивидуальная работа.
- А сейчас поработайте самостоятельно. С вопросами викторины, которые находятся у вас на парте.

Викторина «Вопрос – ответ»
1.Сколько лет Ваньке?
2.Какое время он живет у сапожника?
3.Почему Ванька не мог убежать в деревню сам?
4.Как звали собак деда?
5.До какого числа умел считать Ванька?
6.Какой танец умел танцевать?
7.Любимое занятие Константина Макарыча?
8.Какой гостинец просит Ванька у барыни с елки?
9.На кануне какого праздника пишет письмо Ванька?
- Давайте проверим. Поставьте себе оценки.
7. Итог урока.
Любой человек – это мир.А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть эта тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество А.П.Чехова найдет в вашей душе скромное место.
- Давайте подведём итоги нашего урока.
- Какое настроение вызвало у вас рассказ А.П.Чехова «Ванька»?
- Хотелось бы вам помочь Ваньке?
- Почему Ванька так промахнулся с адресом?
- Какое выражение стало крылатым?
- Почему рассказ заканчивается многоточием?
- Мы хорошо, я думаю, потрудились. Давайте оценим свою работу.
8. Рефлексия. Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я (мне):
научился
понял
было интересно
было трудно
9.Домашняя работа.
1.Пересказать близко к тексту(по желанию – выучить наизусть) пейзажную зарисовку.
2. Подготовить ответ на вопрос 8 учебника.
3. Составить рассказ «Как бы я помог Ваньке».
15