Конспект урока по литературному чтению А.П.Чехов Ванька



Тема:  А.П. Чехов. Ванька.
Обеспечить условия для развития компетенций:
1. Учебно-познавательной: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века на примере героя рассказа А.П.Чехова «Ванька». Учить видеть и понимать позицию автора, анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать, составлять сравнительную характеристику   героев. Формировать навык сознательного выразительного чтения.
2. Информационной: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию (поиск ответов на поставленные учителем вопросы из текста, работа с толковым словарём, словарём устойчивых выражений, работа с картинами художника Николая Богданова-Бельского «Визитёры», «Дети за пианино»);
3. Коммуникативной: умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, сотрудничать и работать в команде.
4. Личностной: воспитывать нравственные качества, сочувствие к людям, сопереживание.
Оборудование:
- Мультимедиопроектор;
- Слайды;
- Реквизиты для сценки
Ход урока.

I Оргмомент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Мы рады видеть гостей, поприветствуйте. Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи и я вам желаю успешной работы, садитесь, пожалуйста.
- Ребята, я хотела бы урок начать со стихотворения, которое мне очень понравилось и мне захотелось поделиться с вами Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
- А вам понравилось это стихотворение?
- Давайте вспомним, на какую тему мы читаем произведения?
- Что вы узнали о жизни главных героев этих рассказов?
- А к какому герою вам бы хотелось рвануться на выручку и почему?
II Постановка УЗ
- А хотели бы вы продолжить чтение произведений о жизни ваших сверстников живших более 100 лет назад?
- А что бы вы хотели ещё узнать?
- А зачем вам это нужно?
- А чему бы вы ещё хотели поучиться на уроке чтения?
- Сегодня вас ждет интереснейший материал.
- Давайте все вместе подумаем, как мы будем работать?

III Планирование
- С чего начнём нашу работу?
I этап
- Узнаем, какого автора будем читать произведение.
Если мы уже знаем его, то вспомним, о чём он пишет, какие произведения уже читали.
Если не знаем, то знакомимся
II этап
Первичное чтение нового произведения

III этап
Говорим о своём восприятии

IVэтап
Анализ

Обсуждение позиции автора, высказываем собственные мысли

VI этап
Оцениваем собственную работу

VII этап
Записываем домашнее задание

IV Подготовка к восприятию художественного произведения
- А вот фамилию автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, решив кроссворд.
1. Назовите профессию, символом которой является чаша со змеёй? - врач
(вторая подсказка – люди этой профессии дают клятву Гиппократа)
2. Синоним слову «учитель» - педагог
3. коллектив певцов, совместно исполняющих вокальную музыку-
Хор

4. Отгадайте загадку

Сел на белый одуванчик.
Голубой аэропланчик.
Крылья солнышком погрел.
И обратно улетел.- Стрекоза.

5. Это любой из нас, кого манят новые дороги и неизведанные страны. Тот, кто обладает жаждой познания и не боятся неизведанных далей. – Путешественник
Все слова-отгадки относятся к одному человеку, а фамилия у него
– Чехов.
-Читали ли мы когда нибудь на уроках произведения этого писателя? ( Нет)
- А хотели ли вы узнать, что это за человек, о чём он пишет, для кого пишет, что за жизнь у него была?
- Я вам, ребята, немного расскажу, а вы остальное о нём прочитаете из разных источников, в том числе и из интернета.
Антон Павлович Чехов – родился 29 января 1860 года в г. Таганроге в семье мелкого купца. Семья была многодетная и дети с раннего детства старались помочь семье, пели в церковном хоре. Учился сначала в греческой школе, затем в гимназии. С юного возраста увлекался театром : сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие трудности, и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884 г. учился на медицинском факультете Московского университета и , получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Очень много путешествовал по Сибири, Сахалину.
Литературным творчеством начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывая свои фельетоны и небольшие рассказы псевдонимом Антона Чехонте. И первое его произведение, которое вышло в печать было «Стрекоза» Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею . . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».
Так вот, друзья мои, сегодня мы и познакомимся с настоящим художественным произведением, которое называется «Ванька»
Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться . . . - Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.

Откройте учебник на стр.152
Словарно-орфографическая работа. В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.
Откуда мы можем узнать лексическое значение этих слов?
Слов очень много. Смысл некоторых слов вы узнаете непосредственно из контекста, а те, что помечены значками вы выясните из словарей. Т.к. слов много для экономии времени разделим их.
1 группа ищет слова со стр.152-153, 2гр. –154 – 155, 3 гр. – 156-157
Заутреня – стр.168 Ранняя служба у православных христиан
Образ – стр.176 то же, что и икона, т. е. образ святого, изображённого на иконе
Колодки – стр.171 кусок дерева в форме ступни, используемый при шитье обуви
Умильный – стр.185 нежный, приятный
Кредит-стр.172 предоставление ценностей в долг
Иезуитское ехидство – стр.168 предательский, коварный
Шпандырь – стр.187 специальный сапожный ремень, кнут
Сидорову козу – стр.191 очень сильно бить
Клирос – стр. 171 В церкви место для певчих
Сидельцы – стр.183 Продавец, приказчик в лавке
Кадриль – стр.170 Танец из шести разных фигур с чётным количеством танцующих пар, а также музыка к этому танцу.

V Художественное исполнение

Сейчас мы услышим и увидим в исполнении наших ребят Наташи Бебекиной и Андрюши Кузнецова чтение произведения Чехова «Ванька»

VI Художественный анализ
-Кому понравилось произведение?
- Поделитесь своими первыми впечатлениями об услышанном в группе.
- А кто желает поделиться со всеми? Какие эпизоды вас больше всего впечатлили?
-Сколько лет Ваньке Жукову и давно ли его отдали в ученье к сапожнику?
- Как по какой причине его отдали? И почему именно в Москву?
- На судьбу какого героя похожа судьба Ваньки?

(Если сравнивать мальчиков , то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем , которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки ( не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи ( подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять –таки Ваньку).

- А по вашим наблюдениям кому приходилось лучше Ваньке или Петьке? Почему?
- А какие проблемы у них одинаковые? –
(Общими проблемами у мальчиков является бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства. )

- Есть ли у Ваньки своё «то самое место», куда так он стремится?
- А чем его так это место привлекает?
- А похожи ли характером эти ребята?
- С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.
-Давайте в этом убедимся, поработав в группах.
- Итак, ребята, распределите роли в группах.
- Командиры
-Секретари
- Спикеры
- Правосудие
- Хранители времени

1 группа 
- Составить портрет Ваньки Жукова. Подтвердить примерами из текста.
(Он наблюдательный и сообразительный, активный и находчивый. В чём он больше развитей, умней Петьки?)
(А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают)
Ваньку выучили читать и писать, танцевать кадриль. Ванька получил то развитие, которое не получил Петька. Он более развит и менее забит. В нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам, он не менее впечатлителен, чем Петька, но более активный, шустрый и жизнеспособный. Обратить внимание как написано письмо, обращение к деду, правила орфографии)
2 группа
- Из чего состояло учение Ваньки?
- Как вы думает, это единичные случаи такой учёбы у деревенских детей?
.
3 группа-
-Расскажите о деревенской жизни Ваньки?
- Какое выразительное средство, использует Чехов, говоря о деревенской жизни Ваньки и жизни в семье Аляхина?
( - Как вы думаете, дойдёт ли письмо до деда?
- Если он такой умный, сообразительный, почему же он так промахнулся с адресом? ( сравни, где он жил раньше и где теперь?)
- Ребята, а вы заметили, в какую ночь пишет Ванька письмо? ( в ночь под рождество)
- Как вы думаете, случайно ли это? Что это за праздник? Во что верит Ванька?
- А теперь, ребята, скажите к какому жанру можно отнести это произведение?
- Докажите. ( рождественский рассказ)
Когда ученики из посёлка Мирного изучали эту тему, они посетили Музейный Дом. Я вас тоже приглашаю посетить картинный зал и остановиться у картин художника Богданова-Бельского.
- Знаком ли вам этот художник? По каким картинам? Что общего у рассказов Андреева, Чехова и картин Богданова-Бельского?
- Сегодня мы познакомимся с другими его картинами «Визитёры» и «Дети за пианино». Найдите их. Что это такое развешено?- спросил Миша.
- Это китайские бумажные фонарики, - ответила Евдокия Васильевна.
- Там какой то праздник? –спросил Миша.
- Вы можете ответить на этот вопрос? Предположите, что могут наблюдать мальчики?Хочется ли им войти внутрь чужой усадьбы?
- Кто из мальчиков самый застенчивый и робкий? Кто больше других хочет быть приглашённым на праздник? А кто всем своим видом показывает, какой он взрослый и независимый?
Поработаем с рамочками.
- Выделите с помощью рамки горизонтальный фрагмент «Трое деревенских ребятишек», вертикальный фрагмент «Двое мальчиков, заглядывающих в сад»
- Какой из двух фрагментов кажется вам более выразительным?
- А теперь рассмотри картину «Дети за пианино»
- Я поняла! Этим деревенским детям купили пианино! – сказала Таня Перова.
- Ничего ты не поняла, - возразил ей Костя Погодин. – Это дети тех, кто обслуживает дом. А хозяева дома либо ещё не приехали из города в деревню, либо уже вернулись в город.
- С кем вы согласитесь: С Таней или с Костей?
- Рассмотри, как одеты и обуты дети. Посмотри мебель и посуду в корзине.
- К какому приёму прибегает художник? Помогает ли вам этот приём понять, где находятся дети: в собственном доме или в чужом? Посмотри, чем заинтересовался самый младший из детей. Подтверждает ли его поведение твой вывод?
-Возвращаемся в класс
V Рефлексия:
-Наш урок подходит к концу
- Давайте обсудим, стал ли тяжелей ваш, как мы называем с вами, рюкзак знаний?
- Какими знаниями вы пополнили?
- На какую тему этот рассказ?( О судьбе детей из народа)
- Что до нас хотел донести Чехов? (Автор хотел показать жестокость того времени и несправедливость, даже по отношению к детям)
- А вы не задумались, почему и Леонид Андреев и А.П. Чехов называет своих героев Ванька, Петька, а не Ваня, Петя? - У вас на столе лежит листочек с пословицами
- Какую пословицу вы выбрали бы в качестве эпиграфа к этому уроку?
1. На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.
2. От всякой боли средство есть – терпенье
3. Обтерпимся, и мы люди будем!
4. Не знав горя, не узнаешь и радости.
5. Век живи, век учись! 6. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.
 Как вы думаете, почему Чехов закончил рассказ именно так? -Какие чувства хотел пробудить он в читателях?
- А хотелось бы вам пожить в это время? Почему?
- Что вам дало это произведение, этот урок для жизни?
- Заинтересовала ли вас тема, которую мы изучаем?
- Что удалось вам на уроке? В чём почувствовал свой успех? За что бы ты дал себе приз?
- А как ты это понял?
- Что ещё не удаётся? Над чем бы хотелось ещё поработать?
- Хотели бы вы на следующем уроке продолжить чтение произведений на эту тему?
- Оцените свою деятельность
- Те, кто считает, что отлично поработал на уроке возьмите жёлтую полоску
Те, кто считает мог и лучше – синюю
Коричневую - недоволен своей работой. Думаю на следующем уроке надо постараться..
Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
- VII Домашнее задание (вариативное)
Написать письмо Ваньке о современной Москве(рисунок)
Составь рассказ о жизни Ваньки в городе (рисунок)
3. краткий пересказ рассказа от третьего лица.

4. Прочитать новое произведение по изучаемой теме
Cписок литературы по теме:
1.А.П Чехов. Спать Хочется.Детвора
2.П.М Брянцев. Конец осиного гнезда
3.В.О.Богомолов. Иван
4.Короленко. Дети подземелья
5.А.И.Куприн. Белый пудель
6.А.Блок. Сочельник в лесу
7.М.горький. Детство в людях
8.С.А Аксаков. Детские годы Багрова-внука