Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки Как лисичка бычка обидела для старшего дошкольного возраста


Конспект оод по речевому развитию
в старшей группе МБДОУ комбинированного вида д/с №1
Воспитатель: Дубинина В,М.
Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов Севера, расширить знания детей о морских рыбах, помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее, используя схему, драматизировать сказку по ролям, учить эмоционально и выразительно выполнять назначенную роль.
Оборудование: мнемотаблица, шапочки лис, морского бычка, иллюстрации быта народов Севера, запись шум волн, портрет Г.Снегирёва.
Словарная работа: пучеглазый, большеротый, эскимосы.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей встать в круг. (Психологический настрой).
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро,
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Предлагает поиграть в словесную «Наоборот» Цель: подбирать слова с противоположным значением, затем приглашает присесть на стульчики.
Воспитатель. В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете? Дети называют. На Севере нашей страны живут народы эскимоссы, предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это очень далеко от нас и там очень холодно, потому что на глобусе Север отмечен, синим цветом. Предлагает посмотреть иллюстрации о жизни и быте эскимосов; жилище, одежда, на чём передвигаются, чем занимаются.
«Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», – говорит педагог. Обработал эту сказку, т.е. записал Г. Снегирёв и показывает его портрет. Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку, а затем записал, теперь эту сказку знают и другие народы. Кто кого обидел? А кто такой бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием «бычок», показывает иллюстрацию с морской рыбой, его-то лисичка и обидела. Дети выделяют большой рот, значит большеротый, глаза расположены на выкате, значит пучеглазый. Хотите знать,

где это случилось и как? Воспитатель читает сказку:
...Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок,бычок Пучеглазый.Бычок,бычок Большеротый.Бычок, бычок
колючий,бочок А бычок ей говорит:
– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
– А ты ему ничего не говорила?
– Сказала.
– Что ты ему сказала? – спросила лиса.
– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…
Воспитатель обращается к детям:
Понравилась вам эскимосская сказка? Как называется эта сказка? Ребята, а случалось ли у вас такое? Как вы реагировали на дразнилку? Можно ли дразнить людей за то что у них другого цвета волосы, глаза, цвет кожи не такой как у вас?
А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?
Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.
А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Артём, Саша ...
Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.
Физкульминутка
Двое детей пересказывают сказку по частям, в помощь предлагает мнемотаблицу. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».
Далее сказку пересказывает другая пара детей.
Воспитатель организует драматизацию сказки. Вместе с детьми готовят атрибуты: синее полотно море, раскладывают морские камешки, ракушки по берегу моря, слушают шум волн в записи и повторяют звуки.
Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.
Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.