ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 2016-2017 уч.год. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. 2016-2017 уч.год. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.
1.Средневековые города возникали как поселения:
А) крестьян Б) священников В) воинов Г) ремесленников
2. Кто оставил об Индии эти записи?
«Тут есть Индийская страна, и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в одну косу. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жены все черные. Куда я ни пойду – за мной людей много: дивятся белому человеку»
А) Н.Н. Миклухо-Маклай Б) Афанасий Никитин
В) В. Беринг Г) Владимир Атласов
3. С чьим именем связано присоединение Западной Сибири к русскому государству?
А) Хан Мамай Б) Ермак Тимофеевич В) Марфа Посадница Г) Иван III
4. В период удельной Руси (12-14вв.) боярские республики существовали в:
а) Пскове и Новгороде в) Новгороде и Киеве б) Владимире и Киеве г) Новгороде и Чернигове
5. В результате военной реформы Ивана IV в России в XVI веке появилось:
а) стрелецкое войско; б) гвардейцы в) рекруты; г) кавалерия;
6. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств произошло период правления:
а) Ивана Калиты; б) Ивана Грозного; в) Владимира Мономаха; г) Юрия Долгорукого;
7. Укажите верный хронологический ряд княжеских династий Рюриковичей:
А) Олег – Игорь – Ольга – Святослав Б)Рюрик – Владимир – Святослав – Ярослав Мудрый
В) Игорь – Олег – Ольга – Святослав Г) Ольга – Олег – Игорь - Святослав
8. По какому принципу образованы ряды?
А) Рядович, смерд, закуп
Б) Сухий, Травень, Червень, Листопад
9 По какому принципу образован ряд? Что и почему является лишним?
Скань, зернь, фреска, эмаль
10. Расположите события в хронологической последовательности:
А. Создание Правды Ярослава. Б. Введение «уроков и погостов». В. Принятие христианства в Древней Руси.
Г.Съезд князей в Любече, утверждение принципа «каждый держит отчину свою».
11. Установите соответствие:
Дата Событие
1.1223 А. Издание первого свода законов единого государства
2.1242 Б. Издание первой печатной книги в Москве
3.1478 В. Битва на Калке
4.1497 Г. Битва на Чудском озере
5.1564 Д. Присоединение Новгорода к Москве (потеря самостоятельности)
12. Установите соответствие изречения и события , к которому оно относится:
Изречение Событие
1.«Пусть каждый держит вотчину свою» А. «Поучение детям Владимира Мономаха
2.»Иду на Вы!» Б. княжение Владимира (980-1015 гг.)
3. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» В. восстание древлян
4.»Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый,
или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Г.съезд князей в Любече
5. «Повадится волк к овцам, все стадо перетаскает» Д. Правление Святослава
13.Имена в истории. Установи соответствие:
Выдающиеся люди Русского государства
Область их деятельности

1.Иван Федоров
А.зодчие собора Василия Блаженного (Покровского собора)

2.Барма и Постник
Б.Русский художник

3.Юрий Долгорукий
В. Первопечатник в Москве

4.Аристотель Фиораванти
Г.первое упоминание о Москве

5.Андрей Рублев
Д.Зодчий Московского Кремля

6.Александр Невский


14. Прочтите отрывок и ответьте на вопросы. «Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому князю и побеждены были татары, и полному разгрому подверглись Великий князь, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал».
1. О каком событии идет речь? Назови имя князя. Назови дату события.
2. Каковы итоги и значение этого события для дальнейшей истории Руси?
15. Какого русского князя прозвали «денежный мешок»?
16. Названия, каких войн указывают на их продолжительность?
17.Когда в военной истории опасность представляла «свинья»?
18. Когда в истории в особом почете была метла?
Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников
по истории 2016-2017 уч. год
7 класс
Пояснительная записка
Задания школьного этапа олимпиады по истории для 7 классов составлены по учебнику А. А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» (с древнейших времен до к. 16 века) и учебнику истории Средних веков, авторами которого являются Е.В. Агибалова, Г.М.Донской (Просвещение»). Представлены задания нескольких видов:
1 часть – 7 заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.
2 часть – более сложные задания. Они предполагают определение принципа построения рядов, выбор лишнего и объяснение почему, прочитать текст и сделать выводы о прочитанном, соотнести даты и события, имена исторических деятелей и область их деятельности, изречения и их авторов.
Критерии оценивания
За выполнение 1 части заданий 1-7 ставится 1 баллом, общее количество баллов - 7.
Задание 8 оценивается 2 баллами. Всего 4 балла
Задание 9 оценивается 3 баллами. (найти слово – 1 балл и объяснить выбор – 2 балла).
Задание 10 оценивается 4 баллами.
Задание 11оценивается 5 баллами. (По 1баллу за каждое верное соотнесение)
Задание 12 оценивается 5 баллами. (По 1баллу за каждое верное соотнесение)
Задание 13 оценивается 10 баллами (по 2 балла за каждое правильное соотнесение)
Задание 14 оценивается 8 баллами.
По 2 балла за каждый правильный ответ всего -4.
4 балла за правильный ответ
Задание 15 оценивается 2 баллами
Задание 16 оценивается 6 баллами ( по 2 за каждый верный ответ)
Задание 17 оценивается 3 баллами.
Задание 18 оценивается 3 баллами.
Общее количество баллов – 50 баллов.


Ответы:
1.г
2.б
3.б
4.а
5.а
6.б
7.а
8.А. зависимое население Древнерусского государства
Б) название месяцев
9.это ювелирное мастерство русских ремесленников. Лишнее фреска.
10. Б, В, А, Г.
11. 1-в 2-г 3-д 4- а 5- б
12. 1-г 2-д 3-а 4-б 5-в
13.1-в 2-а 3-г 4- д 5-б
14.1.Куликовская битва. 1380 г. Дмитрий Иванович Донской
2. Ускорился процесс распада Золотой Орды. Москва усилила свои позиции в процессе образования единого Русского государства. Москва стала центром освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества. Русские впервые одержали победу над главными силами Орды.( могут быть другие ответы).
15. Ивана Даниловича Калиту
16.Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя
17.1242 г. Ледовое побоище. Немецкие рыцари были построены грозным клином – «свиньей».
18. В России в 16 веке при Иване Грозном в период опричнины. Это было отличительным знаком опричника.



15