Урок открытия нового знания Давление твердого тела


Технологическая  карта   конструирования урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим» 
(Блез Паскаль)
Автор урока Файзуллаева Ольга Анатольевна
Должность Учитель физики
Образовательное учреждение МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока»
Предмет Физика класс 7 В – 1 группа
Продолжительность урока 45 мин
Тема урока   Давление. Способы изменения (Давление, Давление твердого тела: 1-й урок из двух уроков)
Тип урока Урок открытия нового знания
Цели урока Усвоение учащимися смысла понятия давление; формирование у учащихся убежденности в познаваемости окружающего мира; развитие познавательного интереса к изучению физической величины давление. Обучение учащихся рефлексии собственной деятельности, самооценке и взаимооценки.
Задачи урока 1. Формирование у учащихся умений наблюдать явления проявления давления в природе, быту и технике.
2. Использовать результаты наблюдения для объяснения причин возникновения, изменения давления твердого тела с помощью общенаучных понятий с помощью:
выдвижения гипотезы:
от чего зависит давление твердого тела;
как его можно изменить;
выполнения экспериментальной проверки гипотезы;
теоретических выводов, объясняющих результаты опытов.
3. Научно обосновывать результат действия силы на площадь поверхности (давления) при решении теоретических задач.
4. Формирование способов рефлексии собственной деятельности, самооценки и взаимооценки.
Форма проведения урока Урок проблемно-исследовательский
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1. Понимание учащимися смысла термина давление; формирование у учащихся убежденности в познаваемости окружающего мира; развитие познавательного интереса к изучению физической величины давление.
умений наблюдать явления проявления давления в природе, быту и технике.
2. Умение пользоваться результатами наблюдения;
3. Объяснение причин возникновения, изменения давления твердого тела с помощью общенаучных понятий .
4. Умение выдвигать гипотезы:
от чего зависит давление твердого тела;
как его можно изменить;
5. Умение выполнять экспериментальную проверку гипотезы;
теоретических выводов, объясняющих результаты опытов.
6. Умение применять на практике теоретические знания при решении теоретических задач по теме давление твердого тела.
7. Умение использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни. Обеспечения безопасности своей жизни.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, формулировать тему урока.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, из
предложенных вариантов выбирать
и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или с помощью учителя) план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе отрицания) (дихотомического деления).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Выделять существенные характеристики объекта.
Составлять план простых опытов.
Анализировать и оценивать достоверность информации.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения в группе
Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Условия реализации урока
Информационные ресурсы Учебная литература Методические ресурсы Оборудование
Презентация powerPoint
Учебник А.В. Перышкин Физика 7 класс Технологии эвристического обучения; технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог): технология деятельностного метода. Интерактивная доска IterWrite; компьютер;
емкости с песком; стаканы; гири
Этап урока Деятельность учителя
Задания для учащихся, которое приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся (УУД)
1. Мотивация к учебной деятельности
2 минуты Организует побудительный диалог для мотивирования ученика к учебной деятельности на уроке:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки
(«могу»).
Слайды 2-10. Природные явления, примеры из техники, быта человека, связанные с темой «давление» Происходит самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанному подчинению себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л).
Определяют и называют тему (П)
2. Постановка проблемной ситуации для решения учебной задачи
3 минуты 1. Организует подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.
2. Организует выход учащихся в рефлексию пробного учебного действия. Слайды 15-17. Задача. Один мальчик решил заняться воспитанием своей воли. Для этого он решил, что будет лежать каждый день на гвоздях. В первый день - на 1, второй день – на 2-х и т.д. гвоздях. Сможет ли он так воспитать свою волю?
Учащиеся могут правильно при этом сказать, что тренировку следует проводить в обратном порядке.
Ответ: « Почему именно так?» - вызывает затруднение 1) Актуализируют способы действий, достаточные для построения нового знания, обобщают(П);
2) Появляется мотив к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление (Р);
3)Фиксируют  индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия (Л). 4)Обосновывают затруднения(К)
5) Называют, что нужно знать о физической величине(Актуализируются мыслительные операции и познавательный процесс (П);
3. Решение учебной задачи
30 минут 1. Подводит учащихся под понятие давления
2. Подводит под способы изменение давления
3. Создает ситуацию успеха, мотивирующую учащихся на включенную учебную деятельность Слайды 17, 18
Что нужно о физической величине давление.
Что такое давление (опора на жизненный опыт учащихся).
Слайды 20, 21.Учащиеся с помощью подводящего диалога выходят на то, что давление – это результат действия силы, перпендикулярной поверхности тела.
Слайды 23-24. Учащиеся с помощью подводящего диалога выдвигают гипотезу: как давление зависит от силы и площади поверхности.
Слайды 25-26. Выполняют проверку с помощью опыта: песок, стакан, гири.
Слайды 27-28. Знакомятся с формулой давления.
Единицей измерения давления 1 Па.
Слайд 29. Рефлексия деятельности: Продолжите предложения
Я испытывал …
Я понимаю…
Я могу …
Слайды 29-33. Способы изменения давления (Решение задач)
Слайды 34-36. Выводы по уроку 1. Анализируют, сравнивают полученную информацию (П).
2. Выделяют и формулируют проблемы (П)
3. Проводят экспериментальную проверку (П).
4. Формулируют выводы. (К)
5. Сравнивают свою точку зрения с точкой зрения других учащихся (К)
6. Проводят рефлексию своей деятельности (Л).
4. Рефлексия деятельности
5 минут 1. Организует рефлексию деятельности.
2. Организует самооценку и взаимооценку учащихся. Слайд 37. Продолжите предложения:
До урока я …..
Во время урока я …
Слайды 39.
Обведите ручкой утверждение о себе:
На уроке я
1) Только слушал – 1
2) Слушал, думал, но не высказывал
свои мысли – 2
3) Слушал, думал и проговаривал
свои мысли – 3
Слайд 40. Отметьте того, кто был по вашему
мнению точнее других, удивил вас.
1. Напишите его фамилию, имя
2. Спасибо за работу!
Слайд 41. Домашнее задание 1. Самоопределение (Л)
2. Самооценка (Л)
3. Самоконтроль (Л, Р)
4. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л)
5. Итог урока
5 минут 1. Побуждает познавательный интерес к последующим урокам по теме давление (Давление в жидкостях. Давление в газах). Возврат к слайдам, демонстрированным в начале урока. Слайды 2-10.
Задание. Какие вопросы по теме давление были рассмотрены на уроке. Можно ли утверждать, что мы получили полное представление об этой физической величине? 1. Познавательная инициатива ( Р)
2. мотив к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление (Р)