План-конспект урока по Естествознанию, Давление твердого тела (5 класс)


Урок естествознания в 5 классе.
Зависимость давления твердого тела от площади опоры.
Учитель физики Макурова Е.В.
Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений в их применении в исследовательской работе и в решении задач.
Тип урока: урок исследование.
Цели по содержанию урока:
Образовательная цель – сформировать представление о давлении, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная.
 По результатам урока обучающиеся должны
 знать/понимать что называется давлением; какой буквой обозначается; в каких единицах измеряется; формулу, по которой можно рассчитать давление; способы изменения давления.
 уметь применять формулу давления для решения задач; научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела, решать качественные задачи, делать выводы.
 
Основное содержание:             
Повторение. (Что такое давление?, связь давления с другими величинами, единица измерения давления);
Лабораторная работа: «Исследование зависимости давления от площади опоры»
Закрепление.
      Оборудование: ПК, проектор, колонки, экран, оборудование для лабораторной работы: брусок, динамометр, линейка.:  
Ход урока:
 
I. Организационный момент: приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся.    
 Как – то раз спросили розу:
«Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?». Слайд№1,2
Коким образом создается давление? Слайд№ 3
 1.Вспомним, что мы знаем  о силе.
2. От каких факторов зависит результат действия силы?
III. Физ. минутка.
IV. Постановка проблемы
Сегодня мы будем играть роль исследователей. Наша задача исследовать зависимость давления от площади опоры . Слайд 5, 6
Обучающиеся выполняют лабораторную работу, заполняют рабочие карты.
 Ф. И.____________________________ класс_____
Лабораторная работа.
Тема:________________________________________________________________________
Цель:________________________________________________________________________
Оборудование:________________________________________________________________
Ход работы:
1.Измерить силу давления:
2. Измерить размеры бруска:
а = ….. см; в = ….. см; с = …. см.
3.Поставить брусок на основание и вычислить давление:
S = а • в =……………………… 〖см〗^2; ……………. 〖см〗^2 = ………………. м^2
P_(1=) F/S = …………………… Па
4. Поставить брусок на боковую грань и вычислить давление:
S = в • с =……………………… 〖см〗^2; ……………. 〖см〗^2 = ………………. м^2
P_2 = F/S = …………………… Па
Вывод: (как зависит давление от площади опоры?)
V. Закрепление материала.
Обучающиеся выполняют тест на обратной стороне бланка.
Тест:
 1.Какой буквой обозначают давление:
А) Р; Б) F; В) S;
2. В каких единицах измеряется давление:
А) Н; Б) кг; В) Па; Г) м;
3. По какой формуле можно вычислить давление:
А) …. =a ∙b; Б) …. = ϑ∙t ; В) …. = FS;
4. Если площадь опоры увеличить, то давление….
А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится;
5. Как изменится давление, если человек стоящий на полу подымет одну ногу…
А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится;
975360258445006. В каком случае брусок оказывает на опору меньшее давление….
VI.   Подведение итогов. Рефлексия. Слайд№7
Наш урок мне хочется закончить словами великого физика А.Эйнштейна:
« Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед  нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму»
 Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики. И сегодня разгадали одну, хотя и небольшую. Какую?
 
VII. Домашнее задание. (заранее на доске)
1.По учебнику стр.62-64.
2. Подготовить творческую работу: Природа и давление.