Конспект урока по физике Вес воздуха. Атмосферное давление

Технологическая карта урока по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление».
Предмет: физика.
Класс: 7
Цель урока: формировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке и понятия атмосферного давления.
Задачи урока:
Образовательные
организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное давление», раскрыть природу атмосферного давления, показать на опытах и объяснить на примерах существование атмосферного давления и его применение;
Развивающие
развивать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении;
создать педагогические условия для развития навыков самостоятельной и групповой деятельности;
развивать логическое мышление, внимание, речь;
Воспитывающие
воспитывать коммуникабельность при коллективной работе и в парах;
воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;
воспитывать наблюдательность и любознательность.
Тип урока: Урок «Изучение нового материала».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа в парах (практическая), групповая.
Оборудование: карточки с заданием (для пар и групп), стакан с водой, пустой стакан, стеклянная трубка, трубочки для коктейля, пакет сока (яблочного или любого другого 1,5 л), стаканы под сок (на количество обучающихся), лист бумаги, мультимедийный проектор, компьютер для показа презентации.


















Конспект урока
Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Класс: 7.
Цель урока: формировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке и понятия атмосферного давления.
Задачи урока:
Образовательные
организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное давление», раскрыть природу атмосферного давления, показать на опытах и объяснить на примерах существование атмосферного давления и его применение;
Развивающие
развивать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении;
создать педагогические условия для развития навыков самостоятельной и групповой деятельности;
развивать логическое мышление, внимание, речь;
Воспитывающие
воспитывать коммуникабельность при коллективной работе и в парах;
воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;
воспитывать наблюдательность и любознательность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданием (см. приложение), стакан с водой, пустой стакан, стеклянная трубка, тетрадный лист бумаги
Планируемые результаты
Предметные:
формирование представление о причинах возникновения атмосферного давления;
формирование умения приводить опытные доказательства, подтверждающие существование атмосферного давления;
Личностные:
формирование учебно-познавательного интереса к предмету;
формирование целостного научногомировоззрения;
Метапредметные:
Познавательные
формирование умения формулировать познавательную цель;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные
формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Регулятивные
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им, вносить необходимые коррективы в собственную деятельность;
формирование умения ставить учебную задачу (целеполагание);
Основные понятия
Атмосфера, давление газа, атмосферное давление, вес воздуха, закон Паскаля
Межпредметные связи
Биология, география






















Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
Устный опрос:
- Что такое давление?
- По какой формуле можно найти давление твердых тел?
- От чего оно зависит?
- По какой формуле можно найти давление жидкостей?

Сейчас представим, что мы туристы. Ответим на некоторые вопросы.


Задача 1. В каком из сосудов давление больше?


Задача 2. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран? Приведите примеры сообщающихся сосудов.


3.Изучение нового материала.
Посмотрите, за окном голубое небо, светит Солнце. Сформулируем тему нашего урока.
земная атмосфера. Из чего она состоит? Правильно – из воздуха. Так, теперь сформулируем тему урока. Запишем её в свою рабочую тетрадь.
А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока?
Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель поправляет, задаёт наводящие вопросы:
Имеет ли воздух вес?
Что такое атмосфера?
Как создается атмосферное давление?
Где работает атмосферное давление?
Где применить знания об атмосферном давлении?
На воздух действует сила тяжести, воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.
Опыт 1 (рис.124 на с.124)
Условия опыта: t = 0оС и V = 1 м3.
Записать на доске (и в тетрадях):
Масса шара без воздуха m = 1,935 кг.
Масса шара с воздухом М = 3,225 кг.
Вес воздуха P = (М – m)g
· 13Н.
Какой делаем вывод: воздух имеет вес и способен оказывать давление на любые тела.
Так что же такое атмосфера. Работа с учебником.
Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греческих слов: атмос – пар, воздух и сфера – шар).
Как же нам ответить на третий вопрос? Как бы вы объяснили причины существования атмосферного давления?
Учащиеся высказывают гипотезы, дают объяснения существования атмосферного давления, учитель направляет обсуждение проблемы. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.
Физкульминутка: Очень физику мы любим – шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера. Это правда, топай смело.
В атмосфере есть азот – делай вправо поворот.
Также есть и кислород – делай влево поворот.
Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх, тем воздух реже и давление там меньше

В начале учебного года было сказано, что физика – экспериментальная наука, т.е. чтобы проверить правдивость гипотезы, надо провести эксперимент. Так и сделаем.
Работа в группах
Группа 1. Объяснить, почему вода не выливается из бутылки
Группа 2. Объяснить, почему вода поднимается вслед за поршнем по трубке
Группа 3. Объяснить, почему лист бумаги удерживает воду в перевёрнутом стакане
Группа 4. Объяснить действие ливера (капельница)
Учащиеся в группах решают проблемную ситуацию, в дальнейшем объясняют остальным учащимся класса

Атмосферное давление – это давление атмосферы Земли на все предметы, находящиеся на ней.
Где работает атмосферное давление? Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них (привести примеры).

4.Первичное закрепление пройденного на уроке. Решение качественных задач:
1.Как мы пьём? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление “вгоняет” туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление).
2.Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?
3.Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух, лист лопнул. Почему лопнул лист?
4.На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150000 Н. Как мы справляемся с такой нагрузкой? (внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма).
5. Итоги. Рефлексия.
Что изучали на уроке? Что вас удивило? Что больше всего понравилось? Какое открытие вы сегодня сделали? Все ли поставленные вопросы решили? Цели были достигнуты? Выставление оценок. Благодарность учащимся за работу.
6.Домашнее задание: §42-43, упр.19(2); упр.20 (устно).




Рисунок 515