ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 6 кл. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 уч. год. 6 КЛАСС.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 уч. год. 6 КЛАСС.
Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:
А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.
2. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?
А. на верхней Б. на самой нижней В. не входили в феодальную лестницу
3. К восточным славянам не относятся:
А) русские Б) болгары В) украинцы Г) белорусы
4. Кого характеризуют эти понятия – герб, меч, забрало, оруженосец
А) монаха Б) ремесленника В) мушкетера Г) рыцаря Д) гладиатора
5.Ниже перечислен ряд имен. Кто из этих людей правил раньше?
а) Карл Мартелл б)Пипин Короткий в) Хлодвиг г) Карл Великий
6. О ком речь?
Этот человек стал основателем новой религии и государства. Кто он?
А. Мухаммед Б. Юстиниан В. Карл Великий
7. Соотнесите понятия и их определения:
А) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу
Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала
В) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян
1) оброк
2) феод
3) барщина

8. Найди лишнее слово в ряду и объясни, почему ты сделал этот выбор.
1)Кельи, фрески, мозаика, икона.
2) Алтарь, Притвор, Греческий огонь, Неф.
9.Прочитайте текст. В средневековые времена этот народ называли по-разному. Вспомни и запиши не менее трех названий.
Они были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Кораблям они давали имена: Длинный змей, Морская птица, Идущий по волнам, Пожиратель ветра, Волк. Они даже писали о своих кораблях поэмы и высекали на камнях их изображение. Длинные, изящные суда, быстроходные и надежные, легкие для гребли или даже для переноса их на руках в случае необходимости, имели в длину около 18 метров и 2,6 метра в ширину. Нос корабля был украшен головой дракона. Сами мореплаватели были искусными мореходами. Могли плыть много дней вдали от берегов, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звездам. Глубина и температура воды в океане помогали им определять свое местонахождение. На пути из Норвегии в Гренландию моряки держали курс по движению косяков сельди, трески или пикши.
Еще были они беспощадными воинами-завоевателями, державшими в средневековье в страхе всю Европу.
10. Найди пару (привести в соответствие столбцы)
Историческая наука
Что изучает?

Нумизматика
А) изучает собственные имена географических объектов (Карагай, Черное море, Невский проспект, озеро Байкал, река Обва, Куликово поле). Зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Геральдика
Б) наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств. Без учета этих данных порой трудно понять истинные причины тех или иных политических событий.

Метрология
В) наука о монетах

Археология
Г). изучает последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени или вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников

Генеалогия
Д) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы мер веса, длины, объема и площади.

Палеография
Е) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, т.е. штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.).

Хронология
И). наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам

Сфрагистика
Ж) историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.

Топонимика
З)наука о гербах

11. Из приведенных слов и словосочетаний составьте и запишите предложение, содержащее определение исторического понятия. Назовите, что это за понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, изменять окончания и пр.
1. Святые, изображение, деревянный, бог, доска, размещенное -
2. Выделанная, письмо, овец, телят, кожа, тонко, обработанный, использовать, для, -

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников
по истории 2016-2017 уч. год
6 класс
Пояснительная записка
Задания школьного этапа олимпиады по истории для 6 классов составлены по учебнику истории Средних веков, авторами которых являются Е.В. Агибалова, Г.М.Донской (Просвещение»). Включены вопросы и задания на проверку знаний по разделам «Становление средневековой Европы», «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Византийская империя» (с учетом объема, который может быть изучен ко времени проведения олимпиады).
Представлены задания нескольких видов:
1 часть – 6 заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.
2 часть – более сложные задания. Они предполагают выбрать лишнее и объяснить почему, прочитать текст и сделать выводы о прочитанном, на вставку, соотнесение наук и вопросов которые они изучают, понятий и определений, определение принципа построения рядов.
Критерии оценивания
За выполнение 1 части заданий 1-6 ставится 2 балла, общее количество баллов - 12.
Задание 7 оценивается по 2 балла на каждое верное соотнесение. Всего 6 баллов.
Задание 8 оценивается 3 баллами (найти слово – 1 балл и объяснить выбор – 2 балла). Всего 6 баллов.
Задание 9 оценивается 2 баллами за каждое правильное соотнесение. Всего 6 баллов..
Задание 10 оценивается 2 баллами за каждое правильное соотнесение. Всего 18 баллов..
Задание 11оценивается по 2 балла за определение понятия и 2 балла за правильное написание определения. Всего 8 баллов.
Общее количество баллов – 56 баллов.

Ответы.
1.Д
2.В
3.Б
4.Г
5.В
6.А
7.1-в, 2-а, 3-б
8. 1. Кельи – это место, где жили монахи. Все остальное украшение храмов.
2.Греческий огонь – это зажигательная смесь придуманная византийцами. Все остальное части христианского храма.
9.Варяги, Викинги, Норманны
1-В, 2-З, 3-Д, 4-И,5-Б, 6-Ж, 7-Г, 8-Е, 9-А
11. Икона – изображение Бога и святых размещенное на деревянных досках.
2.Пергамен – тонко обработанная и выделанная кожа молодых телят и овец используемая для письма.

15