Тема «Сообщающиеся сосуды. Сообщающиеся сосуды в природе»


Алимханова Сэуле Ибраевна
Учитель физики КГУ "Герасимовская средняя школа" села Герасимовка, Уланского района Восточно-Казахстанской области, образование высшее.
Краткосрочное планирование интегрированного урока
Физика и география
Тема «Сообщающиеся сосуды. Сообщающиеся сосуды в природе»
Класс: ____7 Б /русский язык обучения/_________
Учитель физики:__Алимханова Сэуле Ибраевна_________
Учитель географии:__Чотиева Айнур Мухаметшарифовна________
Таблица по планированию
Неделя /26.01.- 02.02./ 28 января 2015 года Занятие 3
Название занятия: Сообщающиеся сосуды
Ссылки Учебник «Физика» для 7 класса,
конспект урока, презентация в Power Pount, демонстрационный материал для опыта, образцы сосудов
Общие цели Обеспечить эффективное усвоение данного материала, умение различать виды сообщающихся сосудов. Углубить знания темы в интеграции с географией, формируя единые взгляды о мироздании. Продолжить формирование естественно-математической грамотности, развивая функциональную грамотность.
Результат обучения Прийти к выводу, что сообщающиеся сосуды не только бывают в физике, но и в природе. Различают виды сообщающихся сосудов, умеют находить схождение в быту, на практике и в природе. Знают понятия.
Ключевые идеи Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры? Эти сосуды мы используем для заварки чая, кипячения воды и полива цветов на грядке. Ребята вы догадались, о каких сосудах идет речь (Лейка, чайник, кофейник….). Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части. Ребята, как вы думаете, какие сосуды мы назовем сообщающимися. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.
Все моря и океаны мира являются тоже сообщающимися сосудами. Ведь все они соединены между собой проливами. Поэтому уровень моря во всем мире одинаков.
Акведук – это водяной желоб, поддерживаемый мостами. Акведуки использовались в древние времена в качестве наземных прообразов современных систем водоснабжения.
Древнеримские инженеры хорошо решали сложные технические задачи, а вот с основами физики они были знакомы не достаточно хорошо. Римский водопровод прокладывался над землей, а не проще ли это было сделать так, как сейчас, проложив трубы под землей.
Фонтан.
Действие фонтана также основано на принципе сообщающихся сосудов. Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. Даже если расположить шланг так, чтобы его уклон поднимался вверх, вода не перестает быть из фонтана.
Современный водопровод.
Практически такой же фонтан вы наблюдаете каждый день, открывая кран, потому что действие водопровода основано на том же принципе.
Примером сообщающихся сосудов является артезианский колодец.
Шлюз.
Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, “водяных затворах” в системе канализации.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в быту (чайник, кофейник, лейка).
В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами.
Задания 1.Актуализация знаний – демонстрация сосудов и найти отличия, сделать выводы 2. Деление на группы
3. Практическая работа в малых группах – Определение Закона сообщающихся сосудов:
I группа : Опыт № 1
В одну из трубок (СС) налить воды.
Ответить на вопросы: (зажим не убираем)
а) Что произойдёт, если убрать зажим?
б) Как после этого распределится вода по стеклянным трубкам?
Проверить свои предположения, гипотезы, ответы) экспериментально.Как поведёт себя жидкость, если одну из трубок :Поднять
Опустить
Наклонить в разные стороны?
Что будет происходить с уровнем жидкости трубках?
Запись в тетради
Законы (СС)
I часть закона (СС): Однородная жидкость в СС оставить 7 см устанавливается на одном уровне.

IIгруппа :Опыт № 2
Охарактеризуйте прибор стоящий на вашем столе:
Форма трубок какая?
(разная, одинаковая, уже, шире)
Основание (общее или разное)
Как можно назвать данный прибор?
Сколько СС на приборе?
5.Налейте воды в СС
Что будет происходить с уровнем жидкости трубках?
Однородная жидкость в СС любой формы
устанавливается на одном уровне.

III группа : Опыт № 3
В (СС) нальём разные жидкости: воду и подсолнечное масло, равного объёма.
Что вы видите?
а) Уровни будут различными.
б) Жидкости не смешиваются
в) Откуда вы это видите? Покажите место, где они не смешиваются
Это место назовём границей раздела двух жидкостей. Через эту границу проведём горизонтальную линию.
Работа с рисунком
Что вы видите на рисунке слайда и на рисунке, который перед вами? т.е. выше этой прямой.
а) Два столба: столб воды и столб масла.
б) Чем отличаются столб воды и столб масла: высотой
в) Высота столба масла больше высоты столба воды.
Вот вы и вывели II часть закона (СС).
Здесь ещё одной физической величины не хватает.
Какую величину забыли ?
а) Чем ещё отличаются вода и масло друг от друга: плотностью.
б) Чему равна их плотность?
Плотность воды 1000 кг/м, плотность масла 930 кг/м
а) Высота столба масла с меньшей плотностью больше, высоты столба воды с большей плотностью.
г) Но вместо масла и воды может быть и другая жидкость: например: ртуть, спирт, глицерин. Поэтому II часть закона (СС) должны дать в общем виде для всех жидкостей.
б) высота столбов жидкости будет зависеть от её плотности
в) чем меньше плотность жидкости, тем выше её столб в сосуде.
II часть закона (СС):
В (СС), содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше высоты столба жидкости с большей плотностью
4. Работа с рисунком - сравнить.
5. Релаксация – Упражнение для глаз по карте 6. Деление на малые группы
7. Работа в малых группах – составление постера
1 группа – Артезианские колодцы
2 группа – Гейзеры
3 группа – ВодопороводОт каждой группы выступление спикеров
8. Демонстрационный опыт «Фонтан своими руками» 9. Рефлексия –показ видеофильма о cообщающихся сос10. Домашнее задание 11. Оценивание
Дополнительные задания 1. Создание диалога
2. Работа с картой
3. Навыки практической работы
4. Работа с опережающими заданиями
Дополнительное чтение Учебник «Материки и океаны» для 7 класса, §48, хрестоматия к учебнику
Учебник География» для 6 класса

Номер
группы
Сотрудничество в группе
(распределение и выполнение обязанностей)
Поведение (не мешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания, не кричать)
Раскрытие
материала,
задания,
темы
Умение слушать
презентации
других групп, задавать вопросы,
делать дополнения
Общий
балл
I II
III