Элементы урока в соответствии с ФГОС. Тема « Давление твердых тел. Способы изменения давления».


Элементы урока в соответствии с ФГОС. На примере темы « Давление твердых тел. Способы изменения давления».
С точки зрения системно-деятельностного подхода учащиеся должны определить тему урока.
Мотивационный этап. Актуализация знаний. Добрый день! Приятно вас видеть в этой аудитории. Я надеюсь, что сегодня у нас получится интересное и полезное занятие.
С точки зрения системно-деятельностного подхода учащиеся должны определить тему урока.
Деятельность учителя: Задает проблемные вопросы. Деятельность ученика
Задает проблемные вопросы:
1.Представьте, что папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее?
2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?
3. А почему папе стало легче, что изменилось у папы?

«…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
-соскучилась я по тебе, уточка…Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце».
1.Почему лиса ползла по льду?
2.Что могло произойти, если бы лиса побежала?


Поместить столик с грузом в сосуд с песком, сначала шляпками гвоздей в сторону поверхности песка, Поставим гирю в один, а затем в два кг.
Затем перевернем остриями. Поставим одинаковый груз.

1.Почему действие на песок одного и того же груза изменилось?

Тему урока:
Цель урока-?Задачи ( те ступеньки которые они преодолеют)
2. Планирование
3.Открытие новых знаний
Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления Классная физика http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ из коллекции ЦОРРаботаем с учебником. Найдите в учебнике определение давления и единицы давления.
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.
Как обозначается давление? Единица давления-?За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности.. Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.
. Как определить давление?
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.
Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.
Демонстрация : Зависимость P (F) : разрезание 2-х кусков пластилина проволоками одинаковой толщины, закрепленными в лапках штатива. Подвесим на один кусок 2 груза по 100 г., а на другой кусок – один груз массой 100г. Объяснить результаты эксперимента.
2. Зависимость P(S): Разрезание 2-х кусков пластилина проволоками, разной толщины. Объяснить результаты эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..
Чтобы уменьшить давление следует…..
На следующих слайдах вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.
Работа в парахПриведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить
Работа в группах
Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.
1.У папы большой вес, он проваливается глубже.
2.На лыжах идти легче т.к. он не будет проваливаться в снег.
3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)
1.Лед тонкий, она боялась его сломать, поэтому ползла.
2. Она сломает лед и провалится.
3 Лиса давит на лед лапами сильнее, чем туловищем.

1. гиря в 2 кг давит сильнее, чем в 1 кг.
Поэтому шляпки глубже уходят в песок
2.Шляпки имеют большую площадь, поэтому давят с меньшей силой.
Создана проблемная ситуация, которая позволила учащимся самостоятельно в процессе обсуждения сформулировать тему урока и целеполагание
Записывают тему урока в тетрадях. « Давление твердых тел. Способы изменения давления».
Изучить понятие давления.
- найти формулировку давления;
-записать формулу;
- опытным путем проверить от чего зависит давление;
-предложить способы изменения давления;
-решить задачи
-сделать выводы
1.Познакомится с материалом учебника и другими источниками ( найти определение давления, формулу, единицы измерения)
2.Выполнить практическую работу и сделать вывод
3. решить задачи, тест
4.выполнить тест
5. Подвести итог работы
Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения давления)
Вспоминают, что входит в характеристику физической величины.
Ответ: определение.
Читают определение.
Записывают определение в тетрадь.
Ответ: обозначение буквой .
Записывают в тетрадь.

Ответ: единицы измерения
Записывают в тетрадь.
Кратные и дольные единицы измерения:
1 кПа = 1000 Па
1 Па = 0,001 кПа
1 МПа = 1000000 Па
1 Па = 0,000001 МПа
1 мПа = 0,001 Па
1 Па = 1000 мПа
Помогают ответами
выражают F и S
Записывают формулу и пояснения в тетрадь
Записывают все закономерности в тетрадь
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.
Зависимость давления от площади опоры и величины действие силы имеет огромное значение на практике
Сообщение ребенка на примере Останкинской телебашни высота которой 533 м, а масса 51 400 т Давление фундамента Останкинской телебашни на почву – 2,7∙105 Па
Экспериментальная часть
(Работают в группах или парах)
Определить зависимость давления твердого тела от силы давления при неизменной площади опоры.
Для того чтобы выполнить задачу исследования
Определить массу ученика , а затем измерим массу ученика с гантелями 7 и 14 кг на электронных весах, не меняя его площадь опоры. (Площадь опоры взять из домашней работы)
Масса (m), кг Cила (F=m*g), Н Площадь опоры(S) м2 Давление(Р=F|S),Па
m1 F1 Р1m2 F2 Р2m3 F3 Р3
Сделайте вывод
2. Определить зависимость давления твердого тела от силы
Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход опыта:
Измерьте длину и ширину основания бруска.
а=
в=
Вычислите площадь основания.
S=
Измерьте вес бруска
F=
Вычислите давление бруска, оказываемое им на поверхность стола.
Р=F|S
Положите груз на брусок и вычислите давление бруска с грузом на поверхность стола.
Р1= F1|S
Добавьте еще один груз и повторите вычисления.
Р2= F2|S
Сделайте вывод о полученной зависимости.
3.Определение зависимости давления твердого тела от площади опоры при неизменной силе
Оборудование: 3 деревянных бруска, динамометр, линейка.
Ход опыта:
Измерьте вес бруска.
F=
Измерьте длину, ширину брусков
Найдите площади брусков
S1=
S2=
S3=
Вычислите давление брусков в трех положениях, оказываемое им на поверхность стола.
Р=F/S1,
Р=F/S2,
Р=F/S3,
Сделайте вывод:
4. Исследование давления твердых тел, формы и прочность.
Оборудование: две половинки яичной скорлупы и иголка.
Ход опыта:
Возьмите одну половинку яичной скорлупы и иголку.
Проткните скорлупку шилом изнутри.
Возьмите вторую половинку яичной скорлупы.
Проткните скорлупку шилом с выпуклой стороны.
Сравните усилия в обоих случаях.
Сделайте вывод о прочности конструкции.
Оборудование: четыре яйца одинакового размера (желательно вареных), кассетница для яиц, картонка, гири
Ход опыта:
Поставьте четыре яйца в ячейки кассетницы, расположив их симметрично.
Положите на яйца картонку.
Поставьте на картонку тяжелые предметы, например, пластиковые бутылки, наполненные водой или стопку книг.
Сделайте вывод о прочности конструкции.

5.Сравнить давление двух разных брусков
Измерьте вес брусков.
F1=
F2=
Измерьте длину, ширину брусков
Найдите площади брусков
S1=
S2=
Вычислите давление брусков, оказываемое им на поверхность стола.
Р1=F1/S1,
Р2=F2/S2
Сделайте вывод:
5.Физкультминутка
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево – Снять напряжения
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растет.
6. Закрепление знаний
Систематизация и обобщение.
(вопрос – ответ)
Презентация вопросы ( Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала.)
Если ответили на все вопросы, то поставьте себе плюс
Если допустили 1-2 ошибки, поставьте вопрос
Если не знаете ответа на многие вопросы, поставьте минус
Молодцы! Хорошо поработали
А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу.
Тест
Взаимопроверка. Отметки за тест.
7.Рефлексия
Достижение цели урока. Выполнение задач
Отвечают учащиеся-
- с учебником поработали, узнали определение, формулу давления, единицы измерения
-записали формулу и определение в тетради
- опытным путем проверили, от чего зависит давление;
-предложили способы изменения давления;
-решили задачи
-выполнили тест
Сделали выводы