Разработка урока по физике 7 класс по теме Атмосферное давление.


Конспект урока по физике в 7 классе
по теме «Атмосферное давление. Опыт Торричелли».
Цели урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, объяснить значение атмосферного давления.
Задачи:
– образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.
– развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: стакан с водой, лист бумаги, пипетка, медицинский шприц, стеклянная трубочка (ливер ), пластмассовая бутылка с отверстиями, свеча, монета, плоское блюдо.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
Здравствуйте ребята, гости. У нас сегодня необычный урок, у нас присутствуют учителя физики района. Отсутствующие есть? Нам сегодня понадобится учебник, тетрадь, сборник задач. У всех все есть?
II. Повторение изученного материала.
Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи. (слайд №1). Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?"
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов". Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.
На каждом уроке мы расширяем кругозор наших познаний и сегодняшний урок не будет исключением. Но прежде чем расширить наши знания, давайте повторим то, что мы уже узнали на предыдущих уроках . (Онлайн-тест 7 класс физика по теме давление). В это время один ученик решает задачу на расчет давления столба жидкости: определите давление на глубине 0,6 м в воде. (После теста проверяем правильность решения задача).
III. Целеполагание и мотивация.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что воздух имеет вес, а значит должен создавать давление на окружающие тела. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух…! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. (Слайд №2) «Атмосферное давление. Опыт Торричелли». Цели нашего урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, объяснить значение атмосферного давления. Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опыте.
Демонстрация опыта: стакан с водой, лист бумаги. Обучающиеся пытаются объяснить, почему лист не падает.
IY. Изучение нового материала.
Ребята, а как вы думаете можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости? нельзя…для этого надо знать высоту атмосферы и плотность воздуха, а вы знаете, что у атмосферы четкой границы нет и плотность воздуха меняется с высотой. Как же быть? Очень простой по содержанию опыт был поставлен Эванджелистом Торричелли. Но этому предшествовало одно событие: еще древней цивилизации были известны всасывающие насосы. С их помощью можно было поднять воду на значительную высоту. Древние философы задумывались о причинах этого и пришли к выводу, что вода следует за поршнем потому, что природа боится пустоты (слайд №5). Никто не задумывался, что это может быть по причине веса воздуха. Рассказывают, что Италии в 1640 году герцог Тосканский задумал устроить фонтан на террасе своего дворца. Воду для этого фонтана должны были накачивать из соседнего озера, но вода не шла выше 10, 3 метра. Тогда герцог обратился к Галилею за разъяснениями. Галилей пошутил, что вероятно природа перестает бояться пустоты на высоте более 10 м и предложил своему ученику Торричелли разобраться в этом странном явлении. Имя Торричелли (1608-1674 г) навсегда вошло в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый прибор для измерения атмосферного давления. (1643 год). Рассказ опыта Торричелли с применением анимации (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5252-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_10.swf. Рассказать о связи давления и погоды.Учитель: Всеобщее признание это открытие получило после опытов Блеза Паскаля во Франции (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5253-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_11.swf) и Отто фон Герике в Германии.
Паскаль организовал в 1648 году измерения высоты ртутного столба в одной и той же трубке сначала у основания горы Пюи – де – Дом, затем на её вершине, на высоте около 1300 метров.
Как вы думаете, к каким результатам пришел Паскаль?
Учащиеся: на вершине горы высота столбика оказалась меньше, вследствие меньшего давления воздуха.
Учитель: А Отто фон Герике спроектировал приборы, названные «магдебургскими полушариями». При откачивании воздуха из шара к кольцам на полушариях было впряжено по 16 лошадей, и они не смогли их разъединить. Небольшая разминка.
Очень физику мы любим – шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера. Это правда, топай смело.
В атмосфере есть азот – делай вправо поворот.
Также есть и кислород – делай влево поворот.
Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх, тем воздух реже и давление там ниже…
Учитель: За единицу измерения атмосферного давления принимают 1 миллиметр ртутного столба. Выразим это соотношение в Паскалях:

Получаем, что давление в 760 мм. рт. ст. составляет примерно 101300 Па.
С помощью обучающихся рассчитываем атмосферное давление и связь между 1 мм.рт.ст. и Паскалями.
V. Закрепление изученного материала. Я вас просила в интернете найти интересные подтверждения существования атмосферного давления (рассказы учеников).
Демонстрация опыта со свечей. Ученики объясняют его с точки зрения полученных знаний.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Заполнение таблицы в интернете.
VII. Домашнее задание.
– § 42, ответить на вопросы в конце параграфа;
-- практическая работа: рассчитать с какой силой давит атмосфера на крышку вашего стола.
Вот и кончился урок.Снова прозвенел звонок,Отдыхать мы можем смело,А потом опять за дело.